КЕЙС-СТАДИ
Кейс № 1 «Государственный сектор как основа экономической политики» предназначен для достаточно детализированного изучения одной из актуальнейших проблем современных экономических отношений, которые складываются в экономике между отдельными ее субъектами в процессе выработки экономической политики.
Цель занятия: сформировать комплексное представление о сущности, основах функционирования, масштабах и перспективах развития государственного сектора в России и других странах.
Задачи, решаемые студентами в ходе проведения занятия:
- рассмотреть различные подходы к определению госсектора;
- определить критерии сравнения функционирования госсектора;
- на основании этих критериев выявить общие черты, показать различия в формировании и дальнейшем функционировании госсектора;
- по итогам изучения темы заполнить таблицу 1.
Табл. 1
Сравнительный анализ функционирования госсектора в различных странах
Критерии | Общие черты | Различия | Перспективы |
1. 2. 3…………….. |
В первой колонке необходимо указать критерии, которые определяют студенты в процессе изучения функционирования госсектора в различных странах, сделать их обоснование. Во второй колонке показать общие черты формирования, функционирования и перспективного развития госсектора. Различия отражаются в третьем столбце. В четвертом, на основании первых столбцов, сформировать краткие предложения по дальнейшему развитию либо свертыванию госсектора.
Теоретические аспекты функционирования госсектора
В научной литературе и в нормативных документах нет однозначного определения государственного сектора.
Л.И. Якобсон считает, что государственный сектор – это не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства. Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства, поэтому ключевую роль среди компонентов государственного сектора играют государственные финансы, прежде всего госбюджет, его доходы и расходы.
В.И. Кошкин, ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства пишет: «Экономическая теория и вся мировая практика убеждают: в условиях рыночной экономики федеральная (и муниципальная) собственность остается фундаментальной экономической опорой государства, а значит, - важнейшим предметом госинтересов и госуправления. Принципиальное понимание этого императива в правительственных документах просматривается».
Ряд российских ученых считает, что государственный сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль «локомотива» в экономике: «Управляя госсектором, государство осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов — одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны…. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики».
А. Виссарионов и И. Федорова предлагают «придерживаться определения государственного сектора, данного в правительственном постановлении (в новой редакции), согласно которому в состав государственного сектора включаются государственные унитарные предприятия, в том числе казенные, государственные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной собственности, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики…. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации определяет контуры рассматриваемого сектора путем перечисления тех сфер экономической деятельности, где государство сохраняет главенствующие позиции, а именно:
- обеспечение национальной безопасности, функционирование воздушного, железнодорожного и водного транспорта, а также сфера реализации стратегических интересов России;
- эксклюзивная разработка и изготовление продукции, находящейся в сфере интересов России и обеспечивающей национальную безопасность;
- производство продукции, полностью или частично изъятой из гражданского оборота;
- дотируемый вид деятельности ».
В самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. Он не может существовать вне государственного управления.
Следовательно, к государственному сектору следует добавить земельную собственность, природные ресурсы, которыевключают в состав водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы, воздушное пространство, полезные ископаемые, ресурсы космических систем,имущественные и неимущественные права на результаты деятельности.
В обязательном варианте к государственному сектору следует относить денежные средства - финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. По материальному выражению они представляют собой публичные денежные средства государства, а также бюджеты различных уровней. К ним следует добавить денежные суммы государственных предприятий и учреждений, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, функционирующих в сфере финансовых отношений, финансовые обязательства страны, а также находящиеся в банках в форме вкладов государства в их уставные капиталы.
До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому, ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.
Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.
Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются: извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет; наполнение Доходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала. Эти функции очевидны. Сложнее обстоит дело с определением роли и места приватизации объектов государственной собственности как финансового инструмента. Приватизация должна решать не отдельные задачи, связанные с единовременным пополнением бюджета, а осуществляться в соответствии с единой государственной политикой по управлению государственным имуществом.
Государство влияет на предприятия государственного сектора в направлении развития импортозамещения, а также выравнивания территориальных условий для развития бизнеса.
Из многообразия регулирующих функций государственного сектора следует выделить деятельность, направленную на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства.
Регулирующие функции государственного сектора необходимо дополнить системообразующими функциями.
Первая системообразующая функция госсектора может быть определена как участие в преодолении тенденции по обособлению промышленных комплексов регионов, несущему угрозу развития экономического сепаратизма и, в конечном счете, – целостности государства. Речь идет о создании на базе государственных предприятий и акционерных обществ с государственным капиталом межрегиональных корпораций как фактора укрепления экономических связей между субъектами Федерации.
Вторая системообразующая функция государственного сектора связана с его участием в процессе интеграции российской промышленности и может быть определена как создание на базе имущества, находящегося в собственности России, крупных промышленных корпораций. При этом следует отметить, что речь идет не только о создании государственных корпораций путем объединения предприятий, признанных необходимыми для выполнения возлагаемых на госсектор задач и официально включенных в соответствующие перечни, но и о том, чтобы на основе объектов государственной собственности, частных предприятий и корпораций осуществлять последующую продажу государственного пакета акций, приватизировать объекты государственной собственности по пакетному принципу и др.