Функционирование госсектора в различных странах




(описание ситуации)

Важную составляющую госсектора России образуют учреждения, которые создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование, как правило, полностью производится из средств соответствующего бюджета. Учредитель (Федерация, субъект РФ, муниципалитет) в соответствии с законодательством несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Учреждения имеют возможность привлекать кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности без согласования с собственником, и это приводит к нанесению прямого ущерба государству в случае невозврата кредитных ресурсов. На 1 октября 2001 г. В России было 34 868 федеральных государственных учреждений.

Государственный сектор через Центральный банк РФ выпол­няет регулирующие функции на финансовом рынке: определяет процентные ставки; осуществляет операции на рынке ценных бу­маг; оказывает воздействие на валютный курс и т.п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денеж­ную политику на экономический рост.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепарати­стских устремлений ряда субъектов РФ. Это ведет к усилению по­литической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – произ­водственно-технологических и транспортных связей, финансовой, банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая де­зинтеграция, социальная дифференциация общества способству­ют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ.

По количественным показателям итоги разгосударствления экономики России впечатляющи. Темпы приватизации в России достигли несравнимых с мировыми темпами результатов. К 2000 г. 75% предприятий стали частными. Доля производства предприятий государственного сектора экономики в общем объеме про­изводства составила около 9%. Доля государства в основных фондах – 57%, в инвестициях – 20%. На долю государственного сектора приходится 36,4% занятого населения.

Несмотря на то, что в результате быстрой и массовой прива­тизации около 75% предприятий стали частными, государствен­ный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отрас­лях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных ме­таллов и камней, военной и космической технике и других отрас­лях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Государство владеет высоколиквидными матери­альными активами и является одним из самых крупных собствен­ников. Государству в России принадлежит 1/3 всей собственности. Структура государственной собственности включает:

- феде­ральные государственные предприятия и учреждения;

- акционер­ные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале;

- недвижимое имущество.

Федеральные государственные унитарные предприятия и уч­реждения. Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям на праве опера­тивного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям - эффективно или неэффективно она использует­ся, по отношению к учреждениям - по назначению или нет.

В форме федеральных государственных унитарных предпри­ятий существовали 9855 пред­приятий, в форме учреждений – 34864 (по данным Министерства имущественных отношений РФ – Минимущество России). Коли­чество унитарных предприятий значительно, основная их деятель­ность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функ­ции по управлению унитарными предприятиями четко не разде­лены между федеральными органами исполнительной власти.

Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управ­ляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятель­но принимают решения о направлениях использования прибыли.

Акционерные общества и другие предприятия, имеющие госу­дарственную долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные об­щества распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обще­ствах (АО), где его доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В отношении 580 АО используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении – «золотая акция». В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах – более 50% акций; в 1601 акционерном обществе – 25-50% акций; в 1713 акционер­ных обществах – менее чем 25%.

Дивиденды по федеральному пакету акций составили: в 1995 г. – 115 млн. руб.; в 1996 г. – 118; в 1997 г. – 270,7; в 1998 г. – 574,6 млн. руб.; в 1999 г. – 6,15 млрд. руб. (в ценах 1998 г.). Данные свидетельствуют о том, что государство по своим акциям получало крайне низкие дивиденды, однако наблюдалась тенденция роста эффективности использования федеральной собственности.

От приватизации государственной собственности федераль­ный бюджет в 2001 г. получил более 10 млрд. руб. Из 2287 приватизированных предприятий основную долю составили предпри­ятия торговли (15,7%) и жилищно-коммунального хозяйства (9,3%). В 2005г. соответственно 34177,5 млрд. руб. и 491 предприятие. Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

В Федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн. м2: из них 123 млн. м2 - неком­мерческого использования и 214 млн. м2 - коммерческого исполь­зования.

Доходы от аренды составили: в 1995 г. – 95,5 млн. руб., в 1996 г. – 223 млн. руб., в 1997 г. – 305 млн. руб., в 1998 г. – 466,6 млн. руб. (в ценах 1998 г.)

Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости. Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что служит основанием для изменения подходов к управлению не­движимым имуществом.

Зарубежная собственность оценивается в 2,7 млрд. долл. США. Главная проблема управления зарубежными объектами федераль­ной недвижимости – перераспределение полномочий между их ведущими балансодержателями: Управлением делами Президен­та РФ и МИД РФ.

Таким образом, несмотря на масштабность владений государ­ства, ему не удается до настоящего времени сделать их бюджет­ными донорами.

У государства есть огромный сектор федеральной собствен­ности – земля. Государству необходимо исполнять свои функции в области земельных отношений.

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. При­нят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизирован­ных предприятий, которым не принадлежали земельные участ­ки, где они располагались, приводило к снижению возможно­стей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграни­чения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.

Несмотря на то, что в целом доля продукции государствен­ного сектора в общем объеме продукции резко снизилась в от­дельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.

Доля продукции государственного сектора по отраслям на­циональной экономики отличается.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объема производства. Наимень­шие объемы продукции госсектора в общем объеме составляли: в машиностроении – 1%, в черной металлургии – 1,5%, в цветной – 2,4%.

В гражданском машиностроении в 1998 г. в состав государ­ственного сектора экономики входили 168 предприятий.

В составе химического комплекса находились 154 предприя­тия государственного сектора, из них 8 акционерных обществ – с преобладающей долей государства (более 50%). В химической и нефтехимической промышленности удельный вес продукции го­сударственного сектора в общем объеме продукции составил 10%, микробиологической – 19, медицинской – 21%. В оборонном комплексе – почти половину.

Государственный сектор в США с точки зрения отраслевой структуры концентрируется исключительно в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть – мосты, дороги, трубопроводы; отдельные сектора энергетики – атомные электростанции; наука, прежде всего фундаментальная; а также отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы – образование и здравоохранение). Общий объем материальной собственности как в стране, так и за рубежом, по данным на конец сентября 1998 г., равнялся 244,3 млрд. долл. Сюда включаются здания (126,8 млрд. долл. или 55,3 % общей суммы), сооружения и оборудование (84,4 млрд.долл. или 36,7 %) и земля (18,3 млрд. долл. или 8 %). Эти данные не включают материальную собственность, находящуюся во владении местных органов власти.

Государственная собственность практически полностью отсутствует в других отраслях общественного воспроизводства, что заметно отличает экономику США от других развитых стран. При включении же в госсектор доли ВВП, перераспределяемой через федеральный и местный бюджеты, то масштабы его в национальной экономике с учетом трансфертов были весьма заметны и составляли около 30 %.

Эффективному партнерству государства с частным сектором способствует активное использование широкого набора косвенных средств и мер регулирования для привлечения частных инвестиций в сферу науки и технологий. В их числе:

1) налоговые стимулы;

2) внешнеторговая политика;

3) регулирование используемых нормативов;

4) законодательство об охране интеллектуальной собственности;

5) федеральная контрактная система;

6) антимонопольное законодательство;

7) достижение консенсуса при формировании научно-технической политики.

Основой нынешней стратегии экономического развития КНР является привати­зация убыточных госпредприятий и реструктури­зация государственного финансово-банковского сектора на принципах многообразия форм собственности финансовых институтов. Развивая экономику различных форм собственности, Китай в насто­ящее время оставляет доминирующее положение за общественной или государственной формой собственности. Здесь вполне осознают, что это главный фактор, сдерживающий имущественную поляризацию китай­ского общества.

Во второй половине 80-х годов разрабатывается и внедряется подрядная система: государство – собственник, предприятие – хозяйствующий субъект. Договором подряда решались все вопросы меж­ду ними: права, обязанности сторон, распределение дохода. Исполь­зовался механизм конкуренции, в том числе при выборе руководите­ля. Однако в случае банкротства или убыточности пред­приятие не имело права использовать для погашения задолженности свое имущество, так как оно считалось государственным. Предпри­ятия зависели от административных органов, не участвовали в кон­куренции и вообще не были участниками рынка. Подряд рассматри­вался некоторыми экономистами как «переходная форма».

Итогом 20 лет проведения реформы можно с полным основани­ем считать значительные масштабы разгосударствления китайской экономики. Об этом говорят данные табл. 2.

Снижение доли госсектора происходило за счет опережающего роста предприятий других форм собственности, а не намеренного его урезания или естественной деградации. Если его доля в структу­ре промышленности снижалась, то в количественном отношении происходил рост. Кроме 1981 г., только в 1989-1990 гг. он возрос со­ответственно, на 3,9 и 3%. В остальные годы прирост производства регулярно превышал 5%, а четырежды – 12%. Хотя по валовой про­дукции госсектор промышленности не занимает главенствующие позиции, он сохраняет приоритет среди других секторов по наличию основных фондов, общему объему капиталовложений и другим по­казателям. Например, рентабельность по выпуску продукции (рас­считанная по доле налогов и прибыли в общей сумме реализованной продукции) была в 1995 г. на государственных предприятиях наивы­сшей – 18,7%, тогда как у коллективных – 13,2, а в других секторах – 13,9%. Рентабельность по фондам у госпредприятий ниже, чем в дру­гих формах собственности, что связано с высокой степенью их изно­шенности. По доле убытков в реализованной продукции три секто­ра (государственный, коллективный и пр.) близки к друг к другу (со­ответственно, 2,2, 1,4 и 1,6%). Поэтому можно считать, что у госсе­ктора есть перспективы для развития.

Табл.2

Изменение структуры промышленности КНР по форме собственности, %

  Виды предприятий по форме собственности
государственные коллективные Частные индивидуальные акционерные прочие
1985 г.
Основные фонды 74,6 24,0 - 0,5 - 0,9
Число занятых 41,1 49,5 - 8,9 - 0,5
Валовая продукция промышленности 64,9 32,1 - 1,8 - 1,2
1995 г.
Основные фонды 53,7 23,8 1,0 1,9 5,0 14,6
Число занятых 31,6 39,8 3,3 1,7 1,7 6,1
Валовая продукция промышленности 34,0 36,6 2,6 3,5 3,5 12,8

 

Проблемы и перспективы развития китайской экономики во многом связаны в настоящее время с вопросами реформирования государственного сектора экономики. Во-первых, в связи с провозглашенной реформой государственных предприятий в Китае неизбежно встает проблема трудоустройства избыточной рабочей силы в государственном секторе экономики, численность которой, согласно официальной китайской статистике, составляет не менее 20 млн. человек, или порядка 1/3 всех занятых на государственных предприятиях. В этой связи необходимо предпринять дополнительные усилия в области переподготовки кадров, а также создания возможностей трудоустройства для высвобождающихся работников в негосударственном секторе экономики. Однако важнейшим условием для решения указанной проблемы является поддержание высоких темпов экономического роста, что становится в современных условиях все более проблематичным.

Во-вторых, серьезной проблемой остается убыточность многих из государственных предприятий, причем количество только тех из них, деятельность которых является убыточной на протяжении более трех лет, по официальным данным составляет более 30 % от общего числа предприятий государственного сектора.

С другой стороны, в целях реализации задач реформы государственного сектора экономики, только в ближайшей перспективе, по оценкам Госсовета КНР, может понадобиться порядка 2,5 трлн. юаней государственных капиталовложений.

Итогами работы по реформированию государственных предприятий с переводом их на акционерные формы хозяйствования стало то, что только в 2003 г. прибыль государственных акционерных компаний увеличилась на 45,2% и составила 378,4 млрд. юаней.

Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем, к началу 90-х годов доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться. Например, в промышленности она составляла в 1979 г. – 24%, а в 1996 г. – 18,3% общего числа промышленных предприятий КНР. Снижение удельного веса государственного сектора в численности предприятий привело к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем объеме промышленного производства. Если еще в 1990 г. на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного производства, то в 2000 г. – не многим более 40%. В отношении ряда товаров – нефть, нефтепродукты, стальной прокат – действует политика протекционизма. В целом политика государства сочетает либерализацию и поддержу национальных производителей в ряде отраслей.

IV Пленум КПК КНР фактически выбрал путь «золотой середины» и определил главные цели преобразования и развития госпредприятий до 2010 г. Решено было создавать крупные современные корпорации, проводить слияние однопрофильных предприятий, перепрофилировать или банкротить неэффективные, убыточные предприятия. Пленум принял решение добиваться уменьшения доли государства в промышленном секторе в течение ближайших трех лет, вплоть до продажи некоторых предприятий в частные руки. Огромные долги гос­предприятий были превращены в акции, которые выброшены на биржи для приобретения банками-кредиторами. Госпредпри­ятия, согласно решениям этого пленума, будут в основном действовать в сферах, имеющих жизненно важное значение для народного хозяйства страны.

Главной задачей реформы государственных предприятий является модификация их структуры с целью повышения эффективности. Управление китайскими государственными предприятиями претер­певает важные организационные изменения. Эти изменения касаются, прежде всего, многоуровневой системы управления. На национальном, провинциальном, муниципальном и районном уровнях типичная сис­тема управления состоит из трех уровней: «организации верхнего уров­ня», которая представляет собой государство как собственника, обычно через определенную исполнительную структуру; «организации сред­него уровня», которая наделяется полномочиями со стороны верхнего эшелона управления; и самих государственных предприятий. Другим важным явлением реформы в данной сфере является транс­формация государственного предприятия в крупную группу производ­ственных компаний.

Объединение промышленных государственных предприятий в кор­порации осуществляется постепенно и осмотрительно. Государство остается основным собственником данной формы предприятий, хотя допускаются и частные пайщики. Государство также остается мощным регулирующим органом и препятствует размыванию своих прав на предприятиях. Приватизация государственных предприятий осуще­ствляется весьма осторожно, и главной ее целью является повышение эффективности экономики.

В будущем предполагается создание такой системы государствен­ных предприятий, которая бы полностью соответствовала требовани­ям современной экономики и обладала уровнем конкурентоспособно­сти, сравнимым с мировым.

Экономическая система Японии отличается от других развитых стран меньшим уровнем развития элементов свободного рынка. Это обусловлено большой ролью в ней двух дру­гих системообразующих структур – государства и «группирования» в сфере бизнеса.

В Японии кейнсианская модель частично функционируют и поныне. Японцы упорно сохраняют свои традиции как в управлении государством, так и в культуре. Японская экономика находит­ся в промежуточном состоянии между рыночно-конкурентным на­чалом и жестким регулированием и, несмотря на преобладание ры­ночной конкуренции, прогресс этой страны пролегает через после­дующее системное приближение к дальнейшему конкурентному на­чалу.

Схема государственного участия представлена в следующем ви­де: Министерство внешней торговли и промышленности, Министерство финансов, Министерство почт и телеграфов, Банк Японии, Бюро экономического планирования, Комиссия по чест­ным и справедливым сделкам.

В рыночной экономике производственные регулирующие функ­ции выполняют собственники и назначаемые ими управленцы. В Японии немаловажное значение в исполнении регулирующих функций имеют чиновники государственного аппарата. В макроэко­номической сфере они определяют приоритеты в экономическом росте и стимулировании экспорта, производят рекомендательное руководство в деятельности корпораций и реструктуризацию про­мышленности, участвуют в ограничении прямых иностранных инве­стиций и защите внутреннего рынка, проводят антитрестовские ме­ры, санкционирование картелей и т.д. Экономические регулирую­щие функции выполняют отраслевые и межотраслевые обществен­ные организации. Самая мощная из них – «Кэйданрэн» – с постоян­ным аппаратом и регулярной отчетностью входящих в нее около 1000 крупнейших корпораций. Вторая по влиянию на экономику – «Сингикай». Роль обеих организаций как институтов поддержки входящих в них корпораций весьма значительна и включает уже внерыночный подход макроэкономического регулирования. Для то­го чтобы войти в состав членов этих организаций, необходимо прой­ти рыночный отбор. Решения такого рода организаций не носят ди­рективного характера.

Роль государства рассматривается в трех отношениях, а именно: поощрение и направление экономической деятельности; обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами; формирование и поддержание доверия со стороны внешнего мира.

Правительство приняло на себя роль субъекта, поощряющего и направляющего экономическую деятельность частного сектора в стране. Данная форма воздействия означает именно поощрение и направление, а не прямой и непосредственный контроль

В качестве главных инструментов поощрения и направления экономической деятельности использовались кредитно-финансовая и налоговая системы. Что касается, первой, для целей поощрения частных инвестиций использовалась политика удержания на низком уровне процентных ставок, а также приоритетные финансирование инвестиций и кредитование правительственными кредитными учреждениями (то есть целевое финансирование). В налоговой сфере для поощрения инвестиций в основной капитал использовалась ускоренная амортизация. Для вовлечения в процесс принятия правительственных решений представителей частного сектора использовались различные консультативные советы. Последние предоставляли возможность согласовывать различные интересы и через создание у частного сектора ощущения причастности к формированию политики обеспечивать большую гладкость процесса ее реализации.

Для поощрения и направления экономической деятельности частного сектора в первую очередь разрабатывались правительственные цели в экономической области и показать обществу его долгосрочную стратегию. Планы («пяти-семилетние» и т.д.) по своей сущности представляли собой не столько планы, сколько правительственные прогнозы или ориентиры (набор целей). Помимо роли ориентира для менеджмента частных предприятий при разработке ими планов развития (в частности, инвестиционных программ), правительственные планы также выполняли функцию обозначения критериев для оценки инвестиционных проектов, в финансировании которых участвовали правительственные кредитные учреждения.

Еще одним элементом стратегии поощрения и направления экономической деятельности является отбор правительством приоритетных отраслей и сфер. Правительственные органы, и в первую очередь министерство внешней торговли и промышленности и министерство транспорта, разрабатывают определяющие документы промышленной политики (характерным примером такового может служить раздел «Содействие формированию прогрессивной отраслевой структуры» в «Плане удвоения национального дохода» (1960 г.); с помощью кредитно-финансовых и налоговых рычагов способствовали притоку средств в такие базовые отрасли, как черная металлургия, машиностроение, морской транспорт, судостроение и т. д.

Важнейшей задачей правительства в 60-70-х годах было стимулировать сбережения; вовлечь их в кредитно-финансовую систему; создать механизм, обеспечивающий предоставление этих средств экономическим субъектам в необходимом месте под низкий процент. То есть заставить функционировать механизм создания кредита. Помимо этого, осуществлялось распределение средств через бюджет и программу государственных инвестиций и кредитов.

1. Увеличение (стимулирование) внутренних сбережений.

2. Мобилизация личных сбережений.

3. Ссудные операции частных кредитных учреждений под низкий процент (движение средств, вовлеченных в кредитно-финансовую систему).

4. Создание банковской системы, обеспечивающей долгосрочное финансирование (частные специализированные кредитные учреждения).

5. Программы государственных инвестиций и кредитов, финансируемые за счет почтовых сбережений (целевое финансирование).

6. Развитие за счет бюджетных средств общественного капитала (общественной инфраструктуры).

7. Активное вмешательство правительства в процесс привлечения иностранного капитала.

Для Японии характерно существенное государственное вмеша­тельство в экономическую жизнь. Экономический рост с 50-х по 80-е годы был чрезвычайно высок, что оправдывает практику зна­чительного государственного вмешательства в экономическую жизнь Японии. В середине 80-х годов экономическая система была готова к ведению монетаризма в экономику, но государственное вмешательство продолжало действовать в наиболее отсталых от­раслях. С начала 90-х годов начался спад производства, депрессии и экономические кризисы.

М. Портер, X. Такеучи, М. Сакакибара приводят убе­дительные выводы о том, что в 20 отраслях экономики Японии, ко­торые отнесены к числу высококонкурентоспособных, включая ма­шиностроение (автомобили, швейное оборудование), электронику (полупроводники, аудио, микроволновые устройства), средства от­дыха и т.д., участие государства минимально. В других шести отрас­лях, которые авторы характеризуют как ущербные и на которые приходится не более трети производства ВНП (производство одеж­ды, химических продуктов, шоколада, моющих средств и операции с ценными бумагами, другие нематериальные услуги), участие госу­дарства велико. Участие государства проявлялось практически во всех сферах деятельности предприятий этих отраслей: в открытии новых предприятий, соперничестве, оперативных субсидиях, техноло­гии, спросе и предложении и т.д. «Правительство, а не конкурентные силы, решает здесь, каким компаниям и на чем специализироваться. В сущности, говоря, здесь среди компаний любого размера нет кон­куренции», – утверждают упомянутые выше авторы. В начальный период реформ в Японии проводилась политика «шоковой терапии», навязанная американскими экономистами. В результате массового разорения предприятий ухудшилось экономическое положение, снизился жизненный уровень населения. Поэтому от при­менения «шоковой терапии» пришлось отказаться и приступить к пла­новому восстановлению экономики. В период бурного экономическо­го роста (50-80-е гг.) индикативное планирование экономики оправ­дывало себя и к середине 80-х годов государственное вмешательство начало отрицательно влиять на экономический рост. Кризисы 90-х го­дов потребовали вновь государственного регулирования экономики, но в настоящее время эффективность этих мер не проявляется. В на­чале 2002 г. произошло падение йены до 130-135 к доллару США.

Замедленное экономическое развитие Германии на протяжении по­следнего десятилетия, обусловленное целым рядом объективных факторов и субъективных ошибок немецкого правительства. Обнаружилось и нарастает несоответствие немецкого хозяйственного порядка реалиям мирохозяйственного развития и жестким требованиям конкуренции на мировых рынках в конце XX - начале XXI вв. Казавшаяся едва ли не идеальной и долго­вечной модель социального рыночного хозяйства еще с середины 70-х годов прошлого века начала сталкиваться с проблемами, ко­торые возникали извне (интернационализа­ция и глобализация) и изнутри (постоянное снижение эффективности сложившихся в 40-60-е годы хозяйственных и со­циальных институтов и обеспечивающих их реализацию меха­низмов). Внутренние тормозя­щие факторы также оказались многообразными (инновационная, социальная и хозяйственно-поли­тическая сферы).

Одной из важных составляющих нового экономического курса стала кампания приватизации государственного сектора. Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста. Приватизация государственной собственности в ФРГ проходила в форме снижения доли государства в акционерном капитале компаний при сохранении в ряде случаев преобладающего влияния государства, т.е. возможности осуществлять регулирующие функции. Процесс приватизации затронул не только промышленные компании, но и государственную собственность в сфере инфраструктуры, в частности, в области транспорта, связи, коммунального хозяйства. Например, в 1996 г. была приватизирована немецкая телекоммуникационная компания «Дойче телеком».

Произошло сокращение предпринимательской функции государства, но оно не привело к значительному снижению доли правительственных расходов в ВВП (1987 г. – 47%, 1992 г. – 50,5%, 1998 г. – 46,9%). Приватизация в восточных районах осуществлялась на льготных условиях. Напряженность государственных финансов сопровождалось возрастанием давления на рынке капитала. В 90-е годы по уровню государственных расходов среди ведущих западных стран только Франция превосходила ФРГ. Рост государственных расходов сопровождается дефицитом бюджета, достигающим 3,5-4,0 % ВВП. Инфляционные процессы находятся под контролем, а учетные ставки - на достаточно низком уровне, ниже, чем в ЕС в целом. Одним из направлений экономической политики было сдерживание роста государственногодолга.В связи с дефицитно­стью бюджета государственный долг вырос с 44 % ВВП в 1990 г. до 61 % в конце истекшего столетия, несколько превысив контрольный уровень ЕС. Это вызвало повышение выплат процентов, которые достигли 4 % ВВП. Выплаты процентов стали третьей статьей правительственных расходов после социальных и военных. Уменьшение роста государственного долга достигалось сдерживанием социальных расходов, а также повышением доходов, в частности за счет приватизации ряда государственных компаний.

В последние десятилетия роль немецкого государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. В конце 80-х годов на предприятиях государственного сектора было занято 8,7 % всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное место в инфраструктуре (атомная энергетика, пути сообщения, средства связи и информации, кредитные учреждения). В промышленности государство контролировало базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов (алюминия, свинца, цинка - примерно 2/3), добычу каменного угля.

Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком уровне - порядка 2 % ВВП. Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные правительства обеспечивают свыше 37 % (Федеральное правительство – 24 %) расходов на эти цели. За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала (около 1,8 % всех расходов на НИОКР).

Бразильское государство, решая проблемы индустриализации, пыталось преодолеть противоречия между потребностями развития производительных сил и его ограничениями, налагаемыми производственными отношениями, недостаточным накоплением частного капитала. Разнородность социальной структуры хозяйства вызывала повышение роли государства. Оно было системообразующим фактором социально-экономического развития. Государство «сверху» насаждало рыночные, капиталистические отношения, подталкивало промышленных объектов, обеспечивая ему всевозможные льготы.

Государство выполняло роль локомотива экономического развития, прямо и косвенно осуществляло финансирование экономики, индикативное планирование. Государственный сектор является одним из самых значительных в Латинской Америке. Государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях хозяйства, включая сектор коммунальных услуг, нефтехимию, горнодобывающую промышленность (коммунальные услуги – 99%, транспорт, складское хозяйство – 90%, добыча полезных ископаемых – 70%, металлургия – 65%, химия и фармацевтическая промышленность – 54%, услуги – 65%). На государственных предприятиях создавалось 27% ВВП. Государственные предприятия занимали ведущее место среди крупнейших компаний. В числе первых ста компаний насчитывалось 59 государственных, которые сосредоточивали 85% суммарных активов. Государственные компании доминировали в кредитной сфере. 108 государственных банков и других кредитных учреждений сосредоточивали более 50% активов кредитно-финансовых учреждений страны. Только на долю «Банку ду Бразил» приходилось более четверти депозитов всех коммерческих банков страны.

Государство принимало активное участие в регулировании отношений между предпринимательским сектором и трудом. Стратегия индустриализации включала социальные компоненты. Были приняты кодексы о труде, создана система корпоративных профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Это способствовало налаживанию взаимоотношений между трудом и капиталом.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Размер государственного сектора может измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения – 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно – в Швеции.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь – две крупнейшие государственные монополии – приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера – транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железных дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль».

Центральное правительство оказывает реш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: