Теоретические аспекты денежно-кредитной политики




 

Основополагающей задачей кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. Имеется четыре основных способа претворения в жизнь кредитно-денежной политики Банка России в банковские инфраструктуры.

1. Лимит кредитования – предельные условия выдаваемого заемщику кредита. Лимит кредитования – одна из мер по ограничению риска кредитования, т. к. максимальные потери банка от невозврата кредита ограничиваются его суммой. Устанавливается лимит кредитования кредитной организацией на выдачу кредитов отдельным заемщикам, на отдельные группы кредитов или на кредитный портфель в целом. Существуют несколько видов лимитов кредитования: на сроки кредитования, на величину кредита, на условия предоставления и/или погашения кредита филиалом; на кредитование конкретных акционеров и/или инсайдеров. Лимит кредитования устанавливается в абсолютных значениях, в определенных валютах, по результатам анализа финансового состояния заемщика (его кредитоспособности). Лимит кредитования рассматривают и утверждают на кредитном комитете банка. Как правило, кредитный комитет рассматривает лимиты по наиболее крупным и важным сделкам. Для обычных сделок определяют общие лимиты кредитования, и кредитные работники после проведения анализа принимают самостоятельные решения в рамках утвержденного лимита кредитования.

2. Изменения требований к уровню обязательных резервов. Поскольку процесс мультипликации кредита регулируется нормативом обязательных резервов (m = 1/R), депонируемых в Банк России, постольку этот механизм представляет собой инструмент кредитно-денежной политики Банка России. Например, Банк России на 1991 год установил норматив на уровне 2%, а уже в 1992 году довел его до 20%. Увеличение резервной нормы произошло по двум причинам. Во-первых, в условиях усиления инфляции обостряется проблема ликвидности банков, и повышение уровня обязательных резервов в ряде случаев ослабляет эту тенденцию. Во-вторых, инфляция требует жесткости в регулировании кредитной эмиссии. Однако на практике есть небольшое противоречие. Обязательные резервы поддерживают ликвидность банков, если они представляют собой кассовую наличность. На практике использовать резервные депозиты в Банке России для неотложных платежей довольно сложно. По этой причине многие банки, не надеясь на обязательные резервы, оперативно привлекают в свой оборот межбанковский кредит, предоставляемый другими банками.

Итак, рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.

Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

3. Изменение банковской учетной ставки. Банк России предоставляет ссуды банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Процентный платеж по ссуде называется «учетной ставкой». Банк России имеет право устанавливать учетную ставку на кредит. На сегодняшний день ставка по процентам Банка России установлена в размере 10,5 % (в США – 5,75%, в Великобритании – 5,25, в странах Евросоюза – 2,5-4,5%). Снижение учетной ставки поощряет банки брать кредиты, тем самым, увеличивается их способность к кредитованию, и денежное предложение повышается. И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес банков к получению кредитов. Не происходит увеличения кредитоспособности банков, следовательно, – увеличения денежного предложения.

4. Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке означают покупку или продажу государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка России работает пока плохо, что связано с рядом причин: а) настороженность и недоверие участников рынка и инвесторов к государству, что вызвано печальным историческим опытом; б) неразработанность рыночных процедур реализации и торговли государственными ценными бумагами; в) относительно невыгодные финансовые условия выпущенных российских облигаций; г) общее экономическое положение в стране, которое делает невыгодным выпуск долговых обязательств вообще, а государственных в частности.

Операции на открытом рынке относятся к числу важнейших инструментов регулирования де­нежного предложения. Одним из важных пре­имуществ этого инструмента денежно-кредитного регулирования является его гибкость. Государствен­ные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, соответственно меняя денежное предложение, его воздействие на ре­зервы банка осуществляется достаточно быстро. Кро­ме того, по сравнению, например, с изменением нор­матива резервных требований операции на открытом рынке воздействуют на денежную массу более тонко и оперативно.

Основным условием функционирования этого инструмента является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяет цен­тральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов клиентуре. Регу­лирующая функция центрального банка в этом случае состоит в том, что он по своей инициативе покупает или продает банкам на выгодных для них условиях государственные облигации, векселя и т. д. При про­даже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрик­ции. И, наоборот, при покупке ценных бумаг проис­ходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков, возни­кают благоприятные условия для кредитной экспан­сии. В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение ко­торой совпадает с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эф­фективно этот инструмент применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. Операции на открытом рынке почти повсеместно пре­вратились в доминирующий рычаг воздействия цен­трального банка на денежно-кредитную сферу.

Когда Банк России скупает государственные ценные бумаги у банков, он оплачивает эти ценные бумаги увеличением резервов банков на сумму покупки. Суть сделки состоит в повышении избыточных резервов банков. Их способность к кредитованию повышается, увеличивается и предложение денег. Если Банк России покупает государственные ценные бумаги у населения, то воздействие на резервы банка, по существу, будет тоже самое. Человек, продавший облигацию Банку России и получивший чек (или наличность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.

Покупка облигаций Банком России у населения увеличивает не только фактические резервы, но и текущие счета. В этом случае банк может выдать кредитов на всю сумму избыточных резервов, переведя обязательные резервы на резервный счет в Банке России. Когда имеет место покупка облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных денег для предоставления ссуд. Посредством мультипликации такое вливание денег в банковскую систему создает новые депозиты и кредиты, увеличивая предложение денег.

Когда Банк России продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, то резервы банка понижаются. Банки оплачивают эти ценные бумаги, выписывая чеки на свои корреспондентские вклады, тем самым, уменьшая свои резервы. Аналогичная ситуация происходит тогда, когда Банк России продает ценные бумаги населению. Продажа государственных ценных бумаг на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению денежного предложения (независимо от того, продавались ли облигации банкам или населению). Это происходит из-за свойства денежного мультипликатора действовать в прямом и обратном направлении, соответственно увеличивая или уменьшая денежное предложение.

Денежно-кредитная политика является одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику. Данная политика имеет национальный и региональ­ные аспекты. Нали­чие и доступность кредитных ресурсов являются важными факторами регионального экономического развития.

Итоги последних трех лет развития экономики России свидетельствуют об определенных успехах в области общегосударственной денежно-кредитной политики. Во многом благодаря достаточно невысо­кому и предсказуемому уровню инфляции, стабиль­ному курсу рубля наблюдается положительная дина­мика развития экономики. В то же время нерешенной остается проблема взаимодействия банковского и реального секторов экономики. Об этом свиде­тельствует, в частности, низкий удельный вес креди­тов банков в инвестициях в основной капитал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: