Генеральные условия эмиссии и обращения региональных ценных бумаг




Субъект РФ Наименование Вид ценных бумаг Форма выпуска Срок обращения
Республика Карелия Государственные сберегательные облигации   На предъявителя с переменным купонным доходом   Документарная Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
Государственные именные облигации   Именные с постоянным купонным доходом Бездокументарная в виде записей на счетах депо Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
Республика Коми Облигации республиканского облигационного займа На предъявителя (с обязательным централизованным хранением) с переменным купонным доходом   Документарная Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
Калининградская область Государственные облигации Именные (с обязательным централизованным хранением глобального сертификата выпуска в депозитарии) Дисконтные Документарная Краткосрочные (до 1 года)
С постоянным купонным доходом
С переменным купонным доходом
С переменным купонным доходом и правом досрочного предъявления  
С постоянным купонным доходом и правом досрочного погашения
Ленинградская область Государственные именные облигации Именные С постоянным купонным доходом и правом досрочного погашения Бездокументарная в виде записей на счетах депо   Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
Санкт-Петербург Государственные именные облигации Именные Дисконтно-купон-ные с переменным доходом Бездокументарная в виде записей на счетах депо   Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)    
Дисконтно-купон-ные с постоянным доходом
С переменным купонным доходом и правом досрочного предъявления
Дисконтные Краткосрочные (до 1 года)
Сберегательные именные облигации   Именные С переменным купонным доходом и правом досрочного выкупа Бездокументарная в виде записей на счетах депо   Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
             

Еще один инструмент региональной кредитной политики – государственные гарантии. В действительности гарантии в основном предоставлялись банкам на срок до 1 года по кредитам, выдаваемым предприятиям сельского хозяйствa. В качестве инструмента кредитной политики регионы используют также различные формы взаи­модействия органов власти и кредитных учреждений. К их числу относится придание банкам, действующим на территории субъекта Российской Федерации, ста­туса уполномоченных на проведение тех ли иных опе­раций. Уполномоченные банки созданы в Республике Карелия, Архангельской, Калининградской и Ленин­градской областях. Основной целью наделения банка статусом уполномоченного является обслуживание бюджетных и иных счетов, обеспечение сохранности средств бюджетов и внебюджетных фондов.

Второй формой взаимодействия можно считать участие региональных органов власти в уставном ка­питале банков. Такая практика существует в респуб­ликах Карелия и Коми. Третьей формой взаимодейст­вия органов власти и кредитных учреждений служит соз­дание разного рода советов и комиссий. В Республике Карелия в этих целях был сформирован Совет по вопро­сам банковской деятельности при председателе прави­тельства. В Санкт-Петербурге был создан общественный совет банкиров и промышленников при губернаторе.

Неотъемлемым инструментом региональной кре­дитной политики является ипотечное жилищное кре­дитование. В Псковской области разработана област­ная целевая программа ипотечного жилищного креди­тования на 2001-2006 гг. Цель ее заключается в соз­дании системы обеспечения доступным по стоимости жильем жителей области. Аналогичные цели сформу­лированы в Карелии и Вологодской области. Для разви­тия системы ипотечного кредитования в Вологодской и Псковской областях установлены льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество предприятий.

Ипотечное кредитование также могло бы стать одним из наиболее действенных инструментов кредитной политики, важным началом, позволяющим направить денежные накопления на развитие реального сектора региональной экономики. К числу основных проблем, препятствующих развитию ипотеки, относятся: отсутствие у банков «длинных пассивов», неурегулированность ряда правовых вопросов, связанных с залогом жилья, невысокая платежеспособность населения. В то же время в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону; благоприятные условия для развития ипотеки создаются в связи с ростом реальных доходов населения, а также реформированием пенсионной системы. Управляющие компании, допущенные к управлению пенсионными накоплениями граждан, будут остро нуждаться в долгосрочных инструментах инвестирования. На региональном уровне к числу таких инструментов, безусловно, относятся ипотечные кредиты.

Рассмотренные выше инструменты региональной денежно-кредитной политики могут быть разделены на прямые и косвенные.

Прямые инструменты це­лесообразно было использовать на этапе становления банковской системы в регионах. В настоящее время этот этап в основном завершен, и большинство из по­ставленных целей использования прямых инструмен­тов достигнуты. Сейчас главные усилия должны быть направлены на создание условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие денежно-кредитного и реального секторов региональной экономики. Для решения этой задачи целесообразно использовать косвенные инструменты региональной денежно-кредитной политики.

Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении во взаимодейст­вии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, главная цель которой состоит в последовательном снижении инфляции и поддержании ее на низком уровне. Это является важным фактором сохранения финансовой стабильности, формирования пози­тивных ожиданий, повышения уровня жизни населения и расширения спроса на производимую про­дукцию и услуги, что определяет базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономи­ческого роста. Стабильная национальная валюта — важная предпосылка устойчивого развития эконо­мики и повышения доверия к проводимой экономической политике. Как представляется, успешное достижение этих целей и есть основной вклад денежно-кредитной политики в поддержание устойчи­вого экономического роста.

В настоящее время большинство центральных банков проводит свою денежно-кредитную поли­тику на основе регулирования процентных ставок, т. е. определяет цену денег в экономике. Банк России также исходит из того, что основным ориентиром в развитии системы инструментов его денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Уже сейчас банк начинает проводить более активную процентную политику. Если в предыдущие годы уровень ставки рефинансирования Банка России корректировался в основном вслед за снижением инфляции и устойчивым уменьшением ставок на рынке межбанковских кредитов, отражая уже произошедшие из­менения в состоянии денежной сферы, то сейчас банк стремится воздействовать с помощью ставки по своим инструментам на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке. Для денеж­но-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время, по-видимому, будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимство­ваниях у Центрального банка и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.

В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется тем, что рубли поступают в банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком Рос­сии. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Цен­трального банка незначительным. Такой механизм прироста денежной базы сформировался в условиях сохраняющихся в течение нескольких лет высоких цен на энергетические ресурсы и относительно низкого уровня процентных ставок на мировых рынках.

Если денежные власти могут полностью стерилизовать эмиссию, связанную с валютными интер­венциями центрального банка, то воздействие курсовой политики на денежное предложение будет нейтральным. В России значительная часть ликвидности абсорбируется в Стабилизационном фонде в результате политики, проводимой правительством. Банк России также осуществляет мероприятия, на­правленные на изъятие избыточной ликвидности из банковской системы, в его распоряжении име­ются необходимые для этого инструменты. Однако возможности повышения процентной ставки по инструментам абсорбции Банка России для полной стерилизации результатов валютных интервенций ограничены. Связано это и с усилением влияния мировых финансовых рынков на российскую банков­скую систему. Причем значение этого фактора может возрасти в связи с отменой в России ограниче­ний на движение капитала и введением полной конвертируемости рубля.

При принятии решений в области процентных ставок Банк России ориентируется не только на со­стояние российской денежной сферы, но исходит также из необходимости учета в своей политике из­менения процентного дифференциала между ставками на российском и мировом рынках. В последнее время в мировой экономике отмечалась глобальная тенденция роста процентных ставок. Несколько лет продолжался цикл повышения ставок Федеральной резервной системой США, рыночные ожида­ния свидетельствуют о возможности продолжения роста ставок Европейского центрального банка и о вероятном повышении ставок Банком Японии. Это дает определенный резерв для увеличения процентных ставок без опасения спровоцировать приток спекулятивного капитала и формирования дополнительного давления на валютный курс. Но возможности дальнейшего (более существенного) повышения процентных ставок Банка России по инструментам абсорбции ограничены из-за складывающихся ожиданий укрепления курса рубля к доллару США и небольшой величины процентного дифференциала между ставками на российском и мировом рынках.

Именно поэтому на протяжении последних нескольких лет прирост золотовалютных резервов Банка России являлся основным источником предложения денег со стороны монетарных властей, а валютные интервенции выступали в качестве основного метода пополнения ликвидности.

В то же время нельзя не отметить, что существенное воздействие на процесс создания денег ока­зывает и политика коммерческих банков. Быстрыми темпами увеличиваются кредиты, предоставляе­мые банками частному сектору. Так, за последние три года задолженность предприятий и населения коммерческим банкам увеличилась почти в 3 раза. Особенно быстро развивается кредитование насе­ления. За 2003–2005 гг. задолженность населения по кредитам коммерческих банков возросла более чем в 8 раз.

Возможности расширения рефинансирования кредитных организаций Банком России связаны с созданием предпосылок для перехода к плавающему валютному курсу. В этих условиях присутствие Центрального банка на валютном рынке станет минимальным, а прирост денежной базы будет проис­ходить в основном за счет внутренних источников, т. е. в результате увеличения задолженности ком­мерческих банков Центральному банку.

Все это создает условия для использования процентной политики как основного метода воздейст­вия на уровень ликвидности.

В последнее десятилетие во многих странах – экспортерах природных ресурсов были созданы специальные фонды, в которых накапливалась часть доходов бюджета, связанных с высоким уровнем цен на сырьевые товары на мировых рынках. Такие фонды функционируют, например, в Норвегии (Государственный нефтяной фонд), в Казахстане (Национальный фонд Республики Казахстан), в Азербайджане (Государственный нефтяной фонд). В России Стабилизационный фонд появился в 2004 году.

Создание Стабилизационного фонда не преследовало целей реализации денежно-кредитной поли­тики, и его не следует рассматривать в качестве ее инструмента, направленного на регулирование уровня ликвидности. Но фактически накопление в Стабилизационном фонде части доходов частного сектора оказывает существенное воздействие на темпы прироста денежной массы. В нем в настоящее время абсорбируется значительная часть денежной эмиссии, связанной с притоком в страну больших объемов иностранной валюты и ростом золотовалютных резервов Банка России. Так, за 2005 г. объем средств, накопленных в Стабилизационном фонде, увеличился более чем на 700 млрд. руб. За счет это­го было абсорбировано около 40% ликвидности, эмитированной Банком России в результате его ин­тервенций на валютном рынке.

Таким образом, являясь внешним фактором в модели принятия решений в области денежно-кредитной политики, накопление средств в Стабилизационном фонде оказывает значительное влияние на динамику денежного предложения и, таким образом, на инфляцию.

Однако не только формирование Стабилизационного фонда, но и в целом бюджетная политика существенным образом сказывается на состоянии денежно-кредитной сферы. В результате исполнения в течение последних нескольких лет бюджета с профицитом определенная часть средств правительст­ва, помимо Стабилизационного фонда, накапливается на счетах в Банке России. Это также приводит к значительной коррекции денежного предложения. В целом, каждые 9 из 10 рублей совокупной аб­сорбции – это деньги, находящиеся на счетах правительства в Банке России.

«Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год предусматривалось, что темпы прироста потребительских цен не должны выйти за пределы 8,5%. Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствовала базовая инфляция на уровне 7,5%. В зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год темпы прироста ВВП за год предусматривались в интервале 4,0-6,1 %. При таком сочетании основных макроэкономических параметров в условиях режима управляемого плавающего валютного курса увеличение спроса на рублевую денежную массу (агрегат М2) оценивалось в диапазоне 19-28%.

Высокий экономический рост и укрепление рубля обусловили более высокий спрос на деньги, чем это предполагалось при формулировании денежно-кредитной политики на 2006 год.

К началу августа 2006 г. Россия, нарастив золотовалютные резервы до 256,6 млрд. долл., вышла на третье место в мире по накопленным резервам, уступая только КНР (940 млрд. долл.) и Японии (872 млрд. долл.); суммарная доля стран большей семерки (без Японии) – около 205 млрд. долл., у США – самый низкий уровень золотовалютных резервов среди развитых стран – 67 млрд. долл. Следствием таких избыточных резервов становится недоинвестирование национальной экономики и высокая учетная ставка. Большие инфляционные ожидания, обострившиеся в последнее время в России в связи с потребительским кредитным и фондовым бумом, в совокупности с низкой отдачей бюджетного финансирования удерживает правительство от использования накапливаемых ресурсов внутри страны. Поэтому пока Россия продолжает инвестировать резервы в зарубежные активы. Основную позицию в инвестиционном портфеле многих стран – экспортеров капитала на государственном уровне – занимают вложения в государственные ценные бумаги казначейства США, наиболее ценными из которых являются: акции – инвестирование в целые секторы экономики США (средняя доходность может достигать 34 %); недвижимость, непосредственно покупая помещения с последующей сдачей в аренду или для перепродажи – до 90% доходов распределяется в качестве дивидендов; облигации – (по Договору о двойном налогообложении США и России) – инвестор может получить до 5% годовых.

Важным фактором роста спроса на национальную валюту стало укрепление рубля на внутреннем валютном рынке. Такая курсовая динамика стимулировала ускорение процесса дедолларизации российской экономики. Если за январь – сентябрь 2005 года объем наличной иностранной валюты у нефинансовых организаций и населения сократился на 2,9 млрд. долларов США, то, по предварительной оценке платежного баланса за январь – сентябрь 2006 года, его снижение составило 10,3 млрд. долларов США. Существенно замедлился рост депозитов в иностранной валюте – прирост их объема за январь – сентябрь 2006 года составил (в долларовом эквиваленте) 5,2%, а в соответствующий период 2005 года – 21,8%. При этом депозиты населения в иностранной валюте за апрель – сентябрь текущего года сократились в абсолютном выражении. В результате удельный вес валютных депозитов в структуре денежной массы, включающей депозиты в иностранной валюте, снизился к началу октября текущего года до 13,0% (на начало октября 2005 года он составлял 18,1%).

 

 

Увеличение рублевой денежной массы, как и в прошлом году, сопровождалось продолжением позитивной тенденции к повышению удельного веса срочных депозитов в ее структуре (37,3% на 1.10.2006 против 36,3% на 1.10.2005). Существенным было снижение доли наличных денег (на 1.10.2006 она составила 30,9% против 32,9% на аналогичную дату прошлого года).

Сокращение доли наличных денег, рост удельного веса срочных депозитов в рублях и снижение доли депозитов в иностранной валюте способствовали ослаблению инфляционных последствий монетарного роста и более интенсивному по сравнению с январем - сентябрем 2005 года снижению скорости обращения денег. За январь - сентябрь 2006 года скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизилась в среднегодовом выражении на 8,0% (за январь - сентябрь 2005 года - на 4,1%).

 

 

С учетом складывающихся экономических тенденций Банк России уточнил параметры денежной программы на 2006 год. Ожидаемые макроэкономические показатели наиболее близки к четвертому варианту, представленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год». В расчетах по данному варианту предполагалось, что при среднегодовой цене на нефть сорта «Юралс» на уровне 60 долларов США за баррель, увеличении ВВП в реальном выражении на 6,1% и соответствующих параметрах курса рубля прирост спроса на деньги (М2) может составить 25-28% (М2=7,23 трлн. руб.). Более значительные, чем ожидалось, темпы экономического роста и замедления скорости обращения денег, связанного, прежде всего, с усилением дедолларизации экономики, дают основание повысить оценку годового прироста спроса на деньги до 36-39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в узком определении в денежной программе повышена с 2791 до 3095 млрд. рублей.

Вместе с тем ожидаемый объем чистых международных резервов по сравнению с четвертым вариантом программы снижен исходя из уточнения показателей платежного баланса, в том числе с учетом досрочных платежей по государственному внешнему долгу Российской Федерации на сумму 22,6 млрд. долларов США. На соответствующую величину скорректированы чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования путем увеличения чистого кредита федеральному правительству.

Фактически в 2006 г. темпы прироста денежного агрегата М2 сохранялись на достаточно высоком уровне и за девять месяцев текущего года составили 28,3%, аналогичный показатель за 2005 год составил 21,3%.

Основным источником роста денежной массы в январе-августе 2006 г. было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению.

 

 

В 2006 г. усилилось влияние банковских кредитов реальному сектору российской экономики на рост денежной массы. Наиболее быстрыми темпами увеличивались кредиты населению. На 1.09.2006 по отношению к той же дате предыдущего года их объем увеличился на 86,8%. При этом их доля в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и населению увеличилась к началу сентября до 24,5% (на 1.09.2005 - 19,2%). Темпы прироста кредитов нефинансовым организациям были ниже и на 1.09.2006 составили 36,6% по отношению к соответствующей дате предыдущего года. В то же время на фоне заметной разницы в уровнях процентных ставок в России и на международных финансовых рынках в текущем году сохранялась тенденция к росту займов, привлекаемых российскими организациями за рубежом.

Важную роль в формировании предложения денег играет бюджетная политика. Через механизм Стабилизационного фонда так же, как и в прошлом году, была абсорбирована существенная часть избыточной ликвидности (табл. 15).

 

Табл.15



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: