Противостоящих зданий нет




Освещение – боковое

Отделка стен – светлая

Потолок – светлый

Пол – светлый

Число расчетных точек – 5

Расстояние от наружной стены до расчетных точек: d=1,0м; 4,0м; 7,0м; 10,0м; 13,0м.

Рабочей плоскостью служит горизонтальная плоскость.

Характерный разрез помещения – это разрез, выбранный в середине помещения и перпендикулярный плоскости светопроемов, (согласно варианту выбираем краевой вид разреза по светопроему).

Необходимо рассчитать значения коэффициента естественной освещенности по характерному разрезу помещения, построить кривую освещенности и определить неравномерность освещения, обеспечивающего наилучшую видимость рабочей поверхности, на которой сосредотачивается внимание работающего (характерный разрез вмещает в себя шесть исходных точек 1, 2, 3, 4, 5).

В расчете естественного освещения оценивается действительная величина К.Е.О. (е) на рабочей поверхности помещения при заданных размерах выбранных светопроемов.

Нормативное значение К.Е.О.:

енорм = е*m*C

где: е – значение коэффициента естественной освещенности, определяемое с учетом характера зрительной работы;

m – коэффициент светового климата;

С – коэффициент солнечности светового климата.

Сравнение расчетных и нормативных значений производится на рабочей плоскости характерного разреза помещения. Условие удовлетворяется при:

ерасчнорм

Найдем нормативное значение К.Е.О.

е=1 m = 0,5 С= 0,8

енорм=1·0,5·0,8=0,40

При боковом освещении определяется emin. Переменность естественного освещения является фактором, влияющим на использование искусственного освещения – недостаточность естественного освещения компенсируется более интенсивным использованием искусственного света.

Порядок расчета:

1. Определение по графикам I и II величин n1 и n2 и вычисление по этим величинам коэффициента естественной освещенности К.Е.О.Н из выражения:

К.Е.О.Н = 0.01*n1*n2

Точка 1: К.Е.О.Н = 0.01*46*106=48,76 %

Точка 2: К.Е.О.Н = 0.01*34*92=31,28 %

Точка 3: К.Е.О.Н = 0.01*22*80=17,60 %

Точка 4: К.Е.О.Н = 0.01*16*68=10,88 %

Точка 5: К.Е.О.Н = 0.01*10*50=5,00 %

2. Определение коэффициента, учитывающего неравномерную яркость небосвода q по формуле:

q=3/7*(1+2*sin(Q))

где Q – угол между горизонталью и линией, проведенной из данной точки в центр светопроема

Точка 1: sin27о=0,45q=3/7*(1+2*sin27о)= 0,81

Точка 2: sin19о=0,16q=3/7*(1+2*sin19о)= 0,57

Точка 3: sin5о=0,09q=3/7*(1+2*sin5о)= 0,51

Точка 4: sin4о=0,07q=3/7*(1+2*sin4о)= 0,49

Точка 5: sin3о=0,05q=3/7*(1+2*sin3о)= 0,47

3. Коэффициент естественной освещенности, создаваемый отраженным от противостоящего здания светом, в расчете не учтено ввиду отсутствия рядом стоящих зданий, (в расчете принимается равным нулю).

 

4. Определение полного коэффициента светопропускания:

t0=t1*t2*t3*t4*t5 ,

где:

t1 – коэффициент светопропускания материала – стекло листовое двойное – равный 0.8;

t2 – коэффициент, учитывающий световые потери при прохождении света через переплет остекления – деревянный, спаренный – равный 0.7;

t3 – коэффициент, учитывающий световые потери при прохождении света через загрязняющий слой – незначительное загрязнение пылью – равный 0.7;

t4 – коэффициент, учитывающий световые потери при прохождении света через несущие конструкции – балки сплошные ж/б < 50см – равный 0.9.

t3 – коэффициент, учитывающий световые потери при прохождении света через солнцезащитные средства – стационарный защитный экран – равный 1.

t0=0.8*0.7*0.7*0.9*1=0.35

5. Определение величины коэффициента rd. Для этого необходимо рассчитать средневзвешенный коэффициент отражения rВЗ, вычислить отношения B/hp, d/B, L/B

rвз=(rпт*Sпт+rпол*Sпол +rст*Sст) / (Sпт+ Sпол + Sст)

rвз=0,5

Коэффициенты отражения:

rпт= 0.7

rст= 0,5

rпол= 0,4

Площади: Sпт = Sпол = 243,52м2 Sст= 251,44м2

соотношения сторон в разрезе:

L – длина помещения;

hp– высота от рабочей поверхности до верхней границы остекления – 2,8м;

d – расстояние от расчетной точки до наружной стены.

B – ширина помещения.

B/hp= 4,95 L/B = 1,27

d1/B = 0,07 d2/B = 0,29 d3/B = 0,51

d4/B = 0,725 d5/B = 0,94

Согласно СНиП табл.I.13 соответствующие значения rd для бокового освещения:

Для

т.1 rd = 1,05; т.2 rd = 1,1; т.3 rd = 1,3;

т.4 rd = 1,7 т.5 rd = 2,4.

6. Определение К.Е.О.бокдля точек на разрезе помещения:

К.Е.О.бок= (К.Е.О.н *q + К.Е.О.зд*k)*t0* rd К.Е.О.зд=0

Для т.1 К.Е.О.бок= 14,71%

Для т.2 К.Е.О.бок= 6,87%

Для т.3 К.Е.О.бок= 4,08%

Для т.4 К.Е.О.бок= 3,19%

Для т.5 К.Е.О.бок= 2,00%

Вывод: значения коэффициентов естественного освещения во всех точках соответствует нормируемому значению .

Нами предусмотрены светопрозрачные перекрытия, так называемые атриумы. Эффект естественного освещения интерьера здания достигается за счет легкости несущих металлоконструкций и оптических свойств светопрозрачного материала. Затраты на устройство атриумов компенсируются повышенным уровнем функциональности, представительности и коммерческой привлекательности здания. По мнению специалистов, экономия электроэнергии, расходуемой на освещение больших площадей, укрытых атриумами, может быть весьма значительной. Однако увеличение светопрозрачных площадей может привести к существенному росту нагрузки по поддержанию оптимальной температуры в помещении. Тем не менее, в помещеиях, где обычно необходимы значительные нагрузки по охлаждению, обусловленные работой мощных светильников, применение естественного освещения может привести к снижению эксплуатационных расходов в летний период. Кроме того, следует отметить, что там, где атриум образуется путем перекрытия внутреннего двора либо соединением двух близстоящих зданий, итоговый тепловой баланс может быть существенно снижен, поскольку в этих случаях резко сокращается теплопереход через стены, выходящие в атриум.

Очень важным «экономическим» моментом является эксплуатация светопрозрачных атриумов. Это относится и к обеспечению чистоты покрытий, и к комплексу мер, которые должны обеспечить защиту стеклопакетов от механических повреждений, а также предотвратить протечки воды. Атриум – своего рода коммуникационное пространство, обеспечивающее доступ ко всем частям здания.

Экономия электроэнергии, расходуемой на освещение, может быть значительной, в то время как увеличение светопрозрачных площадей, несмотря на использование остекления, имеющего хорошие термоизолирующие свойства, ведет к росту нагрузки и по отоплению, и по охлаждению. Тем не менее, в торговых центрах, где обычно необходимы значительные нагрузки по охлаждению, обусловленные работой мощных светильников, применение естественного освещения может привести к снижению эксплуатационных расходов в летний период. Кроме того, следует отметить, что там, где атриум образуется путем перекрытия внутреннего двора либо соединением двух близстоящих зданий, итоговый тепловой баланс может быть существенно снижен, поскольку в этих случаях резко сокращается теплопереход через стены, выходящие в атриум.

При выборе материала для остекления был достигнут компромисс между требованиями теплозащиты здания и его естественной освещенности. Горизонтальная остекленная плоскость выполнена из двухслойного стекла и имеет К=1,9 Вт/м2 с индексом светопередачи 38 %.

Cтекло применяется в самых разнообразных комбинациях, при этом преследуется главная цель - повышение защиты:

· Защита от потерь тепла, благодаря нанесению низкоэмиссионного покрытия, например стекла PlanibelTop N и PlanibelPlus, производства Glaverbel.

· Защита от перегрева при помощи окрашенного в массе стекла, либо стекла с покрытием из оксидов металлов, выполняющим солцезащитную функцию.

· Защита от шума - за счет использования специальной технологии остекления с применением стекол различной толщины.

· Защита от разрушения при значительных механических нагрузках, благодаря термической обработке стекла в виде закалки и термоупрочнения.

Классификация видов стекол

· Плоское флоат-стекло;

· Энергосберегающее (низкоэмиссионное);

· Тонированное в массе (селективное);

· Рефлекторное (солнцеотражающее);

· Рефлекторное + энергосберегающее в одном;

· Эмалированные;

· Специальные (огнестойкие, термоупрочненные, закаленные, ламинированные, стеклопакеты с электронагревом).

Идеальное оформление для зала регистраций это элегантный простой интерьер, выдержанный в стиле «хай-тек» и залитый ярким, холодным светом. Чистое, просторное помещение с высокими потолками не отвлекает внимание на себя, поэтому создает самую удобную обстановку для праздника. А вот пестрые обои, яркие краски, парчовые драпировки и обильная позолота — не самый лучший выбор обстановки. Все внимание посетителей должно быть сосредоточено на главном событии праздника.

Выбор светильников

Все светильники - старый добрый шёлковый абажур, любимец наших бабушек, торшер и бра, мечта россиян в 60-е годы, и самые современные (число моделей исчисляется десятками тысяч) - состоят из двух основных частей: источника света (лампы) и осветительной арматуры. Последняя перераспределяет в пространстве свет лампы и даже иногда преобразует его свойства. Однако арматуру, особенности конструкции которой решающим образом влияют на качество освещения, делают в расчёте на определённые параметры лампы.

По назначению светильники подразделяют на шесть групп для создания одного из следующих видов освещения: общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего и экспозиционного. По способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные (на подвесах к потолку), встраиваемые (в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.

Управление зрительной работоспособностью

От того, как распределяется в пространстве световой поток светильника общего освещения, очень сильно зависит наша способность точно различать мелкие детали предметов. Оценивают светораспределение с помощью так называемой кривой силы света (КСС). Чем больше она напоминает овал, вытянутый вдоль оси светового потока, тем уже считается кривая и тем лучше освещённость в центре светового пятна. Вид этой кривой - важнейшая характеристика источника света.

Светильники с узкой кривой силы света лучше применять в помещениях с высокими потолками. Эти светильники обладают высокой контрастностью, направленностью, резкими тенями, экономичностью. Они преимущественно освещают горизонтальные поверхности. Для того чтобы смягчить освещение, необходима светлая отделка помещения, в том числе и пола. Такого рода устройства с зеркальными галогенными лампами, устанавливаемые на шинопроводах (что достаточно удобно), часто применяются для акцентированной подсветки картин, скульптур и других предметов.

Светильники со средней кривой силы света применяются для создания общего освещения с мягкими световыми переходами, достаточной насыщенностью светом, умеренной контрастностью и сбалансированным распределением яркости в помещениях с обычной высотой потолков. Светильники с широкой кривой силы света лучше подходят для общего освещения помещений с низкими потолками и создают хорошую освещённость вертикальных и наклонных поверхностей, обеспечивают равномерное распределение света. Но у таких светильников мал защитный угол, и требуется хорошо продуманная установка, чтобы избежать попадания света прямо в глаза.

Куда направить лучи

Направление светового потока влияет на светотеневые контрасты. Поэтому, покупая светильник, поинтересуйтесь, куда он будет направлять свет. В зависимости от величины отношения светового потока, направленного вверх, к световому потоку, направленному вниз, выделяют светильники прямого света (весь или почти весь световой поток направлен вниз), рассеянного света (световой поток, направленный вверх равен световому потоку, направленному вниз (как, например, у хрустальной люстры), отражённого света (весь или почти весь световой поток направлен вверх).

Светильники прямого света предназначены для помещения с невысокими потолками. Как правило, это обычные потолочные или встроенные в потолок приборы. Они отличаются экономичностью при создании местного освещения для чтения и работы или при подсветке картин, скульптур и т. д. Светильники рассеянного света имеют наиболее высокий коэффициент полезного действия (КПД) и подходят для общего освещения. Оно отличается равномерным распределением яркости света, отражённого от поверхностей стен, потолка и пола, мягкими тенеобразующими свойствами и повышенной насыщенностью светом, что важно для создания зрительного комфорта. Но если в цветовой гамме интерьера превалируют тёмные тона (особенно потолка и стен), то для таких светильников придётся ставить более мощные лампы.

Светильники отражённого света создают наиболее комфортное и равномерное освещение, полностью соответствующее нормам по ограничению показателей слепящего эффекта и дискомфорта, хорошую насыщенность светом, сочетание с верхним или боковым дневным светом. Для повышения экономичности освещения необходима отделка потолка с максимальным коэффициентом отражения.

Свет и пространство

Восприятие интерьера зависит в основном от распределения яркости и цвета между элементами внутренней отделки и предметами. И когда мы покупаем приглянувшееся симпатичное бра и вешаем его на видном месте или просто устанавливаем лампочку помощнее, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми, например: раздражительность, головные боли и другие неожиданные напасти. Дело в том, что такими бесхитростными действиями мы можем нарушить сложную взаимосвязь оптических эффектов, которую учитывают специалисты по светодизайну.

С изменением яркости света, отражённого от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно "корректировать" объём помещения. Тёмный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.Цвета тёплых тонов "приближают" предметы (например, жёлтая стена кажется ближе), а холодных - "удаляют".

В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещённость стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же приём, но для пола и потолка.Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства.

При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.Следует помнить, что чёрный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет". Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться ещё более узкой. Чтобы её зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещённой к одной из стен.В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.

Свет и форма

То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нём теней. Значит, свет может "управлять" формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объёмный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объёмность теряется.

Наилучший результат даёт сочетание рассеянного или отражённого освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отражённого света.

Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом. Если поверхность освещена неравномерно, то её отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.

Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Свет и цвет

Если в комнате создана равномерная освещённость, то тёплый цвет воспринимается ярче, чем холодный. Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в тёмный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.

На ярком фоне объект выглядит темнее, а на тёмном - светлее. Цвета тёплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Светоцветовой комфорт

Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение.

Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

Цвет и настроение

Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека.

Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие.

Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя.

Белый и чёрный тон подчёркивает парадность и праздничность обстановки.

Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привычек и вкусов человека. При покупке светильника необходимо проверить его работоспособность, надёжность крепления деталей, насколько легко устанавливается лампа в патроне и есть ли простой доступ и лампе и внутренним поверхностям, требующим регулярной очистки. Следует помнить, что более твёрдые материалы, имеющие гладкую поверхность, меньше загрязняются и проще моются.

Трудно сказать совершенно определённо, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживаться общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КПП). В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушённый мягкий свет светильников отражённого света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использования основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники.

Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света.

Расчет искусственного освещения

Цель: Определить необходимую мощность источников света в соответствии с нормированной, для проектируемого помещения зала торжества.

Метод расчета: метод коэффициента использования светового потока.

Исходные данные:

A =13,86мм – длина помещения;

B =17,57м – ширина помещения;

S = 243,52 - площадь

h = 2,8м - расчетная высота, т.е. высота подвеса светильников над расчетной плоскостью;

Нормируемые данные:

E = 200 лк (по назначению данное помещение – зал торжеств, минимально необходимая освещенность согласно СНиП)

k = 1,15 – коэффициент запаса

z =1,1– коэффициент характеризующий неравномерную освещенность ламп накаливания.

η – коэффициент использования осветительной установки, дается в СНиПах; зависит от индекса помещения i, а также от коэффициента отражение потолка, стен и пола помещения.

Для расчета мощности осветительной установки при системе общего освещения и равномерном расположении светильников над горизонтальной плоскостью применяется метод коэффициента с использования, выражаемый уравнением:

,

где ФЛ – световой поток ламп в одном светильнике, лм;

Индекс помещения находится по формуле: i=A*B/h*(A+B) =243,52/88,04=2,77.

Из соответствующих таблиц выберем коэффициенты отражения

ρпот=0,7; ρст=0,5; ρпола=0,3.

Зная i и ρ, из таблиц узнаем что η=0,32.

Мощность ламп Фл=200*1,15*243,52*1,1/50*0,36 =3422лм

Для выбора типа лампы мощность делят на два: Фл/2=1711лм

Выводы: Для обеспечения освещенности данного помещения 200 лк следует использовать несколько типов осветительных установок, а в качестве основного освещения достаточно 50 галогенных ламп Г220-750 ФЛ=1810лм отечественного производства, другие установки в виде световых панелей и светодиов не будут играть значительную роль в освещении помещения.

Встраиваемые светильники

Современные административные здания практически повсеместно проектируются с подвесными потолочными системами. Это позволяет спрятать за подвесным потолком электрическую проводку, кабели телефонной и компьютерной сети, оборудование для кондиционирования воздуха. Кроме того, подвесные потолки обеспечивают звукоизоляцию и пожаро-безопасность, придают помещениям эстетически приятный вид. Для дизайнера по освещению эти системы предоставляют возможность использовать встраиваемые светильники, т.е. физически интегрировать систему освещения в архитектуру здания. Встраиваемые светильники, таким образом, являются основным элементом ненавязчивых и, вместе с тем, функциональных осветительных систем.

Выбирая встраиваемый светильник, мы должны быть уверены, что он соответствует размерам ячейки подвесного потолка.

Аварийное освещение

Аварийное освещение - это искусственное освещение, которое необходимо для людей, когда обычная осветительная установка прекращает работу вследствие аварии системы электропитания.

Существуют два основных типа аварийного освещения. Первый тип - "эвакуационное аварийное освещение", предназначенное для указания людям быстрого и безопасного пути эвакуации из здания. Оно помогает избежать паники и, в конечном счете, сохранить людям жизнь. Второй тип аварийного освещения - резервное аварийное освещение. Оно обеспечивает достаточное освещение для людей, работающих в зонах, где имеют место критические или опасные процессы. Если нормальное освещение выходит из строя, резервное аварийное освещение позволяет людям завершить критический процесс или безопасно продолжить его выполнение. Аббревиатура NM ('поп maintainedsystem') относится к аварийным системам освещения, лампы в которых включаются только тогда, когда питание обычного освещения выходит из строя. Аббревиатура М ('maintainedsystem') описывает аварийную систему освещения, лампы в которой питаются и от обычной электрической сети. В аварийной ситуации, лампа аварийного освещения (обычно это одна из двух или более ламп в светильнике) остается в рабочем состоянии.

Излучающие вниз светильники и акцентирующее освещение. Излучающие вниз светильники демонстрируют, что стремление к энергоэффективности, прогрессивные технологии освещения и особый внешний вид могут быть объединены в серии компактных и привлекательных световых приборов. Cветильники с компактными люминесцентными лампами PL-С и PL-T в частности удобны для общего освещения офисов и магазинов. Небольшие светильники с компактными люминесцентными PL и галогенными лампами могут создавать эстетически приятное освещение в горизонтальной плоскости. Направляемые светильники, практически незаметны и идеальны для подсветки объектов в вертикальной плоскости. Декоративные же излучающие вниз светильники специально предназначены для привлечения внимания.

Восприятие цвета в интерьере

Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Работать с цветом нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.

Зная реакцию того или иного человека на отдельные цвета и цветосочетания, можно заранее предусмотреть воздействие колористического строя интерьера.

Ассоциативный ряд. Каждый цвет несет в себе некую информацию. По цвету можно определить состояние предмета. Например, если яблоко красное — значит, оно созрело, если зеленое — нет. Цветовая характеристика передает состояние природы, человека, его чувств. Добавляя красный цвет, символизирующий поток жизненной силы, в интерьер помещения, мы утверждаем себя в этой жизни, привлекаем внимание к себе.

Желтый — цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства — создает ощущение тепла и укрепляет надежду.

Синий и голубой — цвета воды и неба — вызывают ощущение прохлады и отдохновения, поэтому их нельзя использовать в холодных местах и кухнях.

Оранжевый, находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах.

Зеленый вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой.

При восприятии фиолетового (пурпурного) цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, это цвет мудрости и царственности.

Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке — цвет траура, а в Европе — торжества, праздника.

Каждый человек индивидуален, и поэтому готового рецепта по сочетанию и применению цвета нет. В каждом случае нужно находить особые нюансы, руководствуясь общепринятыми положениями.

Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, можно заметить такую особенность: он воспринимается как цилиндрическая поверхность, в средней части которой (красные цвета) возникает иллюзия рельефа поверхности. Боковые части спектра воспринимаются глубже. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, рельефные, красные — уменьшения.

Акустический расчет

Архитектурная акустика рассматривает законы распространения звука в закрытых помещениях, методы управления структурой звукового поля.

Среди акустиков существует такой термин - настройка. Прослушиваются те же динамики, но настраивается не звуковой ряд, а помещение.
Это зависит от параметров помещения и от требований к звучанию. Потому что часто предпочтение отдается не качеству звучания, а дизайну помещения. Если все же важнее звук, то к настройке необходимо подготовиться уже на стадии проектирования. Дело в том, что в самом проекте могут содержаться решения, сводящие на нет возможности дорогой аппаратуры. Задача архитектора, который проектирует зал с такой акустикой - равномерно распределить звук по помещению без существенного ослабления. Рассеяние и поглощение звука в помещении зависит от температуры и влажности воздуха. И прогнозировать этот показатель можно лишь приблизительно. Грамотный проектировщик продумает все таким образом, чтобы изменения, которые, скорее всего, понадобятся, сильно не повлияли на внешний вид помещения и не требовали существенной перестройки его ограждающих конструкций. Например, подвесной потолок в мы проектируем из сегментов, небольших плит. В процессе настройки необходимое число плит без особого труда можно заменить на плиты в данном случае более подходящие по акустическим критериям. Ломать потолок и делать новый не требуется.
Насколько влияет геометрия помещения на качество звука?
Если сделать зал в форме параллелепипеда с гладкими жесткими стенами, то звук от параллельных стен будет многократно отражаться и усиливаться. А если площадь параллельных поверхностей большая, возникнет эффект порхающего эха, когда на высоких частотах звук видимо искажается. Чтобы это предотвратить, стены в залах для прослушивания выстраивают не параллельно, под некоторым углом.

Таким образом, настройка - это применение звукопоглощающих отделочных материалов (не звукоизоляционных). Мягких, пористых, хорошо продуваемых звуковыми колебаниями. Задача которых - поглотить лишний звук, чтобы сделать звучание прозрачным и сбалансированным, не глухим, но и не слишком звонким.Но и нельзя перебарщивать. При чрезмерно высоком поглощении, когда все возможные отражающие поверхности облицовываются звукопоглотителями, отраженный звук исчезает вовсе. Тогда звучание приобретет резкий оттенок, который быстро утомляет слух, как повышенная четкость изображения быстро утомляет глаза. Помимо этого, лишним может быть высокое время реверберации - время спада звуковой энергии после выключения звука. Что это значит? Например, есть замкнутое помещение, в котором не предусмотрены звукопоглотители. Тогда звук будет отражаться от одной поверхности к другой, при этом усиливаясь. Как на лестничной клетке: вы крикнете, и ваш голос, многократно отраженный от оштукатуренных и покрашенных, а, следовательно, жестких стен, будет хорошо слышен многими этажами ниже и выше. И, напротив, в поле, где отражающих поверхностей за исключением земли нет, стоит только повернуть голову в сторону от собеседника, чтобы он совсем перестал вас слышать. Существуют оптимальные требования по величине времени реверберации, которые обязательно должны обеспечиваться. За счет продуманного сочетания отражающих и поглощающих материалов. В этом и проявляется искусство акустика: не максимально, а правильно заглушить помещение. Только тогда зрителям и слушателям будет комфортно воспринимать звук.
Акустика ухудшается только тогда, когда что-то происходит с ограждающими конструкциями и существующими элементами декора. Например, если в помещении заменили мебель, шторы на окнах, постелили или убрали палас и т.д. Применяемые современные звукопоглощающие материалы имеет большой срок службы, и поэтому их заменяют во время очередного ремонта, как правило, с целью обновления дизайна, чем по причине ухудшения акустических свойств.

Основные акустические требования, определяющие выбор объемно-планировочных решений залов.

При проектировании акустически благоприятных помещений необходимо учитывать два ключевых момента:

а) геометрию помещения, зависящую от его размеров и формы;

б) звукопоглощение поверхностей помещения.

При акустическом проектировании и расчете зала необходимо, прежде всего, исходить из его назначения. Кроме того, любой зрительный зал проектируется на определенное количество зрителей. Площадь, приходящаяся на одного зрителя, определяется из санитарно-гигиенических условий и для залов всех типов равна 0,85м2 на зрителя (с учетом проходов).

В основу выбора конфигурации помещения должны быть положены следующие требования:

а) сила звука и, соответственно, уровень громкости должны быть одинаковыми на всей площади, занятой зрителями. Звуковое поле в помещении должно быть в такой мере диффузным, чтобы обеспечить наибольшую четкость и разборчивость звука, главным образом речи;

б) должны быть устранены эхо-эффекты, т.е. запаздывающие отражения большой интенсивности на всех зрительских местах зала.

Указанные требования могут быть выполнены при соблюдении следующих условий:

а) расстояние между источником звука и зрителем должно быть минимальным;

б) форма плана зала должна учитывать направленность источника звука. Угол между лучами, направленными от источника к крайним передним местам партера, должен быть как можно меньше;

в) отражающие поверхности, расположенные вблизи источника, должны посылать максимум звуковой энергии в зал;

г) в помещении, которое должно отличаться хорошими акустическими характеристиками, следует избегать вогнутых и сводчатых поверхностей, т.к. наличие таких форм связано с опасностью возникновения фокусов – мест концентрации звуковой энергии.

Определение времени реверберации помещения

Время в течение которого происходит затухание звука, называется временем реверберации. В качестве эталона принято время затухания звуковой энергии в 106 раз (или уменьшение уровня звукового давления на 60 дБ). Это время называется временем стандартной реверберации (обычно заменяется термином «время реверберации»).

Основные размеры и форма зала (зал торжеств)

 

Общий воздушный объем зала –1151м3;

Длина зала –14,31м;

Ширина зала – 20,11м;

Средняя высота зрительного зала – 4,0м;

Общая площадь пола –287,77м2;

Общая площадь потолка –287,77м2;

Общая площадь всех стен–275,36м2.

 

 

Рисунок 27 Реверберация помещения

 

Рисунок 28 Реверберация помещения

 

Таблица 3 Результат измерений путей прямых и отраженных от стен и потолка звуковых лучей для основных точек зала

Точки Длина зв. луча до встре-чи с отраж. пов-тью, м Длина отраж. зв. луча, м Длина прямого зв. луча, м Разность хода прямого и отраж. лучей, м
При отражении от стен
А 11,668 1,362 10,43 2,6
В 9,421 9,263 6,121 12,563
С 13,723 3,325 16,098 0,95
При отражении от потолка
А 3,665 3,665 2,059 5,271
В 4,414 4,414 5,662 3,166
С 6,448 6,448 11,325 1,571

 

Разности хода прямого и отраженного лучей не превышают 17 м, следовательно, время запаздывания звука не превышает 50 мс, при скорости звука 340 м/с.

 

Расчет времени реверберации зала

Рекомендуемое время реверберации зала при Vзала=1151 м3для частот 500 и 2000 Гц равно 2 с. На частоте 125 Гц возможно увеличение Трек на 30%.

Таблица 3 Расчет эквивалентных площадей поглощения для внутренних поверхностей и общей эквивалентной площади звукопоглощения зала

Поверхности, материалы площадь значения α и αS в частотах Гц
125 Гц 500 Гц 2000 Гц
α αS α αS α αS
Потолок 287,77 0,11 15,34 0,7 97,64 0,35 48,82
Стена 275,36 0,20 54,58 0,65 177,40 0,50 136,46
Пол 287,77 0,01 1,39 0,02 2,09 0,02 3,21
Добавочное звукопглощение 850,9 0,08 44,15 0,05 27,59 0,04 22,08
Аобщ  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: