Некоторые замечания по обучению чтению по «Азбуке»




1.При обучении чтению детей следует ориентировать на после­дующую гласную букву и только потом на предшествующую ей согласную. Так, читая слог ВУ, ребёнок заранее делает губы трубочкой для звука У, затем, сомкнув губы, произносит сразу оба звука, слог ВУ.

2.При чтении рекомендуется картинки в книге прикрывать экраном, чтобы ребёнок не знал, какое слово он читает. Иначе, догадываясь, он произносит слово не читая (впрочем, часто невпопад).

3.Чтение должно быть осознанным, не механическим называнием слогов. С этой целью по прочтении двух-трёх слов или предложения текст закрывается экраном, а ребёнок повторяет прочитанное, затем по зада­нию обучающего объясняет значение слов, например: осы — это насеко­мые, косы — волосы у девочки. Если же ребёнок не понимает или вообще не помнит слов, чтение повторяется, при необходимости разъясняется смысл, используются рисунки к данному тексту.

4.Если текст состоит из нескольких предложений, то после их проч­тения детьми или одним ребёнком составляется рассказ о прочитанном; можно повторить чтение.

5.Попутно выполняются упражнения на звукослоговой анализ слов и предложений и другие задания:

а) выбрать слова в предложении с заданным количеством слогов, гласных или согласных букв;

б) охарактеризовать букву, например прочитав слово совы. Ребёнок о букве В говорит: «Обозначает звук В, согласный, твёрдый, звонкий»;

в) определить «соседей» в словах;

г) определить количество слов в предложении; по заданию назвать предложения из двух-трёх и более слов, из них — самое длинное слово или самое короткое;

д) объяснить, почему слово Маша пишется с большой буквы. В каких ещё случаях пишутся заглавные буквы?

е) найти предлоги, простые союзы;

ж) объяснить сочетания букв: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

 

Ребёнок не просто читает, но и систематически вспоминает всё, о чём узнал ранее, в процессе подготовки к чтению.

Это приучает его читать внимательно и вдумчиво, что способствует расширению кругозора, умению грамотно и правильно отвечать на вопросы.

Итак, ребёнок со временем учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков, букв и сло­гов состоит слово, из каких слов — предложение, а также составлять слова из букв, прочитывать написанное и рассказывать прочитанное — всё это способствует в будущем успешному усвоению школьной программы не только по письму и чтению, но и по другим предметам.

Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду

В работе по формированию правильного звукопроизношения вос­питатель использует три формы занятий: фронтальные, по подгруппам и индивидуальные.

Фронтальные занятия по звуковой культуре речи в младшей, средней и старшей группах проводятся три раза в месяц, а в подготовительной — один раз; проводятся также четыре занятия по подготовке к овладению грамотой и непосредственно обучение грамоте. Кроме того, воспитанию правильной речи отводится по пять — семь минут дважды в неделю.

Индивидуальные занятия организуются с отстающими детьми. В под­группы по четыре — шесть человек включаются дети, которые не усвоили материал фронтального занятия. Они занимаются два-три раза в неделю в утренние и дневные часы, до завтрака или после сна.

Во второй младшей группе и в начале пребывания детей в сред­ней группе следует проводить три вида фронтальных занятий на каж­дый звук:

1.уточнение положения движений органов артикуляционного аппа­рата для данного звука;

2.уточнение произношения изолированного звука;

3)обучение правильному произношению звука в словах и узнавание его на слух (воспитание речевого слуха).

К концу пребывания детей в средней группе и в старшей группе — другие три вида занятий:

1) уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию;

2)воспитание фонематического слуха и правильного произношения звуков в словах;

3)формирование слухового восприятия и закрепление звука во фразовой речи.

В подготовительной группе проводятся такие виды занятий:

1)дифференциация изолированных звуков на слух, а затем и в произ­ношении;

2)дифференциация звуков в словах: красный, лак, рыболов;

3)дифференциация звуков во фразовой речи: потешки, скоро­говорки.

Далее предлагаются примерные конспекты занятий с детьми в раз­ных возрастных группах. По каждому из них можно провести несколько занятий с постепенным усложнением заданий, использовать материал вы­борочно или дополнить его по усмотрению педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: