Пословицы, поговорки, фразеологизмы




 

1. Глаза глядят, а руки делают.

2. Два глаза дороже алмаза.

3. Ноги носят, а руки кормят.

4. Правая рука сильнее левой.

5. Железная рука (твёрдая).

6. Золотые руки (умелые).

7. Острый язык (как бритва режет).

8. Золотая голова (умная, умный человек).

9. Медный лоб (упрямый человек, неуступчивый).

10. Каменное сердце (чёрствый человек, безжалостный).

11. Дай ему палец, он всю руку откусит.

12. Дай с ноготок — попросит с локоток.

 

Гигиена

Дидактические игры

Что нам нужно?»

Мы умываемся — мыло, полотенце; чистим зубы — зубная щётка и зубная паста; принимаем ванну — мыло, мочалка, душ, полотенце.

Что делаем?»

Утром — умываемся, чистим зубы; перед едой, после еды, после про­гулки, вечером моем руки.

Что в кармашке?»

Носовой платок. Для чего он нужен?

—Чтобы вытирать носик, а при кашле и чихании — закрывать им
рот и нос.

Когда это делаем?»

Моем руки — перед едой, после прогулки, если в руках был пыльный, грязный предмет; умываемся, чистим зубы, принимаем душ — утром и вечером.

5. « А одежда?»

Одежду надо сохранять в чистоте, перед сном аккуратно складывать, чаще мыть руки.

Где возьмёшь, куда положишь?»

Полотенце — на вешалке, на вешалку; зубную щётку, пасту, мыло и мо­чалку нужно брать и класть всегда на одно и то же место.

 

Скороговорки и стихи

1. Луша под душем моет шею и уши.

2. Солнце глянуло в кроватку — все мы делаем зарядку.

Мы поставили пластинку и выходим на разминку.

3. Этой щёткой чищу зубы, этой щёткой — башмаки,

Этой щёткой чищу брюки, все три щётки мне нужны.

4. Коля, Коля, Николай, за собою убирай, не ленись.

5. — Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

— Лень вам мыть или не лень:

Мойте уши каждый день!

6.Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.

Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло.

— Что ты плачешь, наша Мила?

— Я выплакиваю мыло.

7.Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо.

Я прошу вас: мойте чаще ваши руки и лицо.

Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.

Сам я моюсь очень часто. До свиданья. Мальчик Дим.

8. Утро — время чистоты: важно лижутся коты.

Чистят перышки стрижи. Моют мордочки ежи.

И один лишь поросёнок не умоется спросонок.

Поросёнок он и есть, чуть проснулся — сразу есть.

До бровей нырнёт в корыто — вот и мордочка умыта.

9.Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам — стыд и срам! Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое,

И зубной порошок, и густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане, — всегда и везде.

Вечная слава воде!

(К. Чуковский)

Загадки

1. Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою.

2. Гладко и душисто, моет очень чисто.

3. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

4. Хвостик из кости, а на спинке щетинка.

5. Дождик теплый и густой — этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков целый день идти готов.

6. Не уведёт дорожка

От твоего крыльца —

Из льна или рогожки

Два вышитых конца.

7. Зубов много, а ничего не ест.

8. Хожу, брожу не по лесам, а по усам, по волосам.

9. Вроде ёжика на вид, но не просит пищи.

По одежде пробежит — одежда станет чище.

 

Отгадки: 1. Кран. 2, 3. Мыло. 4. Зубная щётка. 5. Душ. б. Полотенце. 7, 8. Расчёска. 9. Одёжная щётка.

 

 

Игрушки

Застенчивым, молчаливым детям можно помочь включиться в дет­ский коллектив при помощи игрушек.

 

Дидактические игры

1. «Запомни и назови».

На столе игрушки; дети произносят названия каждой игрушки, а за­тем называют их общим словом — игрушки.

2. «Что они делают?»

Куклы — сидят, лежат, спят; мишка — идёт, бредёт, косолапит; маши­на — идёт, едет, мчится.

3. «Кто что так делает?»

Скачет — лошадка, крутится — юла, идёт вразвалочку — мишка.

4. «Сколько игрушек?»

Одна машина, пять кукол, шесть шаров.

Какой предмет из чего сделан?»

Кубик — деревянный, из дерева; машинка железная, из железа; мячик резиновый, из резины и т. д.

Какого цвета предмет?»

Шарик — красный, платье — белое, машинка — чёрная (зелёная) и т. д.

Какой формы и величины?»

Шар — большой, круглый; машинка — маленькая, длинная; кубик — боль­шой, квадратный.

Что такого же цвета?»

Детям показывают, например, голубой шар; они называют другие предметы: голубое небо, голубая бумага, голубой бантик, голубое платье...

Всё твоё».

Следует называть игрушки, добавляя слово «мой»: мои кубики, моя лиса, жом зайчик, моё блюдце.

Чья игрушка?»

Автомат — мой, кукла — её, одеяло — твоё, его, наше, ваше.

Что он взял?»

Один ребёнок берёт игрушку, другой комментирует: он взял льва, тигрёнка, мишку.

Опиши игрушку».

Это кукла. Она пластмассовая, большая; у неё светлые волосы, голу­бые глаза, красные губы; в волосах розовый бантик... Шар — большой, круглый, красный; на нём нарисован Чебурашка; шар наполнен воздухом; он очень лёгкий и может улететь; если его уколоть острым предметом, он лопнет, поэтому с ним надо быть осторожным.

Назови общее слово».

Детям показывают (натуральные или на картинках) кукольную одеж­ду, посуду, мебель: рубашка, платье — одежда; кроватка, стул — мебель; чаш­ка, тарелка — посуда; шапка, кепка — головной убор; туфли, ботинки — обувь; машина, троллейбус — транспорт.

Чудесный мешочек».

Ребёнок определяет на ощупь, что берёт из мешочка.

Отгадай по описанию».

Она круглая, полосатая, у неё одна нога; может жужжать, но летать не умеет. (Подсказка: она вертится, крутится.) — Это юла.

Сравни».

Дети сравнивают пару игрушек: две куклы, две машинки и др.

Мастерская игрушек».

Ребёнок заказывает игрушку: называет материал, размер, цвет, форму, отделку и др.

(Во время этих игр необходимо следить за правильным согласова­нием слов в роде, числе и падеже.)

Скороговорки и стихи

 

1. Возьмём иголки и катушки и починим все игрушки.

Нам за это малыши «спасибо» скажут от души.

2. Есть у Ляли кукла Юля. Юля сделана из льна.

Ляле нравится она.

3. Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок.

4. Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

Мы поедем за водой и достанем мячик твой.

5. Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу, потому что он хороший.

6. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

7. Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу:

«Ох, ох, доска кончается, сейчас я упаду».

8. Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык — опрокинул грузовик.

9. Спать пора! Уснул бычок, лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон.

10. Самолёт построим сами, понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.

11. У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный завтра утром отнесу.

Он заблудится в саду — я в траве его найду.

12. Матросская шапка, верёвка в руке.

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня: «Прокати, капитан!»

13. Миша лапу занозил, наступил на шишку.

Обернулся, погрозил: «Ты узнаешь мишку!»

14. Мы — весёлые матрёшки, на ногах у нас сапожки,

В сарафанах наших пёстрых мы похожи, словно сестры.

15. Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки,

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы-матрёшки.

Кто видел у нас в магазине Андрюшку?

Он самую лучшую выбрал игрушку!

Он выбрал ружьё, и сказал продавец:

«Ты будешь охотником.

Ты молодец!»

Загадки

1. Не летаю, не хожу, а верчусь я и жужжу.

Как устану — перестану, упаду и полежу.

2. Пляшет крошка, а всего одна ножка.

3. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.

4. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет.

5. Кинешь в речку — не тонет, бьёшь об стенку — не стонет.

6. Сверху кожа, снизу — тоже, а в середине пустота.

7. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает.

8. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, и всего одна игрушка.

9. Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал.

10. Он и стройный, и красивый, у него густая грива!

Жаль, нельзя на нём промчаться, только можно покачаться.

11. Уши чуткие торчком, хвост взлохмаченный крючком.

У дверей она лежит, зайкин домик сторожит.

12. Зверь забавный сшит из плюша, есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу.

13. Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай.

14. Совсем не нужен ей водитель, ключом её вы заводите.

Колесики начнут крутиться, поставьте — и она помчится.

15. Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю, всё сначала начинаю.

16. Человечек деревянный на земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это?

17.Наряд мой пёстрый, колпак мой острый,

Мои шутки и смех веселят всех.

Отгадки: 1, 2. Юла. 3-5. Мяч. 6, 7. Барабан. 8. Матрёшка. 9. Воздуш­ный шар. 10. Конь-качалка. 11. Собака. 12. Плюшевый медведь. 13. Зайчик. 14. Заводная машина. 15. Кубики. 16. Буратино. 17. Петрушка.

 

Одежда

Одежда бывает мужская, женская и детская — для мальчиков и для де­вочек. Так как люди бывают высокого, среднего и низкого роста, полные и худые, с разными фигурами, то каждый человек подбирает себе одежду соответствующего размера и роста. Кроме того, одежда различается по сезо­ну: зимняя, весенне-осенняя и летняя. Зимняя шьётся из плотных, толстых материалов: байки, трикотажа, шерсти, драпа, меха. Зимой носят пальто с меховыми воротниками, шубы, тёплые шапки, шерстяные варежки, перчат­ки, шарфы; платья, кофты и рубашки с длинными рукавами; надевают шерс­тяные или пуховые свитера и другие теплые вещи.

Летом носят платья, блузки и рубашки с короткими рукавами или без ру­кавов, вместо брюк часто надевают шорты. Летнюю одежду шьют из лёгко­го материала (ситец, шёлк и др.). Каждый подбирает себе одежду по цвету, который ему нравится. Шьют одежду портные и портнихи, они работают в ателье или на фабрике одежды.

Манекенщицы и манекенщики демонстрируют новые модели одежды на сцене (подиуме). Зрители смотрят и выбирают тот фасон, который им понравится: длинное платье или короткое, узкое или широкое, с разными отделками. Новую модель одежды можно увидеть на манекенах в витринах магазинов. Каждому хочется носить красивую, хорошо сшитую одежду.

Основные части платья: лиф, подол, рукава, воротник, карманы, пояс. На женской одежде пуговицы пришиваются с левой стороны, а на правой делаются петли; на мужской — наоборот: пуговицы — на правой, а петли — на левой стороне. Для шитья нужны ножницы, иголки, нитки, напёрсток.

Одежду нельзя тянуть, цеплять за острые предметы, брать грязными руками, так как она может порваться, испачкаться, и человек будет выгля­деть неряшливо.

Одежду стирают с порошком или мылом, полощут в чистой воде, су­шат, а потом гладят утюгом; крупные вещи (пальто, куртки) сдают в химчи­стку. Много труда надо вложить, чтобы ходить в красивой и чистой одеж­де, поэтому всем лучше быть аккуратными, бережно относиться к вещам.

Схема рассказа об одежде

1.Название одежды.

2.Какая она по сезону (летняя, зимняя, весенне-осенняя).

3.Какая одежда по принадлежности (мужская, женская, детская)?

4.Какого размера, роста, цвета?

5.Из какого материала?

6.Части одежды.

7.Кто шьёт одежду? Что нужно для шитья?

8.Свойства одежды.

9.Уход за одеждой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: