История образования и педагогической мысли Республики Башкортостан




 

История образования и педагогической мысли Республики Башкортостан (М.Уметбаев, С.Кудаш, М.Гафури, Д.Киекбаев и др.)

Приоритетные направления исследования проблем развития образования и воспитания в Республике Башкортостан: разработка целей, задач и технологий воспитания и обучения на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей, разработка содержания многокультурного (межэтнического) образования и воспитания в условиях множественности культур, развитие национальных школ и др.

Республика Башкортостан – многонациональная республика. В конце XVIII и первой половине XIX столетий основная территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. В 1865 году была образована самостоятельная Уфимская губерния.

Письменные источники IX-X веков повествуют о существовании башкирского народа на территории Южного Урала — по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

X—XIII века — начало разложения родового строя и перехода башкир к классовому обществу. С X века среди башкир стал распространяться ислам, занесенный болгарскими купцами и проповедниками.

В XVIII веке в Башкирии стала развиваться горнозавод­ская промышленность. Русские промышленники обосновали многочисленные горные заводы, что было прогрессивным яв­лением, хотя и сопровождалось усилением гнета над многочисленным народом Башкирии.

В XV—XVI веках они пользовались письменным языком тюрок, который, в отличие от старо арабского, имел для башкир большое практическое значение. На этом языке велась гражданская и официальная переписка, позднее он стал книжным языком и продолжал им оставаться до начала XX века

Однако языком, на котором велось обучение детей башкир и татар, оставался все же арабский. Дети обучались в начальной школе — мектебе и средней — медресе, которые на­ходились в руках мусульманского духовенства, стремивше­гося утвердить ислам и укрепить феодально-колониальный строй в Башкирии. Все школы были мало комплектные и в большинстве случаев находились при мечетях или в отдель­ных домах. В них обучались только мальчики, женские мектебе были редким исключение.

Все мектебе содержались в основном на средства населения, обучение в них было также платное. Учащиеся по четвергам приносили учителю «садока» (приношение в виде де­нег и продуктов). Из 1579 мектебов только 686 имели помещения, остальные размещались в домах мулл и муэдзинов. В этих же ком­натах, где проходили занятия, очень часто жили учащиеся, прибывшие из дальних деревень, и мугаллимы. Материальная необеспеченность и отсутствие учебно-на­глядных пособий, учебников пагубно влияли на качество зна­ний учащихся.

Мектебе, как начальная школа с четырехгодичным курсом обучения, давала низшее и в основном религиозное образо­вание, деления учащихся на учебные группы не было. Все дети с 9—14-летнего возраста учились в одной группе, посе­щая занятия в осенне-зимние периоды, т. е. четыре-шесть ме­сяцев в году.

В мектебе не было твердой программы и определенного учебного курса. Экзамены не проводились, никаких свиде­тельств об окончании не выдавалось, Обучение языку своди­лось к заучиванию начертаний и произношений арабских букв и слов, а затем чтению и зубрежке текстов мусульман­ских книг: «Иман Шарты», «Бэдвэм», «Эфтияк», написанных на смешанном тюрко-арабском языке. Арабский алфавит был очень труден для запоминания и употребления. Школьник тратил много времени и труда, чтобы как-нибудь вызубрить названия и запомнить изображения арабских букв, имеющих по три разных начертания в начале, середине, в конце слов, всоединении с другими буквами и раздельно, с надстроч­ными и подстрочными знаками.

Столько после усвоения арабских букв ученики приступали к чтению по слогам, а затем к заучиванию избранных мает из Корана. Ученик с большим трудом разбирал не встречавшиеся ему ранее тексты, и только после трехлетней зубреж­ки непонятных слов он в лучшем случае овладевал механиз­мом, чтения.

После чтения Корана учащиеся переходили к другим ре­лигиозным книгам. Одновременно они обучались и письму, которое сводилось к выработке навыков каллиграфии. Затем следовало чтение некоторых сборников мистических стихотво­рений. В 1913 году в большинстве мектебов еще не вводилось преподавание светских наук, учили исключительно вероиспо­веданию. По степени введения светских наук мектебе Уфим­ской губернии делились на 4 группы: 1) исключительно религиозные —285; 2) с преподаванием одного предмета из светских наук —242; 3) с преподаванием двух предметов — 618; 4) с преподаванием татарского языка—210.

В учебных планах нерусских школ не предусматривалось преподавание родного языка, отсутствовали также учебники и учебные пособия, приспособленные к особенностям башкир­ских и татарских начальных школ. Изучение светских наук считалось с учением ислама несовместимым. Учителя мектебе запугивали учащихся телесными наказаниями. Учеба была оторвана от жизни, не давала никаких практических навыков, познаний из окружающей среды. После окончания мектебе только единицы продолжали свое об­разование в медресе.

В XVIII веке на территории Башкирии открываются русские школы. Первые русские школы были открыты по инициативе В. Н. Татищева на Уральских горных заводах в 20-е годы XVIII века.

6 декабря 1709 года начала работу первая цифирная шко­ла, основанная Никитой Демидовым при Невьянском заво­де. Были открыты горнозаводские школы при Верхотурском, Катавском, Юризанском, Благовещенском, Архангельском, Белорецком, Воскресенском и других заводах. В 1747 году насчитывалось 12 школ, где обучалось 1123 учащихся. Рабо­тало в них 50 учителей.

В организованные школы принимали не только русских детей, но и детей нерусских народностей. Считая, что обу­чение не должно ограничиваться изучением русского языка и тех предметов, какие преподавались в цифирных школах, Татищев В. Н. приписывал поощрять изучение родного язы­ка. «Языка же всякого учиться не воспрещает, но паче к то­му поохочевать и старание иметь, чтобы тех языков, которые тамо в близости живут, колико возможно, лексиконы сочи­нять и такою орфографией писать, как они сами выговаривают»3.

В 1735 году в Оренбурге были созданы две русские шко­лы—арифметическая и словесная. В 1739 году впервой из этих школ обучалось 15 учеников, во второй—22. К концу 737 года такая же школа стала создаваться и в Уфе, причем желающих учиться набралось свыше 400 человек.

В 1748 году при Оренбургской губернской канцелярии от­крылась школа для детей ссыльных, в которой обучали «российской грамоте, чистому письму, нотному пению, испо­веданию православной вере и первых частей арифметики». Учащиеся находились на казенном содержании. По оконча­нии школы губернская канцелярия назначала их на службу. В этой школе был 21 ученик3.

_В соответствии с Уставом 1786 года о народных училищах в 1789 году в Башкирии были открыты четыре школы: главная из четырех классов — в Уфе, три малых двухклассных — в уездных городах - Оренбурге, Челябинске и Мензелинске.

В конце XVIII века в главной Оренбургской школе числилось 52 ученика, в малой Уфимской—55, в малой Мензелинской —63, в малой Бузулукской —16. Эти школы бы­ли предназначены преимущественно для русского населе­ния края.

_В марте 1738 года главный начальник Оренбургского края В. Н. Татищев и начальник комиссии башкирских дел Л. Я.Соймонов приняли совместное решение об устройстве Уфе школы «для обучения иноверцев русскому языку». Подражая русским промышленникам, местный поставщик руды на медеплавильные заводы Исмаил Тасимов, который первым из башкир «в горную экономию вникая», ходатайствовал перед царским правительством об открытии особой школы по горному делу для башкир. Под­держивая инициативу Тасимова, сенат в своем докладе Екатерине II от 31 октября 1773 года писал: «Башкиры — Исмаил Тасимов с товарищами, прося, Берг коллегию в 1771 о поставке своих руд на Юговские медеплавильные заводы и об отдаче им казенных рудников в содержание, изъяснили, между прочим, что хотя они опытом и научаются и в горную экономию вникают, но дабы промысел сей усовершенствовать, горную экономию упрочить и через то, как себя и потомков своих, так и для общества сделаться сколько возможно более полезными, имеют свою нужду в следующих руководителях. А потому просят о заведении офицерской школы на том же основании, на каком учреждены и кадетские корпуса». На со­держание предполагаемой школы они соглашались жертво­вать по полуполушке с пуда добываемой ими руды, что сос­тавляло 2250 рублей в год. Это было вызвано необходимо­стью иметь на своем предприятии более подготовленные ра­бочие кадры.

В начале XIX века открылись начальные гарнизонные школы и войсковые училища при Оренбургской, Орской, Верхне-Уральской, Кизильской, Троицкой, Звенигорской кре­постях для подготовки кадров для башкирских и казачьих войск.

В начале XIX века в Башкирии функционировали Оренбургское главное народное училище с пятилетним курсом обучения и двухгодичные малые народные училища — Уфим­ское, Мензелинское, Бугурусланское, Бирское, Челябинское, Троицкое и Бузулукское. В них обучали арифметике, письму, чтению. В 20—40 годах народные училища были преобразованы в уездные. В 1839 году в Уфе, Оренбурге, Мензелин-ске, Бирске, Стерлитамаке, Троицке, Челябинске и Бузулуке открыты двухгодичные приходские училища.

Стремление народа к образованию было настолько силь­но, что стали возникать вольные крестьянские школы. Так, в 1869 году в деревне Сеиткулово Оренбургского уезда начала работу школа по обучению башкирских девочек русской грамоте, огородничеству и домоводству. Таким образом, во второй половине XIX века в Уфимской губернии было открыто 746 начальных школ, в том числе 396 русских, 68 русско-башкирских, 254 школы для предста­вителей прочих национальностей и 8 русских классов при мектебе и медресе.

За этот период в Оренбургской губернии открылось 925 начальных школ: 901 русская, 13 русско-башкирских, 4 школы прочих национальностей и 7 русских классов при медресе.

Из общего количества начальных школ в Уфимской гу­бернии принадлежало Министерству просвещения—25%, зем­ству—42 и церковному ведомству—33%, а в Оренбургской губернии было открыто Министерством просвещения 22%, школ казачьим войском и церковным ведомством—29%.

Сеть начальных школ росла чрезвычайно медленно.

В 1908/1909 учебном году насчитывалось 1230 школ, в том числе 602 земских, министерских — 283 и церковно-приходских—345, с числом учащихся 51 1762. Большинство детей школьного возраста были лишены возможности учиться. Еже­годно более 10 тысяч детей оставались вне школы.

Медресе стали возникать на территории Башкирии с проникновением туда исламской религии. Это были средне религиозные конфессиональные мусульманские школы. Вначале они так же, как и мектебе, возникли при мечетях и домах мулл. В Уфимской губернии к 1858 году насчитывалось 323 школы, а в Оренбургской —26. О количестве медресе в Башкирии по-разному утверждают различные источники. Так, в кратком очерке истории Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса указано, что в 60-х годах XVIII века в Уфимской губернии насчитывалось 354 мектебе и медресе, в которых обучалось 15693 человека. В основном на территории Башкирия были медресе низшего типа с замкнутым учебным планом, они давали объем знаний исключительно религиозно- схоластического характера и представляли собой лишь повышенный тип начального училища — мектебе. Срок обучения во всех типах медресе зависел исключительно от успехов самого ученика и потому мот продолжаться 15—20 лет. Не завершив полного курса, многие ученики, особенно из малоимущих семей, бросали учебу. Для них особо утвержденныхучебных программ не было. Предметами обучения являлись арабский и персидский языки, мусульманское богословие, элементарная математика, а естественные науки в медресе почти отсутствовали. Среди медресе, особенно сельских, было немало и таких, которые открывались недостаточно подготовленными людьми, уровень образования которых мало отличался от окончивших мектебе. Учебный год в них начинали обычно с наступлением холодов, после завершения сельскохо­зяйственных работ, и заканчивали с наступлением теплых дней по усмотрению мударисов.

Наравне с медресе низшего типа существовали медресе повышенного типа, например, «Галия» и «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге и «Расулия» в Троицке. Обучение учащихся в медресе повышенного типа подразделялось на 3ступени: начальная ступень — иптидаи, средняя—рушди, старшая — игьдади, каждая с трех-четырехгодичным курсом обучения. В учебный план медресе повышенного типа в на­чале XX века входило, множество предметов: Коран с шадшивидом — книгой о правильном произношения в чтении Корана; Коран с переводом и толкованием; догматика — изуче­ние правил и догматов веры; богословская философия; уче­ние о религиозной полемике; метафизика и психология; ло­гика; священная история (история религий); история ислама; биография пророка Магомета; национальная история; исто­рия России; всеобщая история; арабский язык и литература; персидский язык и литература; турецкий язык и литература; русский язык; педагогика и методика; экономика; законове­дение; естественная история (ботаника, зоология и геология); биология и антропология; всеобщая география; астрономия и космогония; арифметика; алгебра; геометрия; физика; хи­мия; сельское хозяйство; медицина; гимнастика; чистописа­ние; черчение и рисование.

В основном медресе среднего и высшего типа готовили служителей культа ислама, мулл, муэдзинов, мугаллимов для мектебе. Государство никаких средств не выделяло. Медресе существовали за счет вакуфов, имущество, доходы которого на вечные времена посвящались в пользу религиозного учреждения. Вакуфные средства использовались для оплаты труда преподавателей и для стипендий учащимся.

Постепенно в учебные планы медресе вводились предметы, имеющие практическое значение, обращалось внимание на изучение русского языка. В передовых медресе стали открываться «русские классы» с обучением на русском языке. В 1882 году их насчитывалось 13 с количеством учащихся 186 человек. Долее существенное действие оказало на улучшение учебных планов медресе происходящая борьба между джадистами и кадемистами. Кадемисты отстаивали патриархально-феодальные устои и выступали против всего нового и прогрессивного в жизни мусульманских народов. Их открыто поддер­живало царское правительство и мусульманское духовенство.

Джадисты, выступая против кадемистов, требовали отка­за от старого метода обучения, введения светских предметов в школе и обучения на родном языке. Эти требования также находили поддержку среди трудящихся и демократически на­строенной интеллигенции. Демократическая интеллигенция рассматривала реформированную школу как средство, наиболее удобное для распространения образования среди народных масс.

В 1824 году в Оренбурге было открыто Неплюевское военное училище, в 1844 году преобразованное в кадетский корпус, где обучалось более 200 человек, в том числе 30 башкир.

В1828 году в Уфе открылась гимназия с 7-летним курсом обучения, куда было принято около 20 учеников. В 1832 году в Оренбурге открылось специальное женское училище для дочерей дворян, купцов и военных чиновников, которое в 1840 году было преобразовано институт благородных девиц. В 1900 году в Уфе начала работать духовная семинария. Кроме того, в 1913 г. в Уфимской губернии была одна шестиклассная духовная семинария, одно четырехклассное духовное училище и одно шестиклассное епархиальное училище, в которых в общей сложности обучалось 705 человек.

Среднее образование в начале XX в. В 1913 году стало четыре мужские гимназии, 16 женских гимназий и прогимназий, а в 1901 году в Уфимской и Оренбургской губерниях были всего мужские и две женские гимназии и четыре женские прогимназии. Кроме того, существовали еще шесть частных гимназий и прогимназий, появился новый тип учебных заведений— реальные училища, которых в Башкирии насчитывалось девять. Таким образом, к 1913 году в двух губерниях имелось 34 средних общеобразовательных учебных заведе­ния, где обучалось около 11 117 человек. Дети дворян со­ставляли 30%, купцов— 30%, кулаков — 19%, духовенства -16,5% и прочих — 4,5%, в женских гимназиях дочерей дворян было 24%, купцов—37%, кулаков — 30%, духовенства — 4% и прочих — 5%. Учебные заведения для детей нерусских на­родностей были почти недоступны. В 1911 году в мужских средних школах Уфимской губернии обучался 41 татарин и башкир (2,9%), а в женских гимназиях — 48 татарок и баш­кирок (1,3%).

Развитие промышленности и сельского хозяйства в крае вызвали необходимость в подготовке специалистов для раз­личных отраслей производства и торговли. Однако низших и средних специальных учебных заведений было недостаточ­но. Так, в 1913 году в Уфимской и Оренбургской губерниях в 15 ремесленных и технических училищах обучалось всего лишь 937 человек. В Уфимском семиклассном коммерческом училище—114 человек, в среднем землемерном училище — 141, где татар было пять человек; в шести низших сельскохо­зяйственных училищах—219.

В 1913 году на территории губернии насчитывалось 24 общеобразовательных низших и средних специальных учеб­ных заведений с 6870 учащимися, а в восьми средних учеб­ных заведениях Уфы обучались 2914 человек.

В школах работали учителя без педагогического образования. Для учителей мектебе не устанавливалось определенного образовательного ценза, поэтому там работали в большинстве случаев выпускники медресе, не нашедшие для себя места муллы или шакирды, или те, которые по тем или причинам оставляли учебу в медресе до завершения основного курса.

25 марта 1870 года Министерством народного просвещения были опубликованы «Правила о мерах образования населяющихРоссию инородцев», намечалось открыть две учительские школы для татар: в Симферополе и в Уфе. В 1872 году в Уфе была открыта 4-х годичная школа, которая насчитывала 40 башкир и татар. В 1877 году учительская семинария из Уфы была переведена в Оренбург, а в 1889 году ее совсем закрыли. За период существования семинарии в ней обучалось 63 башкира и 54 татарина. Для мектебе учителей готовили еще на специальных педагогических курсах. В 1889 году такие курсы окончили более 100 человек. Позднее, в 1897 году открываются женские курсы для подготовки мугаллимок. В 1882 году для подготовки учителей из марийской, чувашской и удмуртской молодежи была открыта Бирская «инородческая учительская школа», в 1876 году — Благовещенская русская учительская семинария, где, начиная с 1893 года, ежегодно выделяли три вакантных места для башкир, но в 1897 году вакансии для башкир были закрыты.

В 1909 году по настоянию общественности был открыт в Уфе учительский институт, который за десять лет существования подготовил 150 педагогов для высших и начальных училищ. За время существования института в нем учился и окончил первый курс только один татарин Еникеев Гали, который имел возможность поступить как «почетный потомственный дворянин».

В 1916 году было получено разрешение на откры­тие в Уфе трехгодичных курсов по подготовке учителей из башкир и татар для работы в русско-башкирских и русско-татарских школах.

Подготовка мугаллимов для мектебов проводилась обычно в частных мусульманских школах, главным образом, че­рез медресе. В 1913 году в 1156 мектебах Уфимской губер­нии насчитывалось 1906 мугаллимов, из которых только 920 имели образование в объеме медресе. Большинство мугалли­мов не имело даже среднего образования, многие из них умели только читать, писать и считать. Из них служители культа — духовные лица — 754.

На 28 декабря 1914 года во всех типах начальных рус­ских и нерусских школ работал 2881 учитель, из них: 2168 русских (77,7%), 62 башкира (2%), 254 татарина (9%), 174 чуваша (6%), 119 марийцев (4%), 71 прочих представите­лей (2%).

Открылись трехгодичные педагогические курсы при пяти двухклассных училищах Уфимской губернии — Николоберезовском, Бакалинском, Подлубовском, Верхоторском и Мензелинском, где обучалось всего 202 человека. Курсы с трехгодичным обучением по подготовке учителей для русско-башкирских школ создали при Уфимском - Мариинском женскомучилище и Златоустовском высшем начальном училище, но башкир и татар в них было только 17,9%. Определенный вклад в подготовку учителей внесли медресе высшего типа «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге и «Расулия» в Троицке.

Медресе «Галия», открытое в 1906 году на средства, пожертвованные населением, кроме духовных служителей, в большом количестве выпускало учителей из башкир и татар. С 1906 по 1916 год в медресе обучалось 950 человек, из них стали муллами не многим более 100 человек. В «Галии» учились видные башкирские и татарские писатели Мажит Гафури, Галимжан Ибрагимов, Шайхзаде Бабич, Сайфи Кудаш, Наки Исамбет, Хасан Туфан, Шамун Фидаи, Ибрагим Башмаков и др.

М. Уметбаев - основные идеи: необходимость раннего воспитания, главная цель - человек, обладающий высокими моральными качествами, физически и умственно развитый. В нравственном воспитании придавал большое значение родительскому авторитету.

С. Кудаш - основные идеи: особое место отводил нравственному воспитанию, цель – гармоническое всестороннее развитие человека, идейное и нравственное совершенствование, воспитание активной творческой и самостоятельной личности. Школа должна учить мыслить и подготавливать к практической деятельности. В воспитании важную роль отводил литературе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: