Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.
Покажи».
Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше.
3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)
Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.)
4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол...
5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям...
6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки.
Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо...
7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки.
8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух
слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д.
Посчитаем детёнышей».
Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросёнок, но шесть поросят и т. д.
10. «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.)
Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй...; первое письмо, второе... и т. д.
При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет...
11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.)
— Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.)
На каком месте?»
На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?
— Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)
13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг.
Местоимение
1. «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.
Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...
Ты — вы».
Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.
Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомом)- и др.).
Он — они».
Рисует — он, рисуют — они.
4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.
У кого игрушка?»
У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)
Встанем по двое».
У нас альбом, у вас краски, а у них что?
7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)
Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.
Замени слово».
Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.
—Как сказать иначе, не повторяя слова мама?
— Она принесла фрукты.
Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от его брата...
Наречие
1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью.
2. «Когда это бывает?» Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.
3. «Вчера — сегодня — завтра». Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать...
4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.
—Как они летают?
— Высоко, низко; быстро, медленно.
—Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.
5. «Скажи наоборот». Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо...
6. «Измени слово». Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец: Карандаш (какой?) хороший, он пишет (как?) хорошо; плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий, удивительный, замечательный, прекрасный.
7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.
— Где стоит утёнок по отношению к машинке?
— Впереди, сзади, справа, слева.
—состоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)
8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)
Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь— налево, вернулся назад и т. д.
9. «Слушай и выполняй». Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.
10. «Поставь на место». (Определение места действия.).Задание: па столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.
11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».
12. «Что возьмёшь?» Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад— книжку \ видишь. Возьми куклу».
Поработай язычком».
Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.
14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)
Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже)? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше— ближе, шире — уже, теплее— холоднее.