Технология проблемно-диалогического обучения
В УМК «Школа 2100»
(из опыта работы учителя начальных классов Ромашка Е.В.)
Работа по учебникам с методическим обеспечением по ОС «Школа 2100» началась с огромного интереса и удивления.
Два года назад моя деятельность проходила на уровне интуиции, самообразования. Чувствовался недостаток знаний, и вот на этом этапе встал вопрос о том, что необходимо детальное изучение технологий. (слайд)
Опыт использования данной технологии я изучала в работах Леонтьева А.Н., Мельниковой Е.Н., Щукиной Г.И.., Занкова. Они отмечали, что умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет.
В рамках образовательной системы «Школа 2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. (слайд)
Работая по УМК «Школа 2100» учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.(слайд 5)
Я хочу поделиться опытом работы над технологией проблемного диалога.
Цель моей идеи: (слайд 6)
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания.
Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке включает четыре звена (слайд 7)
· Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
· Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
· Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
· Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Сравним методы используемые в традиционной системе и развивающей. (слайд8)
Классификация методов обучения (методов введения знаний)
Методы | Проблемно-диалогические | Традиционные | |
Постановка проблемы | Побуждающий от проблемной ситуации диалог | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы |
Поиск решения | Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | Подводящий к знанию диалог | Сообщение знания |
· Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
· Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. (слайд 9, 10))
· Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Ученики выдвигают и проверяют гипотезы, т.е. «открытие» знаний обеспечивается путем проб и ошибок.
На уроке математики при знакомстве с уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет таким: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
· Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.Конец формы
Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога я хотела бы показать на одном из уроков русского языка во 2 классе. Тема «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова»(презентация)