Классификация методов обучения (методов введения знаний)




Технология проблемно-диалогического обучения

В УМК «Школа 2100»

(из опыта работы учителя начальных классов Ромашка Е.В.)

Работа по учебникам с методическим обеспечением по ОС «Школа 2100» началась с огромного интереса и удивления.

Два года назад моя деятельность проходила на уровне интуиции, самообразования. Чувствовался недостаток знаний, и вот на этом этапе встал вопрос о том, что необходимо детальное изучение технологий. (слайд)

Опыт использования данной технологии я изучала в работах Леонтьева А.Н., Мельниковой Е.Н., Щукиной Г.И.., Занкова. Они отмечали, что умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет.

В рамках образовательной системы «Школа 2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. (слайд)

— Работая по УМК «Школа 2100» учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.(слайд 5)

Я хочу поделиться опытом работы над технологией проблемного диалога.

Цель моей идеи: (слайд 6)

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

- формирование интереса к образованию;

- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

- создание ситуации комфортности на уроке;

- развитие личности ребенка;

- развитие речи учащихся;

- развитие умения применять приобретённые знания.

 

Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке включает четыре звена (слайд 7)

· Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);

· Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);

· Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)

· Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

Сравним методы используемые в традиционной системе и развивающей. (слайд8)

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Методы Проблемно-диалогические Традиционные
Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы
Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания

· Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

· Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. (слайд 9, 10))

· Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Ученики выдвигают и проверяют гипотезы, т.е. «открытие» знаний обеспечивается путем проб и ошибок.

На уроке математики при знакомстве с уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет таким: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

· Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.Конец формы

Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога я хотела бы показать на одном из уроков русского языка во 2 классе. Тема «Буквы звонких и глухих согласных в конце слова»(презентация)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: