Игра «Назови общую часть»




Чему научится ребенок: правильно произносить безударные гласные.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал:

Лист очек — лист венный — лист венница — лист ья.

Гриб ной — гриб очек — гриб ница — гриб ник.

Ореш ник — ореш ек — орех и.

Дожд ик — дожд ище — дожд евик — дожд ливый.

Желуд и — желуд евый.

Трав яной — трав ник — трав ница — трав ушка — трав инка.

Ветр яные — ветер ок — ветр ы — ветр ище — ветр одуй.

Холод ок — холод ище — холод ный — холод нее — холод ильник.

Птиц ы — птич ий — птич ница — птич ник.

Осин ка — под осин овик — осин ы.

Дерев це — дерев янный — дерев ья.

 

Игра «Слова»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний». Спросите малыша:

«Куртка какая?» (Осенняя.)

«Дождь какой?» (Осенний.)

«Погода какая?» (Осенняя.)

«Настроение какое?» (Осеннее.)

Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «лесной»:

«Малинка какая?» (Лесная.)

«Орех какой?» (Лесной.)

«Озеро какое?» (Лесное.)

«Яблоки какие?» (Лесные.)

«Тропинка какая?» (Лесная.)

 

Игра «Повар»

Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовете.

Лексический материал:

Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный пирог, лимонный сок, лимонный сироп...

Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная запеканка...

Морковь — морковный сок, морковные котлеты...

Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре...

Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог...

Орехи — ореховое печенье, ореховый соус...

Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...

 

Игра «Назови ласково»

Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал:

Орех крепкий — ореш ек креп еньк ий.

Лист желтый — листоч ек желт еньк ий.

Куртка теплая — курто чк а тепл еньк ая.

Ягоды вкусные — ягод к и вкусн еньк ие.

Ягоды кислые — ягод к и кисл еньк ие.

Камень чистый — камеш ек чист еньк ий.

Палка длинная — пало чк а длинн еньк ая.

Ветка короткая — вето чк а корот еньк ая.

 

Игра «Покажи картинку»

Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе.

Лексический материал:

Мальчик во шел в лес — мальчик вы шел из леса.

Мальчик под ходит к елке — мальчик от ходит от елки.

Мама от крывает окно — мама за крывает окно.

Птицы при летают — птицы у летают.


Лет

(подготовительная группа)

Игра «Антонимы»

Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: день — ночь, тепло — холодно, большой — маленький.

Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу: «Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно».

Игра «Прилагательные»

Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой. Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:

 

Задумчивая ласковая осень

К нам тихо, незаметно подошла,

Багряный свой наряд на лес набросив,

Холодные туманы принесла...

Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам.

Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.

 

Игра «Найди быстро ошибку»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.)

Лексический материал:

С моря дует (тепло) ветер.

Мы собрали (богатство) урожай яблок.

В пути мы попали под (грибы) дождь.

Ветер дует (холод) осенний.

В лесу рыщут злые (голод) волки.

 

Игра «Слова-синонимы»

Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.

Лексический материал:

Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.

Плохое настроение — грустное, печальное.

Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.

Хорошее настроение — радостное, веселое.

На улице холодно — зябко, морозно.

Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:

Мы с утра в лесу гуляем, В парке целый день хожу,

За жучками наблюдаем. Целый день я там брожу.

Мы устали, утомились, Все хожу, все брожу,

А потом и заблудились. Но грибов не нахожу.

 

Игра «Объясни»

Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е. иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» — это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.

Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений.

Лексический материал:

Осенний дождь, осеннее настроение;

золотая осень, золотое кольцо;

поздняя осень, поздний ребенок;

воет ветер, воет волк;

голый лес, голый малыш.

 

Игра «Скажи правильно»

Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно.

Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Лексический материал:

Гуси (подплыли, отплыли) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей.

Белка (залезла, вылезла) из дупла.

Девочка (вылила, налила) воду из ведра.

Ежик (залез, вылез) в норку.

Люди (вошли, вышли) в лес.

 

Игра «Подбери слово»

Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения.

Лексический материал:

Лист упал с куста —... засох.

Ягодка вкусная —... душистая.

Яблоко сладкое —... спелое.

Дует ветер —... срывает листья с деревьев.

Бежит ручей —... журчит и звенит.

Цветы исчезли в лесу —... завяли.

Птицы собираются в дальний путь —... полетят в теплые края.

 

Игра «Дополни предложение»

Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета.

Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?» (Крупные, сочные, красные.)

Дальнейшая игра строится аналогично.

Лексический материал:

Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья.

Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи.

Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.

 

Игра «Лишнее слово»

Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря, развитию аналитико-синтетической деятельности.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор.

Лексический материал:

Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки;

тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника;

черника, голубика, земляника, клюква, грибы;

береза, ольха, яблоня, рябина, ель;

осень, зима, весна, утро;

утро, день, осень, вечер;

мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик.

 

Игра «Как сказать иначе?»

Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет. Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию. Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб».

Лексический материал:

Листья желтеют — желтеющие листья;

птицы улетают — улетающие птицы;

дождь моросит — моросящий дождь;

осень наступила — наступившая осень.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: