ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»




Рабочая программа

(вариант 1)

 

по предмету: «Чтение»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 1

Учебный год

 

Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.

 

с.Кыйы 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1.     Пояснительная записка……………………………………………………………………..…..  
  2.     Общая характеристика учебного предмета «Чтение»………………………………………...  
  3.     Описание места учебного предмета «Чтение» в учебном плане…………..………………...  
  4.     Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение»………..….  
  5.     Программа формирования базовых учебных действий…………………….………………..  
  6.     Содержание учебного предмета «Чтение»……………………………………………..........  
  7.     Тематическое планирование……………………………………………….......…………..…  
  8.   Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………...    
  9.     Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………….  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я).

Преподавание предмета «Чтение» ведётся по программе «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией И.М. Бгажноковой. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Программа курса «Чтение» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

В системе предметов образовательной школы курс «Чтение» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

- формирование навыка правильного и осознанного чтения.

Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;

- развитие умений пользоваться речью как средством общения, отработка для реализации этой цели четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;

- обучение учащихся правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных для понимания текстов, обеспечение постепенного перехода на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Нарушения всех сторон психики умственно отсталых детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе весь процесс обучения в специальной школе носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтических этапов (добукварного периода - перед изучением букваря, практических грамматических упражнений – перед изучением систематического курса практической грамматики в старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе - исправления различных нарушений речи школьников.

Обучение грамоте – важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

В 1 классе выделяется добукварный (пропедевтический) период, рассчитанный на два месяца, в течение которого реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;

Обучение грамоте в школе VIII вида (букварный период) осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.

Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, узнавание элементов буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и т.д. Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву – произнеси звук, обвел пальчиком в воздухе контур буквы – произнеси звук, произнес звук – покажи букву и т.д.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются звукоподражательные слова, состоящие из двух слогов (а-у, у-а), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при слитном их чтении. Далее читаются трехбуквенные закрытые слоги (шар, мыш-ка), слоги с мягкими согласным (рис, гусь) и, наконец, слоги со стечением двух согласных в начале или конце слова (сто, стол, мост, пти – ца) и т.д. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, закладывается необходимая основа для развертывания устной речи.

В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работают дети. Дети учатся воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например: назови имена детей, которые начинаются со звука /М/; я назвала слог СЫ, дополни слог до слова. Какой звук надо добавить на конце? и др. При организации таких видов работы большое значение имеют игровые приемы.

Обучение грамоте предполагает обязательное использование различных видов наглядности: настенная касса букв, «городок букв» (который заполняется по мере прохождения азбуки), таблицы оппозиционных слогов, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные наборы букв и слогов, наборы полосок для условно-графического обозначения звуков, слогов, слов и предложений.

Подбирая разнообразные методы, приемы, виды работы, речевой материал для упражнений, учителю следует помнить о том, что коррекция всех сторон психики учащихся в значительной мере зависит от выбранных способов и средств специального педагогического воздействия.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: