ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ




Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:

- писать;

- читать;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- наблюдать;

Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание: определение источника звука (кто позвал?, по звуку отгадай предмет); направление звука (укажи, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д.

Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с – свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова, которые сказали). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами (покажи, где «записано» слово и где предмет). Называние предметов из ближайшего окружения, изображений на картинке, запись слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три – без ошибок повтори: дом – дым, удочка – уточка, бабушка – бабочка и др.)

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений по картинке (2 слова, далее – 3), их запись условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, их фиксация в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка. У Веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И - ра, А – ля, Ва–ся), наглядный показ этого деления на схеме слова. Фиксация части слова условно- графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, са – за, да – та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, посчитай, сколько Егорок стало на горке (сначала на выдохе – двое Егорок, потом – трое). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: м – н, б – п, д – т, с – з, с – ш и т.д.(с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умений слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков /А/ /У/ /М/ /О/ /Н/ /С/ в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Букварный период

1 этап

Изучение звуков и букв: Аа Уу Мм Оо Хх Сс Нн ы Лл Вв Шш. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый и последний звук в слове (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука с опорой на картинки или задание учителя (назовите имена детей, которые начинаются со звука /а/ и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере прохождения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной в словах а-у, у-а, закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Глобальное запоминание слога.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: м-н, с-ш; ма-на, са-ша.

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов типа: ма – ма, му – ха, у – ха и др.с последующим их повторением устно целым словом. Соотнесение каждого прочитанного слова с натуральным предметом или картинкой.

Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Чтение предложений, составленных из одного - двух слов и предметной картинки, из трех слов, устное их воспроизведение.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

2 этап.

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на зеркало – гласный или согласный, с опорой на дрожание гортани – звонкий или глухой). Выделение звука из начальной позиции в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах: с-з, х-к, р-л, п-б; са-за,, ша-жа, коза-коса и др., слогов с мягкими и твердыми согласными: мы-ми, лы –ли, ны-ни, мыл-мил и т.д., а также и-й, мои-мой. Образование и чтение двубуквенных открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, трех- четырехбуквенных слогов типа: кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слога.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружочками (квадратиками).

Чтение предложений из двух-четырех слов с последующим устным их воспроизведением (какое предложение ты прочитал, повтори). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.

Чтение небольших текстов из двух-четырех предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя (найди ответ на вопрос или подпись к картинке). Соотнесение содержание текста с содержанием сюжетной картинкой.

Чтение загадок и стихотворений (две строчки). Разучивание их с голоса учителя.

3 этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ.

Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.

Различение и сравнение оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах (ф-в, с-ц, ч-щ; ма-мя, му-мю, су-цу, ша – ща; цвет-свет, плач-плащ и др.).

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением двух согласных в начале, в середине и конце слова. Образование и чтение по слогам слов из одного-четырех слогов.

Чтение предложений из двух-пяти слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: как сердятся гуси? Как просит девочка и т.д.

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом, выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.

Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

Учебно-тематический план

№ п.п Наименование разделов и тем программы Количество часов
  Пропедевтический период  
  Звуки и буквы  
  Итого  

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "Чтение" I класс (1вариант)

Тема урока Кол-во часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций Дата
план Факт
I четверть Добукварный период
  Беседа «Праздник школы»   Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы.   08.09  
  Имитация звуков животного мира.   Формировать навык различения звуков животного мира. входить и выходить из учебного помещения со звонком   Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков животного мира. 15.09  
  Беседа по картине «Волшебница-осень»   Выявить знания учащихся о временах года, о признаках осени. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Коррекция памяти, речи посредством работы по картине.   22.09  
  Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Имитация голосов животных.   Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;   Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. 29.09  
  Рассказывание сказки «Репка».   Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем   Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. 06.10  
  Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние детеныши и их животные»   Формировать навык составления рассказа по картине.   пользоваться учебной мебелью   Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. 13.10  
  Беседа на тему «Зоопарк»   Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее чтение. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;   Коррекция внимания, мышления на основе работы с схемами.   20.10  
  Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты»   Формировать навык деления слов на слои. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями   Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов. 27.10  
  Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня»   Познакомить со стихотворением.   вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть.   03.10  
        II четверть Букварный период      
  Знакомство с Букварем. Звук и буква Аа.   Познакомить со звуком и буквой Аа принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. 17.10  
  Звук и буква Уу.   Познакомить со звуком и буквой Уу. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. 24.10  
  Чтение слов ау, уа.   Формировать навык составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбука соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами   01.12  
  Звук и буква Мм.   Познакомить со звуком и буквой Мм. Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения     Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами   08.12  
  Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му.   Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом. 15.12  
  Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с изученными буквами.   Систематизировать знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале   Коррекция слухового восприятия и навыков произвольной деятельности. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова из букв разрезной азбуки (индивидуальной и классной), находить сходства и различия. 22.12  
  Звук и буква Оо.   Познакомить со звуком и буквой Оо. работать с учебными принадлежностями Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о]. 29.12  
  III четверть            
  Звук и буква Хх. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами   Познакомить со звуком и буквой Хх.   договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. 12.01  
  Звук и буква Сс. Чтение слов, предложений с изученными буквами.   Познакомить со звуком и буквой Сс.   самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей   Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке 19.01  
  Звук и буква Нн.   Познакомить со звуком и буквой Нн. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. 26.01  
  Звук и буква ы. Чтение слогов и предложений с буквой ы.   Познакомить со звуком и буквой ы. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;   Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко-буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. 02.02  
  Звук и буква Лл.   Познакомить со звуком и буквой Лл. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. 09.02  
  Чтение текста «Муха»   Формировать навык чтения текстов. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция зрительной и слуховой памяти на основе чтения слоговых структур. 02.03  
  Звук и буква Вв.   Познакомить со звуком и буквой Вв. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале   Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.   09.03  
  Чтение слогов и слов с изученными буквами.   Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов   Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. 16.03  
  Повторение пройденного.   Повторить гласные и согласные звуки и буквы. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция памяти на основе повторения пройденного материала.   23.03  
  IV четверть            
  Звук и буква Ии.   Познакомить со звуком и буквой Ии. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». обращаться за помощью и принимать помощь     Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. 06.04  
  Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии.   Формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ии. преобразовывать информацию из одной формы в другую.   Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. 13.04  
  Закрепление изученного.   Закрепить и повторить изученные буквы и звуки.   работать с учебными принадлежностями   Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника. 20.04  
  Звук и буква Шш.   Познакомить со звуком и буквой Шш. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. 27.04  
  Чтение двусложных слов с буквой ш.   Формировать навык чтения слоговых структур и предложений с изученными буквами. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи.   04.05  
  Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ.   Формировать навык чтения слога ши. перерабатывать полученную информацию. Коррекция фонематического слуха, мышления. 11.05  
  Составление рассказа по картинке.   Формировать навык составления рассказа по сюжетной картинке. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления при составлении рассказа с опорой на картинку.   18.05  
  Закрепление изученного.   Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. обращаться за помощью и принимать помощь   Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника.   25.05  
                   

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).

Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. При выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: