Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание: определение источника звука (кто позвал?, по звуку отгадай предмет); направление звука (укажи, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д.
Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с – свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова, которые сказали). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами (покажи, где «записано» слово и где предмет). Называние предметов из ближайшего окружения, изображений на картинке, запись слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три – без ошибок повтори: дом – дым, удочка – уточка, бабушка – бабочка и др.)
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений по картинке (2 слова, далее – 3), их запись условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, их фиксация в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка. У Веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И - ра, А – ля, Ва–ся), наглядный показ этого деления на схеме слова. Фиксация части слова условно- графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, са – за, да – та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, посчитай, сколько Егорок стало на горке (сначала на выдохе – двое Егорок, потом – трое). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: м – н, б – п, д – т, с – з, с – ш и т.д.(с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умений слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков /А/ /У/ /М/ /О/ /Н/ /С/ в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Букварный период
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа Уу Мм Оо Хх Сс Нн ы Лл Вв Шш. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый и последний звук в слове (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука с опорой на картинки или задание учителя (назовите имена детей, которые начинаются со звука /а/ и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере прохождения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной в словах а-у, у-а, закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Глобальное запоминание слога.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: м-н, с-ш; ма-на, са-ша.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов типа: ма – ма, му – ха, у – ха и др.с последующим их повторением устно целым словом. Соотнесение каждого прочитанного слова с натуральным предметом или картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений, составленных из одного - двух слов и предметной картинки, из трех слов, устное их воспроизведение.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2 этап.
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на зеркало – гласный или согласный, с опорой на дрожание гортани – звонкий или глухой). Выделение звука из начальной позиции в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах: с-з, х-к, р-л, п-б; са-за,, ша-жа, коза-коса и др., слогов с мягкими и твердыми согласными: мы-ми, лы –ли, ны-ни, мыл-мил и т.д., а также и-й, мои-мой. Образование и чтение двубуквенных открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, трех- четырехбуквенных слогов типа: кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слога.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружочками (квадратиками).
Чтение предложений из двух-четырех слов с последующим устным их воспроизведением (какое предложение ты прочитал, повтори). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из двух-четырех предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя (найди ответ на вопрос или подпись к картинке). Соотнесение содержание текста с содержанием сюжетной картинкой.
Чтение загадок и стихотворений (две строчки). Разучивание их с голоса учителя.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Различение и сравнение оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах (ф-в, с-ц, ч-щ; ма-мя, му-мю, су-цу, ша – ща; цвет-свет, плач-плащ и др.).
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением двух согласных в начале, в середине и конце слова. Образование и чтение по слогам слов из одного-четырех слогов.
Чтение предложений из двух-пяти слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: как сердятся гуси? Как просит девочка и т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом, выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Пропедевтический период | ||
Звуки и буквы | ||
Итого |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "Чтение" I класс (1вариант)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | БУД | Область развития жизненных компетенций | Дата | |||
план | Факт | ||||||||
I четверть Добукварный период | |||||||||
Беседа «Праздник школы» | Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы. | 08.09 | |||||
Имитация звуков животного мира. | Формировать навык различения звуков животного мира. | входить и выходить из учебного помещения со звонком | Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков животного мира. | 15.09 | |||||
Беседа по картине «Волшебница-осень» | Выявить знания учащихся о временах года, о признаках осени. | способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Коррекция памяти, речи посредством работы по картине. | 22.09 | |||||
Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Имитация голосов животных. | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 29.09 | |||||
Рассказывание сказки «Репка». | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 06.10 | |||||
Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние детеныши и их животные» | Формировать навык составления рассказа по картине. | пользоваться учебной мебелью | Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 13.10 | |||||
Беседа на тему «Зоопарк» | Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее чтение. | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Коррекция внимания, мышления на основе работы с схемами. | 20.10 | |||||
Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты» | Формировать навык деления слов на слои. | пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями | Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов. | 27.10 | |||||
Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня» | Познакомить со стихотворением. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть. | 03.10 | |||||
II четверть Букварный период | |||||||||
Знакомство с Букварем. Звук и буква Аа. | Познакомить со звуком и буквой Аа | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. | 17.10 | |||||
Звук и буква Уу. | Познакомить со звуком и буквой Уу. | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. | 24.10 | |||||
Чтение слов ау, уа. | Формировать навык составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбука | соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами | 01.12 | |||||
Звук и буква Мм. | Познакомить со звуком и буквой Мм. Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами | 08.12 | |||||
Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му. | Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом. | 15.12 | |||||
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | Систематизировать знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Коррекция слухового восприятия и навыков произвольной деятельности. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова из букв разрезной азбуки (индивидуальной и классной), находить сходства и различия. | 22.12 | |||||
Звук и буква Оо. | Познакомить со звуком и буквой Оо. | работать с учебными принадлежностями | Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о]. | 29.12 | |||||
III четверть | |||||||||
Звук и буква Хх. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами | Познакомить со звуком и буквой Хх. | договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | 12.01 | |||||
Звук и буква Сс. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | Познакомить со звуком и буквой Сс. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке | 19.01 | |||||
Звук и буква Нн. | Познакомить со звуком и буквой Нн. | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 26.01 | |||||
Звук и буква ы. Чтение слогов и предложений с буквой ы. | Познакомить со звуком и буквой ы. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; | Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко-буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. | 02.02 | |||||
Звук и буква Лл. | Познакомить со звуком и буквой Лл. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 09.02 | |||||
Чтение текста «Муха» | Формировать навык чтения текстов. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция зрительной и слуховой памяти на основе чтения слоговых структур. | 02.03 | |||||
Звук и буква Вв. | Познакомить со звуком и буквой Вв. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 09.03 | |||||
Чтение слогов и слов с изученными буквами. | Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. | 16.03 | |||||
Повторение пройденного. | Повторить гласные и согласные звуки и буквы. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция памяти на основе повторения пройденного материала. | 23.03 | |||||
IV четверть | |||||||||
Звук и буква Ии. | Познакомить со звуком и буквой Ии. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | обращаться за помощью и принимать помощь | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. | 06.04 | |||||
Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии. | Формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ии. | преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. | 13.04 | |||||
Закрепление изученного. | Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. | работать с учебными принадлежностями | Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника. | 20.04 | |||||
Звук и буква Шш. | Познакомить со звуком и буквой Шш. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 27.04 | |||||
Чтение двусложных слов с буквой ш. | Формировать навык чтения слоговых структур и предложений с изученными буквами. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. | 04.05 | |||||
Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ. | Формировать навык чтения слога ши. | перерабатывать полученную информацию. | Коррекция фонематического слуха, мышления. | 11.05 | |||||
Составление рассказа по картинке. | Формировать навык составления рассказа по сюжетной картинке. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Коррекция мышления при составлении рассказа с опорой на картинку. | 18.05 | |||||
Закрепление изученного. | Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. | обращаться за помощью и принимать помощь | Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника. | 25.05 | |||||
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. При выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.