Слайд 2.
Цель исследования: теоретически проанализировать и экспериментально апробировать комплекс методов и приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.
Объект исследования: процесс формирования представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.
Предмет исследования: комплекс методов и приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников на уроках истории.
Гипотезой эксперимента является наше предположение о том, что применение на уроках истории таких приемов и методов как: учебная презентация, работа с исторической картиной и портретом, план изучения исторической личности; задание на соотнесение; исторические и библиографические задачи будут способствовать коррекции недостатков представлений у умственно отсталых школьников об исторических личностях.
Слайд 3.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования у умственно отсталых школьников представлений об исторических личностях.
2. Изучить и проанализировать методы и приемы работы с исторической личностью на уроках истории России в коррекционных школах VIII вида.
3. Изучить трудности, возникающие у умственно отсталых школьников, в процессе формирования представлений об исторических личностях.
4. Разработать и апробировать серию уроков с использованием комплекса специальных методов и приемов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.
5. Оценить эффективность предложенной программы.
Историческая личность –
Слайд 4.
Теоретический обзор позволил сделать следующие выводы:
1.«История» как учебная дисциплина занимает существенное место в обучении умственно отсталых школьников. Знания по истории способствуют развитию мыслительной деятельности школьников, развивают навыки ориентации в современном обществе, т.е. способствуют более успешной социализации умственно отсталых детей.
2.Немаловажной составляющей частью истории как учебного предмета является изучение жизни и деятельности исторических персонажей. Навыки характеристики личности, умение дать ей оценку, выделить существенные черты способствуют развитию умения находить и понимать причинно-следственные связи, многообразие и неоднозначность окружающей действительности.
3.Изучение истории в целом и исторических личностей в частности в коррекционной школе сопряжено с определенной спецификой и имеет свои особенности, которые основаны на ограниченных возможностях усвоения материала.
4.Однако специально разработанная методика, основанная на особом педагогическом подходе и приемах, способна увеличить объем усеваемого материала.
Слайд 5.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в 7-9 классах по дисциплине общеобразовательного цикла «История России». В нем приняло участие 21 человек, учащиеся 7-9 классов. Экспериментальную группу в 7 классе составили 5 человек, девочки в возрасте 13-14 лет, в 8 классе 4 человека, девочки в возрасте 14 лет, в 9 классе 12 человек: 9 «А» 6 человек, из которых 5 девочек и 1 мальчик, возраст испытуемых – 15 лет. 9 «Б» - 6 человек, из них 3 девочки и 3 мальчика, возраст испытуемых – 15 лет.
Основу констатирующего эксперимента составила серия тестовых опросников для 7-9 классов, направленных на изучение представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников.
(Нами были разработаны тестовые опросники, направленные на выявление остаточных знаний об исторических личностях
Слайд 6.
Результаты опроса 7 класса позволили выявить следующее: учащиеся 7 класса из 6 вопросов 100% правильно ответили только на 2 вопроса. Ответы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно представить в виде следующей диаграммы.
Рис. 1. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 7 класса
Количественный анализ правильных и неправильных ответов дал следующие результаты:
-правильных ответов – 30 %;
-частично правильных – 30 %;
-неправильных – 40 %.
Таким образом, 70% детей испытывают трудности при усвоении материала, связанного с исторической личностью.
Наибольшую трудность у учеников с умственной отсталостью вызвали вопросы, требующие соотнести время действия и исторический персонаж, а также сопоставить историческую личность и ее характеристику. Хрестоматийно известные исторические имена запомнились ученикам, однако, вне связи с историческим временем и пространством.
Результаты опроса 8 класса позволили выявить следующее:
В восьмом классе 100% учащихся правильно ответили на один вопрос из 6. Распределение ответов можно представить в виде диаграммы.
Рис. 2. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 8 класса
Результаты теста показали, что ни один из учеников с умственной отсталостью не ответил правильно на все вопросы теста. Всего правильных ответов – 29%, частично правильных – 27%, неправильных ответов – 44%.
Как и в предшествующем классе, наибольшую сложность вызвали вопросы на соотнесение исторической личности с событием или временем ее жизни, т.е. можно констатировать, что в данном классе не сформировались пространственно-временные связи.
Результаты тестирования учащихся 9-х классов представлены в следующей диаграмме.
Рис. 3. Анализ данных констатирующего эксперимента учащихся 9-х классов
Результаты опроса 9 классов позволили выявить следующее:
В девятом классе учащимся проще всего было дать ответ на вопросы, связанные с современной исторической ситуацией и личностью. Практически 83% школьников знают, кто такой И.В. Сталин, В.В. Путин. Однако не на один вопрос нет 100% правильных ответов. Всего правильных ответов – 34,5%, неправильных ответов – 60%, частично правильных ответов – 5,5%. Как и в предыдущих классах, наибольшие сложности, а значит наибольшее количество неправильных ответов учащиеся с умственной отсталостью дали на вопросы, где требовалось соотнести даты жизни, события с конкретным историческим персонажем.
Слайд 7.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили сделать нам следующие выводы:
1. Наименьшие трудности у учащихся с умственной отсталостью вызвали вопросы, связанные с современной исторической ситуацией и современным политическими лидерами.
2. Учащиеся плохо справлялись или не справлялись совсем с вопросами, требующими соотнесения имен исторических деятелей с их деятельностью или исторической эпохой, а также с вопросами, требующими расстановки в хронологической последовательности имен исторических персонажей.
3. Низкий уровень успеваемости по истории России объясняется тем, что основным методом преподавания предмета является устное изложение материала с крайне ограниченным набором, предъявляемой наглядности.
4. Использование информационных компьютерных технологий встречается редко, что во многом объясняется отсутствием адаптированных для данного контингента детей наглядно-дидактических пособий и компьютерного программного обеспечения. Учебные презентации создаются учителями истории самостоятельно и не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к наглядности в рамках олигофренопедагогики.
5. Учебный материал, заимствованный из сети Интернет, часто не соответствует исторической достоверности и изобилует лишними деталями, что значительно осложняет восприятие прошлого нашей страны умственно отсталыми учащимися. Учебная презентация часто не соотносится с объемом изучаемого материала, не выдерживается в логике урока и рационально не сочетает в себе иллюстративный и содержательный компоненты. На практике учебная презентация сводится к набору слайдов с картинами исторической тематики.
Таким образом, мы подтвердили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента с включением в уроки серии приемов и методов, направленных на коррекцию представлений об исторических личностях у умственно отсталых школьников на уроках истории.
Слайд 8.
Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс приемов и методов, направленных на формирование адекватных представлений об исторических личностях и минимизацию трудностей, возникающих у умственно отсталых учащихся в процессе их изучения.
Задачи:
1.Разработать методы педагогического воздействия на умственно отсталых школьников, включающие в себя серию приемов, позволяющих в ходе изучения учебного материала усвоить информацию об исторических личностях и получить навыки ее узнавания, воспроизведения и использования в дальнейшем учебном процессе.
2.Провести формирующий эксперимент в ходе уроков по истории России.
3.Оценить эффективность педагогического воздействия в рамках формирующего эксперимента.
Для проведения формирующего эксперимента нами была выбраны школьники 9-ых классов в количестве 12 человек: в 9 «А» 6 человек, из которых 5 девочек и 1 мальчик, возраст испытуемых – 15 лет, в 9 «Б» - 6 человек, из них 3 девочки и 3 мальчика, возраст испытуемых – 15 лет.
Были отобраны темы и для каждого урока разработаны методы коррекции и обучающие приемы, которые можно обобщить в следующей таблице.
Тема урока | Часы | Обучающие приемы и методы |
Начало правления Николая II | Презентация, исторический портрет, план изучения исторической личности | |
Кровавое воскресенье. Первая русская революция | Работа с исторической картиной, «криптограмма» | |
Появление первых политических партий в России | Задание на соотнесение имен и партий, презентация, план изучения личности | |
Реформы П.А. Столыпина | Презентация, исторический портрет (работа с планом) | |
«Серебряный век» русской культуры | Презентация, логический ряд (убери лишнее) Экскурсия (во вне урочное время) | |
Россия в Первой мировой войне | Презентация, чтение отрывка из произведения Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», исторический портрет | |
Февральская революция и отречение царя от престола | Исторический портрет, кроссворд, решение исторической (биографической) задачи | |
Захват власти большевиками в Петрограде | Решение исторической (биографической) задачи | |
Установление советской власти | тест | |
НЭП – новая экономическая политика | Решение исторической задачи (хрестоматийной) | |
Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В. Сталина | Презентация, исторический портрет | |
Начало Великой Отечественной войны. | Сравнительная таблица характеристики исторических личностей | |
Маршал Жуков. | Презентация, работа с исторической картиной, исторический портрет | |
Окончание Великой Отечественной войны. | Решение исторической задачи (биографической), кроссворд | |
Н.С.Хрущев. Реформы Хрущева. | Исторический портрет | |
Хрущевская оттепель. | Решение исторической задачи | |
Экономика и политика в эпоху «Застоя». | Соотнесение событий и имен, сравнительная таблица, криптограмма | |
Реформы М.С.Горбачева. | Исторический портрет | |
Распад СССР. | Историческая пропорция | |
Экономические реформы Ельцина Б.Н | Исторический портрет | |
Продолжение реформ в России | Исторический портрет, презентация | |
Новая эпоха. Мир, в котором ты живешь | Работа с лентой времени, решение исторической задачи | |
Повторительно-обобщающие уроки | Работа с лентой времени, исторический кроссворд, исторические пропорции, задания на сопоставления, логические ряды (убери лишнее) |
Таким образом, в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс педагогических методов и приемов, направленных на коррекцию образовательной ситуации и формирование у умственно отсталых учащихся адекватных представлений об исторических личностях.
Слайд 9.
Проведенный формирующий эксперимент доказал свою эффективность. (в презентацию только график)
Полученные результаты можно представить в виде следующей диаграммы:
Рис. 4. Анализ данных контрольного эксперимента учащихся 9-х классов
Анализ полученных результатов показал, что количество правильных ответов составляет 47 %, частично правильных ответов – 14 %, неправильных ответов – 39 %. Повысился процент правильных ответов за счет увеличения ответов на вопросы, ориентированные на соотнесение и построение хронологической последовательности.
По-прежнему наибольшее количество правильных ответов было дано на вопрос, непосредственно связанный с современностью (92 %), поскольку информацию о современных событиях и политических деятелей школьники получают не только от учителя в ходе урока, но и из средств массовой информации, и от семейного окружения.
Кроме того выросло количество верных ответов на вопросы, связанные с узнаванием конкретного исторического деятеля (с 37% до 42 %). Вопросы, связанные с сопоставлением, по-прежнему вызывают наибольшие трудности у умственно отсталых учащихся, однако, не смотря на имеющиеся ошибки, количество правильных ответов выросло с 25 % до 34%, так же как и количество частично верных ответов. Регулярное решение на уроках исторических задач, упражнения с лентой времени, исторической пропорцией и т.д. сократили количество ошибок и отказов выполнять задания на сопоставления, умственно отсталые школьники стали выполнять их более успешно, чем в ходе констатирующего эксперимента.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами в начале работы гипотезу. Нами было экспериментально подтверждено, что после проведения серии уроков с использованием разработанного комплекса методов и приемов педагогической коррекции у умственно отсталых школьников вырос уровень адекватных представлений об исторических личностях.
Слайд 10.
Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования было выяснено, что трудности в усвоении материала по историческим личностям учащимися коррекционной школы вызваны неполноценным, некорректным использованием наглядности на уроках истории России, низкой познавательной активностью, рассеянностью внимания, недостаточным словарным и терминологическим запасом, недостаточной сформированностью таких операций мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
2. Содержание повествовательного рассказа по истории не связано с практическим жизненным опытом детей с умственной отсталостью, что значительно затрудняет его восприятие и усвоение. К сожалению, учителя коррекционных школ не всегда правильно оценивают познавательные возможности своих учеников и применяют соответствующие адаптированные корректирующие образовательные методики.
3. На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана программа коррекции. В рамках формирующего эксперимента на уроках истории России в 9-х классах коррекционной школы был реализован комплекс уроков с использованием методов и приемов, направленных на снижение трудностей, возникающих в ходе усвоения исторического материала, посвященного деятелям отечественной истории. Оценка эффективности апробированной методики показала, что успеваемость по истории России умственно отсталых школьников повысилась в среднем на 12%. Учащиеся стали лучше запоминать исторических персонажей, воспроизводить и самостоятельно составлять рассказы о них. В самостоятельной работе учеников стало меньше ошибок в заданиях на соотнесение исторической эпохи, конкретной даты и исторического лица. Дети более успешно справлялись с заданиями на составление хронологического и логического ряда исторических деятелей. Повысился интерес умственно отсталых школьников к урокам истории, выросло количество учеников, выполняющих самостоятельную работу на уроках и дополнительные задания дома.
Наша дипломная работа была выполнена в полном объеме. Мы достигли поставленной цели и задач нашего эксперимента, а также экспериментально подтвердили выдвинутую нами гипотезу.