И уже в 20-е годы в стране начались репрессии.




(1) В первую очередь они коснулись специалистов старой школы, их обвиняли шпионами, диверсантами и многие из них были осуждены.

(2) Репрессиям подвергались молодые рабочие на новостройках, молодые механизаторы из-за поломки техники. Их стали рассматривать, как диверсантов и классовых врагов. Обвиняли враждебными элементами. Выносили их с 1939 года без суда и следствия. Начальник милиции, секретарь наркома и председатель исполкома до начала 30-х годов репрессии шли под углом борьбы с классово-враждебными элементами: кулаки, нэпманы, буржуазные специалисты. Сталин даже выдвинул идею, что борьба обостряется. С 1934 года репрессии усиливаются.

Теперь они захватили партию.

А) В 1934 году был убит секретарь ленинградского наркома.

Б) Это являлось поводом для арестов многих партийных руководителей.

В) Из списка 1-го советского правительства 15 человек ленинградского состава 10 были объявлены врагами народа.

Г) На каждое дело отводилось несколько минут, часто приговоры выносились списками.

2)Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Структура Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых

 

 

54 Внешняя политика СССР в 30-е гг. – июнь 1941 гг.

В конце 30-х годов обстановка в мире была очень сложная. Пахло войной.

СССР в конце 30-х годов выполнял 5-ую пятилетку.

К 39 году в СССР по производству продукции вышли на 2 место в мире

(после США)

. А) Было построено 10 тысяч предприятий.

Б) Особенно успешно велось строительство на востоке страны. Там

создавались заводы-дублеры на случай войны. Это позволило в годы войны

развернуть мощное военное производство.

В) А на крупных заводах были установлены параллельные поточные линии

для производства орудий.

Г) Резко возросли расходы на военные нужды. В 1941 году военный бюджет

составлял 43% от бюджета страны.

В связи с угрозой войны был создан указ о переходе

: (1) с 7 часового дня на 8 часовой.

(2) С 6 дневной рабочей недели на 7 дневную.

(3) Был запрещен самовольный уход с предприятия.

(4) За уход с предприятия, прогул без уважительной причины

устанавливалась уголовная ответственность. А за выпуск некачественной

продукции обвиняли рецидивистами. Много внимания уделялось армии:

А) Были созданы образцы новых боевых машин Т-34 (танк), КВ (Клим

Ворошилов), самолеты, скоростные истребители и бомбордировшики: Миг-3,

Як-1, Лаг-3, По-3, Ил-2. Б) Сконструировали реактивные установки.

В) В судостроении наладили выпуск легких кораблей и подводных лодок.

Г) Осенью 1939 года приняли закон о всеобщей воинской обязанности.

Д) Численность вооруженных сил равнялось 5 миллионов человек.

Однако к войне СССР не был готова:

(1) Многие виды оружия были только испытаны, а серийное производство не

налажено. (2) Низкая профессиональная подготовка военных кадров. 7%

командиров имели высшее образование (командное), а 37% не прошли военных

курсов средних военных заведениях. (3) В 1939 году СССР перенес границы на

западе вернув западную Украину и Белоруссию: старая линя границ была

уничтожена, а новую не успели обустроить. (1) СССР прилагал много усилий,

видя фашистскую опасность, чтобы создать в Европе систему коллективной

безопасности.

(2) По этому вопросу несколько раз собирались представители Англии,

Франции и СССР, но из-за двойственной политики Англии и Франции не была

создана.

(3) 23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан пакт о

ненападении сроком на 10 лет.

К нему имелся тайный протокол, по которому Гитлер и Сталин

поделили территории:

А) Германии Польша. Б) СССР: Прибалтика и Финляндия.

(4) 28 октября 1939 года был подписан другой договор.

Советско-финская война:

(1) В ноябре 1939 года СССР хотел обезопасить себя с севера на случай

войны и предложил Финляндии отодвинуть границу от Ленинграда (она

проходил в 32 км), а в замен давал большую территорию в Карелии, но

Финляндия отказалась. Тогда Сталин дал команду предъявить ультиматум, а

если не примут, то начать боевые действия. Война началась 30 ноября 1939 годаи длилась по март 1940 года (115 дней). СССР воевала неумело (множеством

жизней). Потери СССР были в 2 раза больше, но Финляндия заключила мир.

Условия мира: СССР отошли Выборг с Корельским перешейком, Побережье

Ладожского озера, район реки Печенеги в Ленинградской области. В сентябре

1939 года СССР вернул ранее отобранную Западную Украину и Белоруссию. А

так же заставил Румынию вернуть нам Бессарабию и Северную Буковину.

Летом 1940 года в состав СССР вошла Литва, Латвия и Эстония

 

 

55. Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е гг. 20

века.

Народное просвещение:

(1) Первообразной задачей Советской Власти была ликвидация

безграмотности.

(2) Было создано общество «долой неграмотность».

(4) Для детей ввели бесплатное обязательное, образование, начальное

образование, а во второй пятилетке семилетнее.

(5) За десять лет грамоте было обучено 87 миллионов человек.

(6) Особенно больших успехов достигли в национальных районах.

(7) Была расширена сеть ВУЗов (за годы Советской Власти их было 750).

(8) Для подготовки в ВУЗы были созданы рабфаки.

Развитие науки: В этот период в стране жили и творили выдающиеся

ученые планетарного уровня, обогащая не только нашу, но и мировую

науку.

(1) Вавилов – ученый, генетик. Работал в области с\х науки, биолог,

агроном-практик. Доказал, что путем скрещивания можно создавать новые

культуры. По доносу был арестован и умер в тюрьме.

(2) Вернадский – ученый в области ряда наук о земле, его идеи переделе

время. Он занимался биосферой (оболочкой земли) и ноосферой (живая и

неживая природа). Биосфера переходит в новую стадию ноосферу, главным

фактором, которой является научная мысль и научная организация на планете.

Вернадский предупреждал ученых, что они должны быть ответственны перед

наукой (проще говоря – беспокоился об экологии, делая свое открытие).

(3) Чижевский – крупный ученый, астролог (наука предсказаний). Он

соединил две науки: биологию и историю и создал астрологию. Доказал, что

жизнь биосферы и социальные ритмы (т.е. общественная жизнь) зависит от

ритмов солнца. Через 11,2 лет солнечная активность достигает наибольшего

накала и в этот период происходят природные и социальные катаклизмы. (

4) Циалковский продолжал работать над теорией космических полетов.

(5) Фридман внес большой вклад в космологию, он дополнил теорию

относительности Эйнштейна. Фридман математически доказал, что Эйнштейн

допустил математические просчеты: «Вселенная не единичная, а состоит из

множественности бесконечных устройств». Он назвал и ее величину – 10

миллиардов световых лет. Это период между сжатием и сокращением атома.

Проводились опыты и в микрофизике. Академия наук России была

переименована в Академию наук СССР и переведена и Ленинград в Москву. В

1929 году открылась всесоюзная академия с\х наук, президент Вавилов. Она

называлась ВАСХНИЛ. Литература и живопись. В это время было много

различных литературных группировок, некоторые из них стремились

представить себя единственными выразителями интересов пролетариата и

партии. Такой была РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей.

Они боролись против всех групп в лит-ре (Серафимовых братьев, Лефа,

конструктивистов, формалистов, Попутчиков). (

1) В 1929 году РАПП начала компанию против Замятина, Пильняка. В 1938

году Пильняк был расстрелян.

(2) В области искусства то же существовали объединения. В 20-х годах

возникло крупнейшее объединение художников – АХРР (Ассоциация

художников революционеров России). В области живописи было дванаправления: первое – реалистическое, его представляли Иогансон, Броский,

Дайнека. Второе – авангардное, передовые представители: Талина, Малевич,

Радченко, Филонов, Шагало

 

 

56.

 

 

57. СССР в послевоенный период (1945-1953)

В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов

новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект

предусматривал некоторое развитие демократических начал* в жизни общества.

В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и

хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации

экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную

самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы

ВКЩб) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной

партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за

тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на

перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны

руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического

курса. Укрепление административно-командной системы. Решение задач

восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в

предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех

законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем

Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях.

Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате

ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета,

рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей,

утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство

вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-

хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКЩб) обязывали первичные

партийные организации контролировать работу администрации промышленных

предприятий и колхозов, вскрывать "ошибки и промахи хозяйственных

руководителей". Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная

централи зация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство }

многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от от дельных

граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей с предложениями

об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делалис! попытки противодействия

внутриполитическому курсу. Так, в Вороне же была создана нелегальная

молодежная организация. Ее участники обеспокоенные экономическим

положением страны, пришли к выводу с необходимости изменения

хозяйственной политики. Организация, на считывавшая несколько десятков

человек, была раскрыта, ее руководи тели преданы суду. Изменения на

международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского

государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких

перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила

авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52

государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал

активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде

всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. Между СССР и

странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной

помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на

территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической

Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с

Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов.

Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны

достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороныкакого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с

государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них

национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся

страны). Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны

произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по

антигитлеровской коалиции.

 

 

58. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ

ВОЙНЫ"

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне

коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в

одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен

был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой

национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери

были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США

получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы.

Президент Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне

"поставила американский народ перед необходимостью править миром".

Начался постепенный отход американской администрации от соглашений

военной опоры.

Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских

отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности.

Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать

условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей

безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу

"холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с

последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над

Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР

военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули

американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов

Советского Союза.

После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна

еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в

годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить

поверженную Японию на зоны оккупации (в нее были введены лишь

американские части). Это настораживало Сталина, подталкивало его к

усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились

советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров

западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих

странах численности коммунистов (их число с 1939 по 1946 г. в Западной

Европе выросло втрое).

Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном

распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн

провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии

("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную

экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи

были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз

западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО);

разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать

внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные

вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это

должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния

СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз

уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947

г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США.

Началось формирование экономических и военно-политических структур

Востока и Запада

 

 

59. СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА:

ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Эпоха правления Хрущева была противоречивой, как и личность самого

лидера. Противоречия сказывались в экономике, политике и идеологии. 1

Реформа управления промышленностью. (1) В 1957 году Хрущев несмотря на

сопротивление оппозиции, заменил отраслевые министерства на Совнархозы

(советы народного хозяйства). (2) Вместо 10 министерств было создано 100

совнархозов. (3) Цель ставилась приблизить управление к месту

промышленности, освободить пр-во от неэффективного вмешательства в

местные дела. Ослабить влияние бюрократии. (4) Эту реформу надо

рассматривать двояко. 1-ое значение: А) Упразднилась на местах

кооперирование соседних предприятий. Б) Меньше стало встречных перевозов.

2-ое негативное значение: А) Вместо центральной бюрократии появилась

местная еще в большем кол-ве. Б) Отрицательно сказалось на технической

политике гос-ва, т.к. «каждый тянул одеяла на себя», т.е. родилось

местничество. Поэтому трудно стало проводить единую техническую политику,

что очень сказалось на качестве продукции. Реформы в с\х. Реформы в с\х

делятся на два этапа: А) В начале 50-х. Б) Конец 50-х начало 60-х. (1) Первый

этап очень благоприятно сказался на развитии с\х. (2) Освоили целину. (3)

Повысили закупочные цены на с\х продукцию. (4) С колхозов списали долги,

крестьянам разрешили увеличить подсобное хозяйство в 5 раз. (5) Это дало

возможность увеличить объем с\х продукции на 34%. Второй этап реформы

негативно сказался на с\х. (1) В 1958 году были ликвидированы МТС

(машинотракторные станции). (2) Технику МТС передали в колхозы. (3) Цель:

приблизить технику к производству. (4) Но у колхозов не было денег чтобы

заплатить за нее, поэтому влезли в долги. (5) Не было помещений для хранения

и кадров для обслуживания. (6) В итоге техника вышла из строя. И это нанесло

вред. (7) Было принято решение укрупнить колхозы. Преследовалась цель

создать мощные колхозные союзы. (8) Ежегодно разорялись тысячи колхозов.

Многие деревни были признаны неперспективными. Тысячи крестьян покидали

земли и уходили в город. (9) В основном это касалось районов Нечерноземья,

из-за несостоятельности эта идея провалилась. В 1956 родилась «кукурузная

эпопея». (1) После посещения Хрущевым штата Айова, США, в приказом

порядке было дано задание засевать поля кукурузой, из-за неприспособленности

климатических условий, большинство районов урожаи не получились. (2)

Провалилась и идея увеличить сдачу мяса в кротчайшие сроки. В итоге во

многих хозяйствах гоняясь за первенством, уничтожали молочный скот и

скупали у соседей, но рывка догнать США не получилось. Повышение

жизненного уровня народа. Не смотря на перегибы в экономике,

реформаторскую лихорадку, от которой трясло всю страну, жизненный уровень

народа повышался. (1) В 1956 году отменили закон 1910 года о прикреплении

рабочих к предприятию. (2) Повысили минимальную заработную плату на 35%

процентов (3) Удвоили размер пенсий. (4) На 5 лет сократили пенсионный

возраст (М-60 лет, Ж-55 лет). (5) Развивалось жилищное строительство «Лось».

Поощрялись создания жилищных кооперативов. За 10 лет жил фонд увеличился

на 80%.

 

60. развитие культуры и науки в СССР в 50-5 – первой

половине 80-х гг. 20 века.

1). 20 съезд КПСС и культура: общественная атмосфера связана с решениями

20 съезда. По данным ЮНЕСКО в 1960 СССР делил 2-3-е место в мире по

интеллектуальному потенциалу.

2). Наука и техника: успехи наших фундаментальных школ (Шоффе,

Благонравов), ядерной физики (Курчатов, Сахаров). В 1962 Ланда1у удостоен

нобелевской премии за создание теории жидкого гелия. В 1964 Прохоров и

Басов удостоены нобелевской премии за работы в области квантовой

электроники - создатели первого лазера. Математика - Келдыш, Виноградов.

Динамично развивается математическая логика, анализ, теория инфригации, что

позволило создать более совершенные вычислительные машины (Лебедев,

Лякунов, Пириков). Химия (фундаментальная школа Семенова, Жаворонская).

В 60-е годы возрождается генетика и молекулярная биология. Продолжается

активное освоение космоса (Титов, Николаев, Терешкова, Попович). 12 октября

1964 первый групповой полет. В 1965 Леонов впервые вышел в открытый

космос. Авиация (Туполев, Антонов, Яковлев).Общественные науки: крупные

успехи в области философии. Удалось обосновать антологические корни

случайностей, обосновали теорию относительности, выпущена философская

энциклопедия. В истории обозначились новые подходы либерального

характера. Литературный процесс в 50-60 определяли три журнала: новый мир,

октябрь, юность. 1958 нобелевская премия для Пастернака. 1962 нобелевская

премия для Солженицына. Музыка (Хачатурян, Шостакович, Прокофьев).

Бурно развивается советский кинематограф. Народное образование: в 1958 -

школьная реформа. Введена 11-ти летка, старшеклассники должны были

совмещать учебу и профессиональную подготовку (работать). Политехническое

образование заменили профессионализацией. В 1954 в Москве 4 млн. студентов.

Резко расширился прием студентов в области физики, химии, биологии.

Основные итоги: уверенное шествие НТР, изменение характера отношений

между советским руководством и интеллигенцией, формирование

общественного мнения, позиция интеллигенции по отношению к Хрущеву -

интеллигенция предала Хрущева и либерализация не состоялась

 

 

61.Внешняя политика СССР в 50-е – первой половине

80-х гг. ХХ в. Внешняя политика в период правления Брежнева была очень

активной: (1) 60-х в начале 70-х годах был достигнут паритет (равновесие)

между СССР и США, между ОВД и НАТО. (2) В 70-е годы наступила разряка международной напряженности: А) Паритет был достигнут в военностратегическом отношении. Наличие паритета позволило укрепить мир

на планете. Б) Разрядка междунароной напряженности в 70-е годы наступили благодоря ряду крупных предложений СССР. Эти предложения вошли в историю как “Программа мира”. Суть программы мира: (1) Запрешение ядерного, химического, биологического оружия. (2) Ядерное разоружение всех

государств, обладающих им. (3) Прекращение гонки вооружения и сокращение

ядерного и обычного оружия. (4) Ликвидация военных очагов и прекращение

региональных конфликтов. (5) Обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты. (6) Обеспечение свободы и независимости

народов мира. (7) Углубление и укрепление сотруднечиства со всеми го-вами.

Практические дела: (1) В 1968 году был подписаны договоры между СССР и

США по ограничению гонки вооружений, о нераспрастранении ядерного

оружия. (2) В 1971 году подписали договор, запрещающий размещать ядерное

оружие над океанов и морей. Затем в начале 70-х годов были подписаны 2

соглашения между СССР и США по использованию ядерной энергии в мирных

целях. В результате визитов президентов Никсона в Москву, а Брежнева в США

были подписаны 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах (от

охраны окружающей среды до использования достижений в освоении космического пространства). (3) В начале 70-х годов было подписано очень важное соглашений между СССР, ФРГ, ГДР, Польшей, ЧССР. Очень важное

соглашение о нерушимости границ (т.е. те территории, которые отошли к СССР и Польши после 2 мировой войны возврату не подлежат). (4) В 1975 году в

Хельсенки состоялось совещание по безопасности и сотруднечеству в Европе. Присутствовало 33 гос-ва + Канада и Сша. (5) Оно выработало принципы

взаимоотношений между гос-вами: А) Суверенное равенство. Б) Взаимный

отказ от угроз силой. В) Нерушимость границ и территориальная целостность.

Г) Мирное улегерирование споров. Д) Невмешательство во внутренние дела друг друга. Е) Уважение прав и свобод человека. (6) Разрядка международной

напряженности: А) Улучшились торговые и экономические связи между социалистичекими и капиталистическими странами. Но СССР в основном

экспортировал сырье. Б) Лес, нефть, газ, уголь – состовляли 80% вывоза. В) А

доля готовых изделий 5-8%. Г) Полученную валюту тратили в основном на покупку продовольствия. СССР и соц лагерь. (1) Одна из задач СССР была –

укрепить позиции СССР в соц лагере и среди коммунистических партий

третьего мира. (2) СССР оказывал помощь всем соц странам: идеологическую,

матерьяльную. Но особенно тем странам, где шла война (Вьетнам, Северная

Корея). (3) СССР старался всем соц страны держать в своей орбите. (4) Для

этого использовались: А) Многосторонние и односторонние встречи

руководителей. Б) А есл какое-то гос-во пыталось выйти из сферы влияния

СССР, то принимались меры, в том числе и военные. (5) Так было с

Чехословакией в 1968 году: А) В 1968 году оппозиция решила убрать

негативные моменты и построить социализм с человеческим лицом, освободив

его от негативных моментов. Б) СССР сначало спокойно относилась к этому, а

когда ситуация стала выходить из под контроля, стали требовать разрыва с

СССР, ОВД, СЭВ) были приняты военные меры. (6) 21 августа 1968 года СССРи страны Варшавского договора ввели войска в ЧССР и подавили движение

народа. Были большие жертвы. (7) Особенно сложно в конце 70-х годов

складывались отношения СССР с Китаем: А) В начале были идеологические

разногласия особенно в момент культурной революции. Б) А затем

идеологический и партийный конфликт перерос в военный конфликт. В) В 1965

году на острове Даманский было вооруженное столкновение.Конец разрядки и

нарастание напряженности в конце 70-х начале 80-х годов: (1) Конец 70-х

начало 80-х характеризовалось ростом напряженности в международных

отношениях. Причины: СССР в области внешней политики вела двойственную

игру. С одной стороны пытался улучшить отношения с капиталистическим

миром, а с другой стороны поддерживал те страны и режимы, которые вели

борьбу против империализма.

 

62. Попытка «перестройки» советского общества в 1985 – 1991 гг. Причины ее неудачи.

(1) Перестройка в нашей стране охватывает период в 1985 по 1991 год. (2) Затем начинается координальная ломка общественных и государственных структур, поиск модели общественного развития на буржуазно-либеральной основе (до этого СССР развивался на социалистической основе). (3) Произошли большие перемены в политической жизни, с 1987 года стали производить альтернативные выборы партийного руководства. (4) Были созданы новый законодательный орган, съезд народных депутатов (до 2000 человек). (5) В марте 1990 года третий съезд учредил пост президента СССР. Первым президентом СССР стал Горбачев, но на альтернативной основе, а не на народных выборах. Его избрал съезд народных депутатов. (6) Но в этот период уже начался распад СССР, который завершился 3 декабря 1991 года. Лидеры Украины, России, Белоруссии подписали Беловежское соглашение о ликвидации СССР и создании содружества независимых гос-ств. Экономические преобразования: (1) После распада старой государственности (СССР) руководство России встало на путь радикальных реформ: А) Программа экономических преобразований была разработана Гайдаром (премьер). Б) 1 января 1992 года правительство опустило цены на товары и услуги, позволив им складываться в результате спроса и предложения. В) Другим мероприятием реформы стала приватизация и разгосударствление собственности. Всем выдали ваучеры на бывшую гос. собственность (Идея Чубайса).Были упразднены: центральная система распределения ресурсов, гос. план, гос. снабжение. В результате проведения реформ цены на потребительские товары выросли в 100 раз, а зарплата только в 10 раз. Начался стремительный отток кадров из бюджетной сферы. В условиях паралича платежей, ужасающие размеры приобрел спад производства. Дико выросла инфляция – 2600% в 1992 году. Расчеты Гайдара на помощь Запада не оправдались. Появилось бесчисленное множество фирм пирамид (типа МММ), которые очень быстро лопались, таким образом реформы потерпели неудачи. Причины: неблагоприятная стартовая ситуация: непродуманность, половинчатость, непоследовательность и сомнительность Западной модели реформ применительно России.

 

 

63.. Распад СССР. Причины, последствия, уроки.

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей

России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С.

Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных

событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая

принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы,

связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом

острых дискуссий. Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном

референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и

необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый

Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства.

Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем

наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи: —

СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением

времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное,

управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками,

субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и

межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет,

трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда

межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер,

принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление

противоречий сделало распад неизбежным; — СССР создавался на основе

признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по

территориальному, а национально-территориальному принципу. В

Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете

республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти

нормы стали катализатором центробежных процессов; — сложившийся в СССР

единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую

интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей

хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к

самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; —

советская политическая система базировалась на жесткой централизации

власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько

Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее

распад с неизбежностью вели к распаду страны; — единство и целостность

Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством.

Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум,

который был заполнен националистическими идеями; — политический,

экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние

годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению

республик, их политических элит. Национальные элиты были по

экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в

сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно

показал настроения и намерения национальных партийно-государственных

элит. Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий

определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет,

историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР,

находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным

выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновениюнезависимых суверенных государств; коренным образом изменилась

геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных

связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в

России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы,

связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам^ России, национальных

меньшинств в целом. Становление новой российской государственности.

Процесс становления новой российской государственности начался принятием

Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и

выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР

(декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного

государства стал юридической и фактической реальностью. Период

становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г.,

когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской

Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система.

Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне

болезненным и сложным процессом.

 

 

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, события и итоги. Источники и значение победы. В декабре 1940 г. Гитлер утвердил план «Барбаросса» - нападения на СССР. Он предусматривал окружение и разгром главных сил Красной Армии в ходе летней кампании 1941 года и выход немецких войск на линию Архангельск – Астрахань. 22 июня 1941 г. немецкие войска вторглись на территорию СССР, началась Великая Отечественная война. Этапы войны: 22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г. – начальный этап. Главные события: Пограничные сражения. Проведение мобилизации Создание Ставки Верховного Главнокомандования во главе со Сталиным. Июль – сентябрь 1941 г. – Смоленское сражение. 4 дивизии, отличившиеся под Смоленском, первыми получили звание гвардейских. На полях сражений под Смоленском была испытана реактивная установка «Катюша», 3 залпа которой остановили наступление немецких войск на день. 8 сентября 1941 г. - начало блокады Ленинграда, которая продолжалась 900 дней. Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны: Неожиданность нападения Германии, войска не были приведены в полную боевую готовность; Не было завершено перевооружение Красной Армии, новую технику не успели освоить. В войсках недоставало средств радиосвязи, автомобилей, механизированных средств тяги для артиллерии. В начале войны многие части не имели связи со своими штабами, что затрудняло получение сведений о враге и приводило к окружению и плену. 16 августа 1941 г. был издан приказ Ставки ВГК об объявлении военнопленных предателями Родины и лишении их семей государственной пом<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: