Системный анализ объекта




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Программа конкретного социологического исследования

Тема: Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ г.Мурманска

I. Методологический раздел

Проблемное поле

Профессиональное самоопределение молодёжи является одним из популярных направлений исследования как в психологии, так и в социологии. Но если психолог в большей степени акцентирует внимание на индивидуальном аспекте данного феномена, то социологический интерес здесь обусловлен пониманием надындивидуальных эффектов (функций) профессионального самоопределения. В частности, можно выделить следующие функции профессионального самоопределения молодёжи: социализационная (освоение социальных ролей), интеграционная (включение в социальную структуру общества), воспроизводственная (поддержание основных параметров социальной системы) и инновационная (обновление основных параметров социальной системы). Понимая под профессиональным самоопределением молодёжи процесс включения (интеграции) в социально-профессиональную структуру общества, реализуемый через ценностный выбор образцов поведения (социальных ролей), социологи подчёркивают важность данного процесса для сохранения стабильности и развития общества как социальной системы.

В настоящее время современное российское общество, будучи частью нового глобализированного социального порядка, испытывает существенные трансформационные процессы. Изменения затрагивают практически все сферы функционирования российского общества, его ключевые подсистемы: политическую, экономическую, культурную, социальную. Происходящие в современном российском обществе трансформации имеют двойственную природу: во-первых, это общие глобализационные процессы, затрагивающие практически все страны, во-вторых, это специфические российские изменения, связанные с переходом от советской социокультурной системы к постсоветской.

Молодёжь, вступающая в жизнь в настоящее время, не может не испытывать на себе социальные изменения, являясь одновременно и объектом, и субъектом трансформации социума. Двойственность позиции является сущностной характеристикой данной социально-демографической группы. Переходность, неустойчивость и, связанная с этим, неопределённость социального статуса молодёжи обусловлены завершением этапа первичной социализации и началом вторичной. Последняя сопряжена с освоением различных социальных ролей, важнейшими из которых в современном обществе являются профессиональные роли. Вторичная социализация как этап интериоризации узкоспециализированных «институциональных подмиров» актуализирует проблему самоопределения. При этом основу процесса самоопределения составляют различные ситуации выбора из нескольких альтернатив. В настоящее время в условиях российской трансформации, несогласованности действий различных институтов, социокультурной аномии проблема выбора сопряжена с ситуацией риска и неопределённости. В связи с этим, профессиональное самоопределение как серия индивидуальных выборов представляет собой диалектическое единство определённости и неопределённости. Таким образом, индивидуальный риск становится общим основанием профессионального самоопределения молодёжи в современном обществе. С одной стороны, трансформации, затронувшие современное российское общество, являются объективным фактором профессионального самоопределения молодёжи. С другой стороны, молодёжь в процессе своего профессионального самоопределения является своего рода проводником, агентом трансформационных явлений.

На наш взгляд, отсутствие институциональной определённости (прежде всего, кризис системы профориентации и трудоустройства, разрыв между основными индикаторами социального статуса – образование – профессия – престиж – доход – объём власти) накладывает отпечаток на стратегии профессионального самоопределения современной российской молодёжи. Происходит своего рода индивидуализация и плюрализация форм и способов интеграции молодёжи в социально-профессиональную структуру трансформирующегося общества. Социологический интерес представляет выявление как общих тенденций, так и различных моделей, или типов стратегий профессионального самоопределения современной российской молодёжи (с учётом региональной специфики Мурманской области).

Проблема исследования: отсутствие систематизированных представлений о закономерностях профессионального самоопределения молодёжи в современном российском обществе в контексте трансформационных процессов.

Объект: учащаяся молодёжь г. Мурманска в возрасте от 15 до 17 лет (выпускники 9-х, 11-х классов общеобразовательных школ)

Предмет: стратегии профессионального самоопределения учащейся молодёжи

Цель: описать общие и специфические тенденции профессионального самоопределения учащейся молодёжи г. Мурманска

Задачи:

1. Изучить особенности образовательного выбора выпускников общеобразовательных учебных заведений

2. Изучить особенности профессионального выбора выпускников общеобразовательных учебных заведений

3. Определить социально-демографические факторы, влияющие на профессиональный и образовательный выборы учащейся молодёжи

4. Выяснить ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения учащейся молодёжи

5. Выявить специфические типы стратегий профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учебных заведений

 

Интерпретация и операционализация основных понятий:

Молодёжь - дифференцированную по своему составу социально-демографическую группу, в основе образования которой лежит возрастной критерий, преломляющийся в социально-психологических свойства личности молодых людей, их ценностях и смысложизненных установках, особой субкультуре и социальном положении, обусловленных уровнем развития общества и особенностями социализации в нём.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования профессиональной идентичности личности, ее качественной определенности в трудовой сфере. «процесс ее интеграции в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор… вариантов профессионального развития»[1]. Профессиональная ориентация (самоопределение) является сложным, многоуровневым процессом, включающим в себя выбор будущей специальности, представление о характере трудовой деятельности и ее месте в системе разделения труда, приобретение нового социального статуса, изменение образа жизни, появление новых прав и обязанностей, связанных с полученным статусом[2].

Профессиональный выбор – один из центральных этапов процесса профессионального самоопределения, заключающийся в принятии решения о будущем занятии и связанном с ним социальном положении.

Образовательный выбор – один из центральных этапов процесса профессионального самоопределения, заключающийся в принятии решения об уровне профессиональной подготовки и соответствующем данному уровню типе учебного заведения.

Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения – один из элементов процесса профессионального самоопределения, отражающий внутренний (субъективный) механизм осуществления выборов (профессионального и образовательного).

Стратегия - «…определённая линия поведения или определённые правила, управляющие поведением человека»[3], а также «…широкий круг личностных диспозиций и поведенческих паттернов»[4].

Стратегия профессионального самоопределения – система личностных диспозиций и соответствующая ей определённая линия поведения индивида в процессе профессионального самоопределения; способ формирования профессиональной идентичности и интеграции в социально-профессиональную структуру общества.

 

Логическая схема эмпирической интерпретации понятий

1. Профессиональный и образовательный выбор выпускников общеобразовательных учебных заведений рассматривается через следующие эмпирические показатели:

Профессиональное самоопределение
Профессиональный выбор Образовательный выбор
Направленность профессионального выбора Определенность с выбором профессии Направленность образовательного выбора Определенность образовательного выбора
Выбор профессии Уровень определенности с конкретной профессией (спец.) Выбор уровня профессиональной подготовки / типа учебного заведения Время принятия решения
Выбор сферы деятельности Информированность о выбираемой профессии (спец.)    
  Сложности, возникающие при выборе профессии (спец.)    

2. Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учебных заведений рассматривается через следующие эмпирические показатели:

Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения
Профессиональный выбор Образовательный выбор
Определение привлекательных качеств профессии Отношение к различным уровням профессиональной подготовки
Определение привлекательных характеристик работы   Оценки Мотивы выбора

Системный анализ объекта

Учащаяся молодёжь в возрасте 15-17 года сложный социальный объект, дифференцированный по следующим критериям:

- пол

- человеческий капитал (успеваемость; уровень образования – основное общее среднее, полное общее среднее)

- культурный капитал (образование и профессия родителей)

- экономический капитал (материальное положение семьи)

Указанные структурные различия объекта исследования выступают в качестве объективных факторов (независимых переменных) профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Влияние других объективных факторов – конъюнктура на региональном рынке труда и рынке образовательных услуг – эмпирически не верифицируется, а получает косвенную проверку на базе вторичного анализа имеющихся статистических данных. Влияние субъективных факторов профессионального самоопределения учащейся молодёжи раскрывается через эмпирическое изучение ценностно-мотивационного компонента.

Гипотезы

1. Гипотеза-основание: В структуре профессионального самоопределения школьной молодёжи образовательный выбор опережает профессиональный выбор.

Гипотезы-следствия:

1.1 Большинство учащихся 9,11-х классов не определились с будущей профессией

1.2 Большинство учащихся 9,11-х классов определились с выбором уровня профессиональной подготовки/типом учебного заведения

2. Гипотеза-основание: Ориентация на высшее образование является доминирующей в структуре профессионального самоопределения учащейся молодёжи 9,11 классов

Гипотезы-следствия:

2.1 Большинство учащихся 9,11 классов ориентируются на профессии, предполагающие высший уровень профессиональной подготовки

2.2 Большинство учащихся 9,11 классов (80-90%) ориентируются на получение высшего образования после окончания 11-го класса

3. Гипотеза-основание: Профессиональный и образовательный выборы учащихся 9,11 классов зависят от параметров человеческого, культурного и экономического капиталов

Гипотезы-следствия:

3.1 Учащиеся 9-х классов имеют более дифференцированные профессиональные и образовательные выборы, чем учащиеся 11-х классов

3.2 Учащиеся, имеющие более высокую успеваемость, чаще ориентируются на более длительное обучение (средне-специальное и высшее образование)

3.3 Большинство учащихся 9,11-классов в своих профессиональных и образовательных выборах воспроизводят профессионально-образовательный статус своих родителей.

3.4 Материальное положение семьи оказывает влияние на образовательный и профессиональный выбор учащихся.

4. Гипотеза-основание: В структуре ценностно-мотивационного компонента профессионального самоопределения молодёжи доминируют инструментальные ценности

Гипотезы-следствия:

4.1 Среди мотивов выбора профессии доминируют мотивы, не связанные с содержанием труда (прежде всего материальные и статусные).

4.2 Среди мотивов ориентации на получение высшего образования доминируют статусные и карьерные мотивы.

II. Методический раздел

Принципиальный (стратегический) план исследования

Эмпирическое исследование строится на основе описательного стратегического плана с элементами аналитико-объяснительного. Критерием выбора плана исследования послужили описательные и объяснительные гипотезы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: