ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Программа конкретного социологического исследования
Тема: Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ г.Мурманска
I. Методологический раздел
Проблемное поле
Профессиональное самоопределение молодёжи является одним из популярных направлений исследования как в психологии, так и в социологии. Но если психолог в большей степени акцентирует внимание на индивидуальном аспекте данного феномена, то социологический интерес здесь обусловлен пониманием надындивидуальных эффектов (функций) профессионального самоопределения. В частности, можно выделить следующие функции профессионального самоопределения молодёжи: социализационная (освоение социальных ролей), интеграционная (включение в социальную структуру общества), воспроизводственная (поддержание основных параметров социальной системы) и инновационная (обновление основных параметров социальной системы). Понимая под профессиональным самоопределением молодёжи процесс включения (интеграции) в социально-профессиональную структуру общества, реализуемый через ценностный выбор образцов поведения (социальных ролей), социологи подчёркивают важность данного процесса для сохранения стабильности и развития общества как социальной системы.
В настоящее время современное российское общество, будучи частью нового глобализированного социального порядка, испытывает существенные трансформационные процессы. Изменения затрагивают практически все сферы функционирования российского общества, его ключевые подсистемы: политическую, экономическую, культурную, социальную. Происходящие в современном российском обществе трансформации имеют двойственную природу: во-первых, это общие глобализационные процессы, затрагивающие практически все страны, во-вторых, это специфические российские изменения, связанные с переходом от советской социокультурной системы к постсоветской.
Молодёжь, вступающая в жизнь в настоящее время, не может не испытывать на себе социальные изменения, являясь одновременно и объектом, и субъектом трансформации социума. Двойственность позиции является сущностной характеристикой данной социально-демографической группы. Переходность, неустойчивость и, связанная с этим, неопределённость социального статуса молодёжи обусловлены завершением этапа первичной социализации и началом вторичной. Последняя сопряжена с освоением различных социальных ролей, важнейшими из которых в современном обществе являются профессиональные роли. Вторичная социализация как этап интериоризации узкоспециализированных «институциональных подмиров» актуализирует проблему самоопределения. При этом основу процесса самоопределения составляют различные ситуации выбора из нескольких альтернатив. В настоящее время в условиях российской трансформации, несогласованности действий различных институтов, социокультурной аномии проблема выбора сопряжена с ситуацией риска и неопределённости. В связи с этим, профессиональное самоопределение как серия индивидуальных выборов представляет собой диалектическое единство определённости и неопределённости. Таким образом, индивидуальный риск становится общим основанием профессионального самоопределения молодёжи в современном обществе. С одной стороны, трансформации, затронувшие современное российское общество, являются объективным фактором профессионального самоопределения молодёжи. С другой стороны, молодёжь в процессе своего профессионального самоопределения является своего рода проводником, агентом трансформационных явлений.
На наш взгляд, отсутствие институциональной определённости (прежде всего, кризис системы профориентации и трудоустройства, разрыв между основными индикаторами социального статуса – образование – профессия – престиж – доход – объём власти) накладывает отпечаток на стратегии профессионального самоопределения современной российской молодёжи. Происходит своего рода индивидуализация и плюрализация форм и способов интеграции молодёжи в социально-профессиональную структуру трансформирующегося общества. Социологический интерес представляет выявление как общих тенденций, так и различных моделей, или типов стратегий профессионального самоопределения современной российской молодёжи (с учётом региональной специфики Мурманской области).
Проблема исследования: отсутствие систематизированных представлений о закономерностях профессионального самоопределения молодёжи в современном российском обществе в контексте трансформационных процессов.
Объект: учащаяся молодёжь г. Мурманска в возрасте от 15 до 17 лет (выпускники 9-х, 11-х классов общеобразовательных школ)
Предмет: стратегии профессионального самоопределения учащейся молодёжи
Цель: описать общие и специфические тенденции профессионального самоопределения учащейся молодёжи г. Мурманска
Задачи:
1. Изучить особенности образовательного выбора выпускников общеобразовательных учебных заведений
2. Изучить особенности профессионального выбора выпускников общеобразовательных учебных заведений
3. Определить социально-демографические факторы, влияющие на профессиональный и образовательный выборы учащейся молодёжи
4. Выяснить ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения учащейся молодёжи
5. Выявить специфические типы стратегий профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учебных заведений
Интерпретация и операционализация основных понятий:
Молодёжь - дифференцированную по своему составу социально-демографическую группу, в основе образования которой лежит возрастной критерий, преломляющийся в социально-психологических свойства личности молодых людей, их ценностях и смысложизненных установках, особой субкультуре и социальном положении, обусловленных уровнем развития общества и особенностями социализации в нём.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования профессиональной идентичности личности, ее качественной определенности в трудовой сфере. «процесс ее интеграции в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор… вариантов профессионального развития»[1]. Профессиональная ориентация (самоопределение) является сложным, многоуровневым процессом, включающим в себя выбор будущей специальности, представление о характере трудовой деятельности и ее месте в системе разделения труда, приобретение нового социального статуса, изменение образа жизни, появление новых прав и обязанностей, связанных с полученным статусом[2].
Профессиональный выбор – один из центральных этапов процесса профессионального самоопределения, заключающийся в принятии решения о будущем занятии и связанном с ним социальном положении.
Образовательный выбор – один из центральных этапов процесса профессионального самоопределения, заключающийся в принятии решения об уровне профессиональной подготовки и соответствующем данному уровню типе учебного заведения.
Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения – один из элементов процесса профессионального самоопределения, отражающий внутренний (субъективный) механизм осуществления выборов (профессионального и образовательного).
Стратегия - «…определённая линия поведения или определённые правила, управляющие поведением человека»[3], а также «…широкий круг личностных диспозиций и поведенческих паттернов»[4].
Стратегия профессионального самоопределения – система личностных диспозиций и соответствующая ей определённая линия поведения индивида в процессе профессионального самоопределения; способ формирования профессиональной идентичности и интеграции в социально-профессиональную структуру общества.
Логическая схема эмпирической интерпретации понятий
1. Профессиональный и образовательный выбор выпускников общеобразовательных учебных заведений рассматривается через следующие эмпирические показатели:
Профессиональное самоопределение | |||
Профессиональный выбор | Образовательный выбор | ||
Направленность профессионального выбора | Определенность с выбором профессии | Направленность образовательного выбора | Определенность образовательного выбора |
Выбор профессии | Уровень определенности с конкретной профессией (спец.) | Выбор уровня профессиональной подготовки / типа учебного заведения | Время принятия решения |
Выбор сферы деятельности | Информированность о выбираемой профессии (спец.) | ||
Сложности, возникающие при выборе профессии (спец.) |
2. Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учебных заведений рассматривается через следующие эмпирические показатели:
Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения | ||
Профессиональный выбор | Образовательный выбор | |
Определение привлекательных качеств профессии | Отношение к различным уровням профессиональной подготовки | |
Определение привлекательных характеристик работы | Оценки | Мотивы выбора |
Системный анализ объекта
Учащаяся молодёжь в возрасте 15-17 года сложный социальный объект, дифференцированный по следующим критериям:
- пол
- человеческий капитал (успеваемость; уровень образования – основное общее среднее, полное общее среднее)
- культурный капитал (образование и профессия родителей)
- экономический капитал (материальное положение семьи)
Указанные структурные различия объекта исследования выступают в качестве объективных факторов (независимых переменных) профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Влияние других объективных факторов – конъюнктура на региональном рынке труда и рынке образовательных услуг – эмпирически не верифицируется, а получает косвенную проверку на базе вторичного анализа имеющихся статистических данных. Влияние субъективных факторов профессионального самоопределения учащейся молодёжи раскрывается через эмпирическое изучение ценностно-мотивационного компонента.
Гипотезы
1. Гипотеза-основание: В структуре профессионального самоопределения школьной молодёжи образовательный выбор опережает профессиональный выбор.
Гипотезы-следствия:
1.1 Большинство учащихся 9,11-х классов не определились с будущей профессией
1.2 Большинство учащихся 9,11-х классов определились с выбором уровня профессиональной подготовки/типом учебного заведения
2. Гипотеза-основание: Ориентация на высшее образование является доминирующей в структуре профессионального самоопределения учащейся молодёжи 9,11 классов
Гипотезы-следствия:
2.1 Большинство учащихся 9,11 классов ориентируются на профессии, предполагающие высший уровень профессиональной подготовки
2.2 Большинство учащихся 9,11 классов (80-90%) ориентируются на получение высшего образования после окончания 11-го класса
3. Гипотеза-основание: Профессиональный и образовательный выборы учащихся 9,11 классов зависят от параметров человеческого, культурного и экономического капиталов
Гипотезы-следствия:
3.1 Учащиеся 9-х классов имеют более дифференцированные профессиональные и образовательные выборы, чем учащиеся 11-х классов
3.2 Учащиеся, имеющие более высокую успеваемость, чаще ориентируются на более длительное обучение (средне-специальное и высшее образование)
3.3 Большинство учащихся 9,11-классов в своих профессиональных и образовательных выборах воспроизводят профессионально-образовательный статус своих родителей.
3.4 Материальное положение семьи оказывает влияние на образовательный и профессиональный выбор учащихся.
4. Гипотеза-основание: В структуре ценностно-мотивационного компонента профессионального самоопределения молодёжи доминируют инструментальные ценности
Гипотезы-следствия:
4.1 Среди мотивов выбора профессии доминируют мотивы, не связанные с содержанием труда (прежде всего материальные и статусные).
4.2 Среди мотивов ориентации на получение высшего образования доминируют статусные и карьерные мотивы.
II. Методический раздел
Принципиальный (стратегический) план исследования
Эмпирическое исследование строится на основе описательного стратегического плана с элементами аналитико-объяснительного. Критерием выбора плана исследования послужили описательные и объяснительные гипотезы.