Стратегия комплексного развития туризма.




Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма. Целью государственного регулирования в сфере туризма является развитие в Республике Бурятия туристско-экскурсионного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в услугах, развитие экономики, увеличение доходов, создание новых рабочих мест, развитие партнерских связей с регионами России и зарубежными странами, сохранение и рациональное использование ресурсов туризма.

Совершенствование системы государственного регулирования в сфере туризма должно осуществляться по следующим направлениям:

1. совершенствование нормативно-правовой базы туризма;

2. совершенствование структуры формирующейся туристской отрасли, создание институциональных и административно-правовых условий, ускоряющих процесс ее формирования, благоприятствующих ее развитию и усиливающих ее конкурентные преимущества;

3.поддержка местных производителей туристских услуг, специализирующихся в области внутреннего и въездного туризма, создание условий для развития конкуренции и недопущению монополизма;

4. содействие внедрению прогрессивных технологий развития туристской индустрии, обеспечивающих ее устойчивое, экономически выгодное и экологически безопасное развитие;

5. содействие в развитии внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей; создание условий для повышения уровня безопасности в туризме, развитие системы профилактики происшествий и оказания оперативной помощи туристам;

6. совершенствование механизма финансирования развития туризма. Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма обеспечивается за счет перераспределения части функции по государственному регулированию в сфере туризма между исполнительными органами власти Республики Бурятия.

Совершенствование механизма финансирования развития туризма должно осуществляться за счет увеличения эффективности бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных источников. Развитие системы охраны и использования ресурсов туризма.

Основой для развития системы охраны и использования ресурсов туризма служат нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия. Использование земельных ресурсов в целях туризма.

Земельный фонд Республики Бурятия, используемый в целях туризма, подразделяется на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности. Предусматривает создание условий для продуктивного использования всех категорий земель, перспективных для развития туризма. Все данные земли переводятся в категорию рекреационных земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности, передаются в пользование и аренду для реализации проектов на конкурсной основе в соответствие с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Проекты проходят предварительное согласование в Межведомственном совете по туризму. При этом учитывается вид земли, степень ее освоения, уровень развития общей и специальной туристской инфраструктуры, место расположения, доступность, посещаемость, рыночная стоимость, а также иные, значимые условия. Развитие туристских центров и зон туризма.

На территории Республики Бурятия формируется несколько туристских центров и зон туризма. Центры туризма отличаются от зон туризма наличием условий, позволяющих организовывать прием в самих центрах, а также формировать туры по периферии республики. Основными типами туристских центров на территории республики являются: городские центры туризма, располагающие развитой материальной базой и инфраструктурой туризма, а также достопримечательностями. К данному типу центров относятся г.г. Улан-Удэ, Северобайкальск, Кяхта; сельские центры туризма, располагающие материальной базой туризма, состоящей в основном из туристских баз, баз отдыха и санаториев, а также альтернативных средств размещения в частном секторе, частично развитой инфраструктурой и объектами культуры и спорта, досуга и развлечений.

К данному типу центров относятся с. Аршан, Усть-Баргузин, Гремячинск, Горячинск, Максимиха, Энхалук, Сухая, Иволга и другие центры; Основными типами зон туризма являются: зоны стационарного отдыха и кемпингового туризма, расположенные вне населенных пунктов, располагающие дифференцированно развитой материальной базой туризма (турбазы, базы отдыха, санатории), инфраструктурой и объектами спортивного, культурно-развлекательного и иного назначения. К данному типу зон туризма относятся Посольский сор, Нилова Пустынь, оз. Котокель, оз. Щучье, Лемасово, Баргузинский и Чивыркуйский заливы оз. Байкал, Гремячинск - Турка, Энхалук - Сухая, Ярки и другие зоны; зоны активного туризма, расположенные вне населенных пунктов, в горных и лесных районах, не располагающие материальной базой и инфраструктурой туризма. К данному типу относятся Мунку-Сардык, Шумак, отдельные районы Восточных Саян, Баргузинского и Байкальского хребтов, хребта Хамар-Дабан и другие зоны. При развитии данных центров и зон должен применяться дифференцированный подход, учитывающий местную специфику. В первую очередь развиваются наиболее перспективные, располагающие лучшими ресурсами, удобно расположенные и доступные, обладающие стабильным туропотоком центры и зоны. Развитие менее перспективных центров и зон осуществляется во вторую очередь. По мере развития сети центров и зон создаются условия для перераспределения туристского потока из более нагруженных центров и зон в менее нагруженные. За счет этого снижаются рекреационные нагрузки и более равномерно распределяются выгоды от развития туризма. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма должно осуществляться с целью повышения качества услуг и увеличения объемов обслуживания. Развитие всей инфраструктуры Республики Бурятия осуществляется с учетом интересов развития туристско-рекреационного комплекса. Этот принцип используется при разработке и выполнении проектов и программ, предусматривающих строительство и модернизацию объектов тепло - электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Они проходят оценку экспертной группы Межведомственного совета по туризму и корректируются в соответствии с его рекомендациями. Наиболее перспективными объектами размещения туристов на период действия концепции признаются объекты с малым и средним количеством мест, соответствующие классу 2-3 звезды, с развитой материальной базой, позволяющей реализовывать большой перечень разнообразных услуг высокого качества. Привлечение внешних и внутренних инвестиций осуществляется в плановом порядке. Для привлечения инвестиций используется также республиканская система маркетинга, оказывающая содействие в развитии контактов с российским и международным финансовыми рынками и обеспечивающая обмен информацией об условиях участия в проектах и получения кредитов.. Развитие систем, обеспечивающих и поддерживающих развитие туризма Развитие республиканской системы маркетинга. Республиканская система маркетинга создается и функционирует на материальной основе сети информационных и визитных центров туризма во всех принимающих туристов районах и городах республики, а также информационных (рекламных) отделов туристских предприятий. В ее деятельности используются современные организационные решения и информационные технологии. Система выполняет функции по созданию банка информации по ресурсам туризма и услугам, мониторингу рынка, развитию корпоративного бизнеса, продвижению туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия на рынках, обеспечению взаимодействия потребителей и производителей услуг, развитию партнерских связей с регионами России и зарубежными странами, вовлечению в туристский бизнес незанятого населения, привлечению инвестиций в сферу туризма. Развитие системы маркетинга должно осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям, в том числе: развитию подсистемы рекламно-информационного обеспечения сферы туризма и развитию централизованной подсистемы бронирования и продаж туристских, гостиничных и иных услуг. Основными коммуникативными средствами системы является глобальная сеть интернет, а также системы телефонной, спутниковой и радиосвязи. Центральный сайт системы содержит разделы и ссылки, позволяющие потребителю вести выбор и приобретать услуги в режиме реального времени. Система входит в информационное поле Байкальского рынка туризма, взаимодействует с аналогичной системой Иркутской области. Функционирование республиканской системы маркетинга, а также организация всей рекламно-информационной деятельности должна осуществляться на плановой основе за счет бюджетных средств, выделяемых по программам и планам развития туризма, частично за счет хозрасчетной деятельности, а также за счет участия рекламодателей. Развитие научных исследований. Развитие научных исследований в сфере туризма осуществляется с целью оценки состояния туристско-рекреационного комплекса, изучения проблем, подготовки оснований для планирования и научного прогнозирования. Развитие кадровой базы. С целью развития кадровой базы туризма в Республике Бурятия создается республиканская система подготовки и переподготовки специалистов и персонала в сфере туризма и гостиничного бизнеса, участниками которой являются высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для туризма и гостиничного бизнеса, а также иные организации, осуществляющие обучение на курсовой основе. Основной акцент в подготовке кадров на период действия Концепции делается на подготовке управленцев-менеджеров среднего и низшего звена, а также на подготовке персонала туристских организаций, гостиниц, иных объектов размещения, других организаций, реализующих услуги в сфере туризма, в соответствии с потребностью и квалификационными требованиями. С целью повышения качества услуг и ответственности работников туристской отрасли, непосредственно занятых в обслуживании туристов, в Республике Бурятия вводится порядок индивидуальной аттестации и аккредитации кадров. Определение потребности в специалистах должно осуществляться на основании мониторинга рынка труда в сфере туризма, а также заданий, формируемых на основании заявок хозяйствующих субъектов. Функции по обеспечению непосредственных связей между работодателями и потенциальными работниками, обеспечению подготовки, соответствующего практическим потребностям сферы туризма, должно осуществляться через специально созданные для этих целей организации по профессиональной адаптации.

Развитие внутрирегионального, межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма.

Развитие внутрирегионального сотрудничества в сфере туризма имеет целью создание условий для участия в развитии туристской отрасли всех городов и районов Республики Бурятия, имеющих потенциал развития туризма, ориентации деятельности промышленных и иных предприятий на производство товаров для туризма, вовлечения в туристский бизнес населения. Развитие внутрирегионального сотрудничества должно осуществляться по линии органов исполнительной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также субъектов деятельности в сфере туризма и в связанных с туризмом отраслях экономики, культуры и социальной сферы. Основой для сотрудничества являются планы и программы по развитию материальной базы и инфраструктуры туризма, производству товаров и услуг, а также решения Межведомственного совета по туризму.

Развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма. Развитие межрегионального сотрудничества имеет целью использование конъюнктуры рынка России, тенденций развития внутреннего туризма для привлечения в Республику Бурятия туристов из тех регионов, отношении с которыми имеют наибольшие перспективы развития. Развитие межрегионального сотрудничества предполагает активизацию отношений Республики Бурятия с несколькими промышленно развитыми центрами Новосибирской, Кемеровской, Свердловской областей, Красноярского, Хабаровского, Приморского краев, а также с Республикой Саха-Якутия. Перспективным является сотрудничество с г. Москва. Развитие сотрудничества с Читинской областью, входящей в Байкальский регион является одним из приоритетов Концепции, что определяется пограничным положением Читинской области по отношении к Китаю. Основные направления сотрудничества включают: сотрудничество по линии государственных органов управления в сфере туризма Российской Федерации в области государственного регулирования и государственной поддержки развития туризма; сотрудничество по линии профессиональных туристских ассоциаций и объединений России, в том числе сотрудничество с Российским Союзом Туриндустрии, Ассоциацией Делового Туризма, Национальной Туристской Ассоциацией, Ассоциации Социального Туризма, Туристско-спортивным Союзом России по привлечению туристов и инвестиций, развитию партнерских проектов, продвижению туристского продукта; сотрудничество по линии Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение» и Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по реализации действующих туристских проектов, а также разработке новых проектов; сотрудничество по линии предприятий туризма за счет активизации участия в международных и региональных выставках, подготовки новых, конкурентоспособных предложений, развития партнерских связей; сотрудничество в рамках Байкальского Экономического Форума; сотрудничество по линии представительств Республики Бурятия в регионах России и в г. Москве. Развитие сотрудничества с Иркутской областью в сфере туризма. Развитие сотрудничества с Иркутской областью является одним из основных приоритетов Концепции. Развитие сотрудничества должно осуществляться по нескольким направлениям, в том числе: созданию общих для всей территории правовых и административных условий для развития общего туристского рынка. Корректировке региональных нормативно-правовых актов, выработке общих принципов и подходов к развитию сферы туризма; созданию общих механизмов управления развитием туризма и охраны ресурсов туризма.

Созданию для этих целей Межрегионального органа управления в сфере туризма в форме координационного совета или межрегиональной ассоциации; развитию Байкальской системы информации и маркетинга; совместному продвижению рекламного бренда озера Байкал, являющегося главным туристским объектом региона, поддержке международной туристской выставки «Байкал-тур», а также участию единым стендом в международных и российских выставках; совместному участию в развитии материальной базы и инфраструктуры туризма; участию в совместных проектах, в том числе в проектах: «Чайный путь», «Транссибирская магистраль», «Великие озера Азии», «Байкало-Монгольская Азия», «Большая Байкальская Тропа» и в других проектах. Сотрудничество осуществляется на основании регионального плана развития туризма, а также планов выполнения проектов, предусматривающих участие всех заинтересованных сторон Республики Бурятия и Иркутской области. Развитие международного сотрудничества. Развитие международного сотрудничества осуществляется с целью интеграции туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия в международный рынок туризма, формирование стабильного потока туристов из зарубежных стран.

Сотрудничество должно осуществляться по следующим направлениям: изучение и внедрение в деятельность туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия современных технологий организации туристского процесса и высоких стандартов обслуживания, повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности; сотрудничество по линии культурных и побратимских связей между органами местного самоуправления в Республике Бурятия и муниципалитетами зарубежных стран, а также связей между торгово-промышленными палатами; сотрудничество по линии национальных культурных обществ Республики Бурятия; сотрудничество по линии представительств Республики Бурятия в Монголии, на Украине, в Белоруссии; сотрудничество по развитию приграничного туризма с участием приграничных районов Республики Бурятия и аймаков Монголии. Наиболее перспективным на азиатском рынке туризма является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Китаем, Монголией, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия.. Определение и развитие перспективных направлений и видов туризма. Определение перспективных видов туризма в рамках данных приоритетов должно осуществляться по результатам научных исследований, на основании которых разрабатывается их рейтинг, определяются источники и ресурсы развития. По результатам маркетинговых исследований 2012 года, перспективными видами на среднесрочный период (3-5 лет) определены следующие виды: экологический туризм и туризм в условиях природной среды, природоведческие экскурсии; отдых в туристских центрах и зонах с развитой материальной базой и инфраструктурой активного туризма, физической культуры и спорта; отдых в туристских центрах с развитой материальной базой развлекательного бизнеса; пляжный туризм и отдых в лесопарковых зонах; отдых в специализированных туристских комплексах семейного типа с развитой материальной базой для занятий и развлечений детей; зимний туризм; лечебно-оздоровительный туризм на курортах; сельский туризм; городской туризм; культурно-познавательный туризм. Повышение конкурентоспособности туристской отрасли. Повышение конкурентоспособности туристской отрасли должно достигаться за счет нескольких ключевых факторов успеха: улучшения качества материальной базы и инфраструктуры туризма; повышения эффективности управления развитием сферы туризма; повышения профессионального уровня и достаточности кадровой базы; повышения эффективности стратегии субъектов туристской деятельности на рынке, улучшения их структуры, использования новых способов конкуренции, совершенствования предложений и технологий. Поддержания необходимого качества туристских ресурсов и условий их использования; развития смежных и поддерживающих отраслей экономики. Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, фактор качества природных ресурсов имеет доминирующее значение. Общее повышение конкурентоспособности туристской отрасли достигается за счет благоприятного изменения действия всех факторов, предопределяющих, в конечном итоге, прибыльность туристской отрасли. Вместе с тем, достижение позитивных результатов обеспечивается за счет использования организационных резервов, имеющихся как в сфере туризма, так и в связанных с туризмом отраслях.

 

 


 

 


[1] Бурятстат [электронный ресурс] https://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/

[2] Бурятстат [электронный ресурс] https://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/

[3]Байкал финанс [электронный ресурс]https://baikalfinans.com/biznes/v-buryatii-prognoziruyut-rost-valovogo-regionalnogo-produkta.htm

[4] [электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/geograficheskie-osobennosti-razvitiya-aktivnogo-turizma-v-respublike-buryatiya

[5] [Электронный ресурс]Статья от 17.04.15г. https://baikalfinans.com/ekonomika/v-ulan-ude-otkryilas-xii-mezhregionalnaya-turistskaya-vyistavka-%E2%80%93-yarmarka-turizm-i-otdyih-v-buryatii-2015-17042015-14950243.html

[6] Князева И.В., Шевцова Е.В. Маркетинг территорий: курс лекций для студентов очной формы обучения / И.В. Князева, Е.В. Шевцова. - Новосибирск: СибАГС, 2013. - 200 с.


[7] [электронный ресурс] Википедия. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм в Бурятии

[8] Маркетинг территорий - ключ к успеху региона [Электронный ресурс]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: