Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. [6]
Жизненный цикл товара - процесс развития товара и получения прибыли, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. [6]
Так как в официальных статистических источниках не представлена точная информация о числе выездных поездок из Санкт-Петербурга по всему миру, ниже, в таблице №7 будут показаны данные о количестве выездных поездок из РФ по всему миру на 2014, 2015 и 2016 год. Значительную часть среди путешественников занимают жители Санкт-Петербурга. [15]
Табл. 16 Число выездных туристских поездок из РФ (тысяч)
Январь-декабрь 2014 г. (тысяч) | Январь-декабрь 2015 г. (тысяч) | Январь-июнь 2016 г. (тысяч) | |
Всего | 42 921 | 34 390 | |
Финляндия | 4 283 | 3 067 | |
Турция | 4 216 | 3 460 | |
Казахстан | 3 330 | 3 125 | |
Абхазия | 3 282 | 3 824 | |
Египет | 2 880 | 2 244 | - |
Украина | 2 558 | 1 657 | |
Эстония | 1 775 | 1 477 | |
Китай | 1 731 | 1 284 | |
Польша | 1 608 | 1 322 | |
Германия | 1 435 | 1 111 | |
Таиланд | 1 250 | ||
Греция | 1 165 | ||
Испания | 1 140 | ||
Италия | - | ||
Литва | |||
ОАЭ | |||
Азербайджан | |||
Кипр | |||
Болгария | |||
Грузия | |||
Франция | |||
Другие страны | 5 112 | 4 041 |
Опираясь на таблицу 16, необходимо сделать вывод: за прошедшие 3 года (2014-2016 гг.) спрос на выездной туризм среди граждан РФ сократился практически в 2 раза.
Рис. 7 Изменение объема продаж на протяжении ЖЦТ с 2014 г. по июнь 2016 г.
Метод Полли-Кука
Для расчета берутся страны: Турция, Финляндия и Франция.
Средняя величина изменения сбыта:
Среднеквадратическое отклонение:
Если изменение объемов продаж меньше, чем (μ - 0,5σ), то товар находится на стадии спада.
Если изменение объемов продаж превышает (μ + 0,5σ), то товар находится на стадии роста.
Если изменение объемов продаж находится в интервале [μ - 0,5σ); (μ + 0,5σ)], товар находится на стадии насыщения.
μ - 0,5σ=-695-0,5*452,4=695-226,2=468,8
μ + 0,5σ=-695+0,5*452,4=695+226,2=921,2
Табл. 17 Определение стадии ЖТЦ
Товар | Объем продаж в 2014 году, Qit, шт. | Объем продаж в 2015 году, Qi ( t +1), шт. | Δ Qit | (Δ Qit – μ)2 | Стадия ЖЦТ |
Турция | 4 216 | 3 460 | -756 | спад | |
Финляндия | 4 283 | 3 067 | -1216 | спад | |
Франция | -113 | спад |
Как видно из рисунка 7, ЖЦТ исследуемого рынка на данный момент находится на этапе упадка.
На спад влияют множественные факторы, к примеру: экономический кризис, политическая ситуация и т.д.
Опрос и сегментация дали возможность выяснить, что огромное число респондентов предпочитали выезжать отдыхать в Турцию, однако, в связи с политическим конфликтом между Россией и Турцией, выезжать в Турцию многие отказываются из своих патриотических соображений, а также из-за анти-настроений местных жителей к гражданам РФ. Это, несомненно, привело к спаду. Также, опрос помог выявить, что большая доля людей любила путешествовать по Европе и мечтает побывать в США, однако на данной момент не имеют такой возможности в связи с резким скачком валюты, возникшими трудностями с получением визы из-за конфликта между государствами после присоединения Крыма к составу России.