Тема 5.1 Практика воспитательной деятельности.
Классный руководитель. Функции классного руководителя. Типы воспитательных задач и их характеристика. Структура организаторской деятельности. Технология конструирования и осуществления воспитательного процесса.
Тема 5.2 Документальное обоснование воспитательной деятельности.
Планы учебно-воспитательной работы. Требования к планам учебно-воспитательной работы. Примерное содержание воспитательного плана работы классного руководителя. Технология составления воспитательного плана. Структура плана работы классного руководителя. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.
Раздел 6. Воспитательная система школы: концепции и теории
Тема 6.1 Понятие и история становления теории и практики воспитательных систем.
Цели воспитательной системы. Личность школьника и воспитательная система школы. Понятие о едином воспитательном коллективе. Внутриколлективные отношения. Взаимодействие со средой. Этапы становления воспитательной системы. Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы Тенденции и перспективы развития воспитательных систем в различных типах воспитательных учреждений. Современные воспитательные системы.
Методические рекомендации и пособия по реализации учебной программы
Курс «Теория и методика воспитательной работы» рассчитан на аудиторных часов. Изучение курса предполагает выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов.
выполнение обязательно для всех
1. Составление понятийного словаря курса «Теория и методика воспитательной работы».
2. Самостоятельная работа предполагает изучение не только литературы по учебной дисциплине, но и изучение нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи (Закон об образовании, 2012; Школьные образовательные стандарты; Профессиональный Стандарт педагога, воспитателя); Конвенцию о правах ребенка.
Самостоятельная работа студентов по учебному курсу
«Теория и технология воспитательной работы»
№ п/п | Название темы | Виды СРС | Контроль СРС |
1. | Методы воспитания | Заполнение таблицы, отражающей систему методов воспитания. | 2 час. |
2. | Анализ форм организации воспитательной деятельности | На основе самостоятельного изучения литературы по теме подготовить набор схем анализа воспитательных мероприятий различного вида. Посетить воспитательное дело в школе и проанализировать его по схеме. | 2 час. 2 час. |
3. | Педагогическая диагностика | Составление терминологического словаря по теме. Составление таблицы, в которой функции педагогической диагностики соотнесены с ее характеристиками. | 2 час. 2 час. |
4. | Изучение результативности воспитательного процесса | Составление таблицы критериев и показателей результативности воспитательного процесса. | 2 час. |
5. | Диагностика воспитанности школьников | Подбор методик изучения уровня воспитанности школьников. | 2 час. |
6. | Индивидуализация воспитательной деятельности. | Составление и защита программы творческого саморазвития | 4 час. |
7. | Особенности работы классного руководителя с родителями. | Составление картотеки форм работы классного руководителя с родителями. Разработка содержания родительского собрания. | 2 час 4 час. |
8. | Актуальные проблемы в работе классного руководителя | Подготовка аннотации журнальной статьи о работе классного руководителя | 4 час. |
9. | Работа с нормативными документами: ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) ФГОС ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Профессиональный стандарт | Подготовить тезисы: Какие требования выдвигает новый ФГОС? Укажите отличительную особенность нового стандарта? Что понимается под УДД? Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Опишите портрет выпускника основной школы Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? Каковы приоритеты государственной политики в области воспитания? Какие виды внеурочной деятельности выделены в ПС как обязательные в работе учителя-воспитателя? | |
Итого: | 28 час |
Формы отчетности на выбор: реферат, презентация, устный отчет по вопросам.
Список литературы
1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, Н.А. Реан. – М.,СПб.: Питер, 2007. – 299с.
2. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика. / И.З. Гликман. – М.: 2008.– 918с.
3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – Санкт-Петербург, 2005. – 315с.
4. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания /Е.В. Головнева. – М.: Высшая школа, 2006. – 256с.
5. Лемиш, Дафна. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей /Дафна Лемиш; пер. с англ. С.Д. Тереховой. – М.: Поколение, 2007.- 303с.
Нормы оценки знаний п редполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход при проверке знаний и умений. Учитывается рейтинговая оценка успешности освоения программы.
Студент успешно посетивший 90% занятия, выполнивший все обязательные задания по самостоятельной работе получает оценку пять «5».
Студент посетивший менее 90% занятий, но обязательно выполнивший задания самостоятельной работы допускается к экзамену (см. вопросы ниже).
В устных ответах студентов на экзамене, в сообщениях и докладах, а также в письменных работах оцениваются знания и умения по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы); осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи и научной терминологии.
Оценка «отлично»- материал усвоен в полном объеме; изложен логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с современными тенденциями развития педагогики.
Оценка «хорошо»- в усвоении материала незначительные пробелы; изложение
недостаточно систематизировано; отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях допускаются некоторые неточности.
Оценка «удовлетворительно» – в усвоении материала имеются пробелы; материал излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» – основное содержание материала не усвоено,
выводов и обобщений нет.
5. Контрольные задания (вопросы для промежуточного контроля)
1. Сущность понятия воспитания. Специфика воспитательного процесса.
2. Основные закономерности и принципы воспитания
3. Классификация и характеристика основных методов воспитания
4. Сущность и структура воспитательных систем. Характеристика воспитательной системы (любой на выбор студента)
5. Анализ современных концепций и подходов к воспитательным системам школы
6. Внеклассная работа в школе.
7. Характеристика технологии воспитания в современной школе
8. Образовательно-воспитательные цели современной школы
9. Особенности содержания и методов современного воспитания
10. Особенности работы организатора внеклассной работы и классного руководителя.
11. Организация внеклассной воспитательной работы
12. Характеристика основных форм воспитательной работы.
13. Технология КТД
14. История развития института классного руководства в России
15. Класс и классный руководитель в воспитательной системе школы
16. Технология деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса
17. Педагогическая техника в работе педагога. Сущность. Основные принципы.
18. Технология педагогического внушения
19. Технология педагогического требования
20. Педагогический такт
21. Педагогический идеал
22. Сущность и структура педагогического мастерства
23. Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
24. Уровни профессионального развития педагога
Литература
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов ву-зов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.– 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.– 566 с.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. – В 2-х кн. – М., 2005. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова.– М., 2004.– 381 с.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина.– 4-е изд., стереотип. – М., 2005.– 335 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Полякова, Н.Л. Селиванова. – М., 2005. – 336 с.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: в описаниях авторов и последователей / под ред. Н.А. Селивановой. – М., 1998. – 330 с.
3. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999. – 279 с.
4. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М., 1990. – 493 с.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – 144 с
6. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – М., 1987. – 544 с.
7. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие для студентов вузов / Н.Е. Щуркова.– СПб., 2005.– 365 с.
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие/ В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: «МарТ»; Феникс, 2010.- 352 с.
Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: уче. Пос. / И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. -381с.
Периодические издания
1. Народное образование
2. Педагогика
3. СОТИС - социальные технологии, исследования
4. Школьные технологии