Раздел 5. Воспитательная работа классного руководителя




Тема 5.1 Практика воспитательной деятельности.

Классный руководитель. Функции классного руководителя. Типы воспитательных задач и их характеристика. Структура организаторской деятельности. Технология конструирования и осуществления воспитательного процесса.

Тема 5.2 Документальное обоснование воспитательной деятельности.

Планы учебно-воспитательной работы. Требования к планам учебно-воспитательной работы. Примерное содержание воспитательного плана работы классного руководителя. Технология составления воспитательного плана. Структура плана работы классного руководителя. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.

 

Раздел 6. Воспитательная система школы: концепции и теории

Тема 6.1 Понятие и история становления теории и практики воспитательных систем.

Цели воспитательной системы. Личность школьника и воспитательная система школы. Понятие о едином воспитательном коллективе. Внутриколлективные отношения. Взаимодействие со средой. Этапы становления воспитательной системы. Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы Тенденции и перспективы развития воспитательных систем в различных типах воспитательных учреждений. Современные воспитательные системы.

 

Методические рекомендации и пособия по реализации учебной программы

 

Курс «Теория и методика воспитательной работы» рассчитан на аудиторных часов. Изучение курса предполагает выполнение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов.

выполнение обязательно для всех

1. Составление понятийного словаря курса «Теория и методика воспитательной работы».

2. Самостоятельная работа предполагает изучение не только литературы по учебной дисциплине, но и изучение нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи (Закон об образовании, 2012; Школьные образовательные стандарты; Профессиональный Стандарт педагога, воспитателя); Конвенцию о правах ребенка.

 

Самостоятельная работа студентов по учебному курсу

«Теория и технология воспитательной работы»

п/п Название темы Виды СРС Контроль СРС
1. Методы воспитания Заполнение таблицы, отражающей систему методов воспитания. 2 час.
2. Анализ форм организации воспитательной деятельности На основе самостоятельного изучения литературы по теме подготовить набор схем анализа воспитательных мероприятий различного вида. Посетить воспитательное дело в школе и проанализировать его по схеме. 2 час. 2 час.
3. Педагогическая диагностика Составление терминологического словаря по теме. Составление таблицы, в которой функции педагогической диагностики соотнесены с ее характеристиками. 2 час. 2 час.
4. Изучение результативности воспитательного процесса Составление таблицы критериев и показателей результативности воспитательного процесса. 2 час.
5. Диагностика воспитанности школьников Подбор методик изучения уровня воспитанности школьников. 2 час.
6. Индивидуализация воспитательной деятельности. Составление и защита программы творческого саморазвития 4 час.
7. Особенности работы классного руководителя с родителями. Составление картотеки форм работы классного руководителя с родителями. Разработка содержания родительского собрания. 2 час 4 час.
8. Актуальные проблемы в работе классного руководителя Подготовка аннотации журнальной статьи о работе классного руководителя 4 час.
9. Работа с нормативными документами: ФГОС основного общего образования (5-9 кл.)   ФГОС ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)   Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Профессиональный стандарт Подготовить тезисы: Какие требования выдвигает новый ФГОС? Укажите отличительную особенность нового стандарта? Что понимается под УДД? Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Опишите портрет выпускника основной школы Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?   Каковы приоритеты государственной политики в области воспитания?   Какие виды внеурочной деятельности выделены в ПС как обязательные в работе учителя-воспитателя?  
  Итого:   28 час

Формы отчетности на выбор: реферат, презентация, устный отчет по вопросам.

Список литературы

1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, Н.А. Реан. – М.,СПб.: Питер, 2007. – 299с.

2. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика. / И.З. Гликман. – М.: 2008.– 918с.

3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – Санкт-Петербург, 2005. – 315с.

4. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания /Е.В. Головнева. – М.: Высшая школа, 2006. – 256с.

5. Лемиш, Дафна. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей /Дафна Лемиш; пер. с англ. С.Д. Тереховой. – М.: Поколение, 2007.- 303с.

 

Нормы оценки знаний п редполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход при проверке знаний и умений. Учитывается рейтинговая оценка успешности освоения программы.

Студент успешно посетивший 90% занятия, выполнивший все обязательные задания по самостоятельной работе получает оценку пять «5».

Студент посетивший менее 90% занятий, но обязательно выполнивший задания самостоятельной работы допускается к экзамену (см. вопросы ниже).

В устных ответах студентов на экзамене, в сообщениях и докладах, а также в письменных работах оцениваются знания и умения по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы); осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи и научной терминологии.

Оценка «отлично»- материал усвоен в полном объеме; изложен логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с современными тенденциями развития педагогики.

Оценка «хорошо»- в усвоении материала незначительные пробелы; изложение

недостаточно систематизировано; отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях допускаются некоторые неточности.

Оценка «удовлетворительно» – в усвоении материала имеются пробелы; материал излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» – основное содержание материала не усвоено,

выводов и обобщений нет.

 

5. Контрольные задания (вопросы для промежуточного контроля)

 

1. Сущность понятия воспитания. Специфика воспитательного процесса.

2. Основные закономерности и принципы воспитания

3. Классификация и характеристика основных методов воспитания

4. Сущность и структура воспитательных систем. Характеристика воспитательной системы (любой на выбор студента)

5. Анализ современных концепций и подходов к воспитательным системам школы

6. Внеклассная работа в школе.

7. Характеристика технологии воспитания в современной школе

8. Образовательно-воспитательные цели современной школы

9. Особенности содержания и методов современного воспитания

10. Особенности работы организатора внеклассной работы и классного руководителя.

11. Организация внеклассной воспитательной работы

12. Характеристика основных форм воспитательной работы.

13. Технология КТД

14. История развития института классного руководства в России

15. Класс и классный руководитель в воспитательной системе школы

16. Технология деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса

17. Педагогическая техника в работе педагога. Сущность. Основные принципы.

18. Технология педагогического внушения

19. Технология педагогического требования

20. Педагогический такт

21. Педагогический идеал

22. Сущность и структура педагогического мастерства

23. Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности

24. Уровни профессионального развития педагога

 

Литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов ву-зов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.– 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.– 566 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. – В 2-х кн. – М., 2005. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова.– М., 2004.– 381 с.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина.– 4-е изд., стереотип. – М., 2005.– 335 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Полякова, Н.Л. Селиванова. – М., 2005. – 336 с.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: в описаниях авторов и последователей / под ред. Н.А. Селивановой. – М., 1998. – 330 с.

3. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999. – 279 с.

4. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М., 1990. – 493 с.

5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – 144 с

6. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – М., 1987. – 544 с.

7. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие для студентов вузов / Н.Е. Щуркова.– СПб., 2005.– 365 с.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие/ В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: «МарТ»; Феникс, 2010.- 352 с.

Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: уче. Пос. / И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. -381с.

 

Периодические издания

1. Народное образование

2. Педагогика

3. СОТИС - социальные технологии, исследования

4. Школьные технологии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: