Валовый внутренний продукт и другие показатели национального производства.




Валовой внутренний продукт - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования. Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом. Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений, т.е. стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции: ЧВП=ВВП-А. В случае подсчета чистого национального продукта (ЧНП) амортизационные отчисления вычитаются из ВНП. Внутренний доход (ВД) - это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента. Для определения личного дохода (ЛД) из величины ВД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход. Личный доход представляет собой весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов. Если из ЛД вычтем индивидуальные налоги, уплачиваемые гражданами, то получим личный располагаемый доход (ЛРД), который идет непосредственно на потребление и сбережения, а не на уплату индивидуальных налогов, которые включают в себя, в частности, личный подоходный налог, налог на личное имущество, налог на наследство и др.

8.Экономический смысл потенциального и фактического ВВП. Потенциальный ВВП – это ВВП, который мог бы быть произведен при полной занятности. Дело в том, что когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, то потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального ВВП. Потенциальный ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы, то есть уровень безработицы при полной занятности.А полная занятность достигается тогда, когда уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы, а циклическая безработица отсутствует. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики.

9. Совокупный спрос и его структура. Функция. Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Отражает связь между объемом совокупного выпуска и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:1) спрос на потребительские товары и услуги;2) спрос на инвестиционные товары;3) спрос на товары и услуги со стороны государства;4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потре­бители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации при которых товарный и денежный рынки на­ходятся в равновесии.Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен Р, тем < реальные запасы M/P => < и кол-во товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется эффектом процентной ставки, эффектом импортных закупок.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится: инвестиционные расходы фирм, государствен­ные расходы, чистый экспорт.

Функция совокупного (агрегатного) спроса, показывает планируемый уровень расходов населения (домашних хозяйств) и фирм на товары и услуги при каждом уровне совокупных доходов, а также предельную склонность к потреблению, показывающую долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление.

10. Сов. Предложение и его структура. Фун. Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.Кривая совокупного предложения, AS показывает, какой реальный объем национального производства (совокупного выпуска) может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине валового внутреннего продукта (ВВП).Функция совокупного предложения в кейнсианской концепции. Она выражает зависимость между уровнем цен и объемом предложения благ: yS = yS (P). Общее воздействие изменения уровня цен на предложение благ складывается из двух последовательных импульсов: эффекта занятости и эффекта производства.Эффект занятости характеризует изменение равновесной занятости при изменении уровня цен. Когда на рынке труда устанавливается равновесие, цена спроса на труд равна цене его предложения: WD = WS. При этом цена спроса на труд WD = P · yN, где yN - предельная производительность труда. А цена предложения труда, в общем виде, представляется функцией WS = WS (N,P). Тогда условие равновесия на рынке труда принимает вид P · yN = WS (N, P).

На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизон­тальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.

11.Макроэк. равновесие. Эффект храповика. Макроэкономическое равновесие – достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD = AS).Кривая совокупного спроса AD подобна кривой спроса на отдельном рынке, только в другой системе координат. Она иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов в зависимости от изменения уровня цен: чем ниже общий уровень цен, тем выше совокупный спрос, поэтому его кривая на графике имеет нисходящий характер. Объясняется это следующими причинами: эффект процентной ставки - при более высоких ценах процентная ставка повышается, что вызывает вымывание денег из сферы производства в финансовую и ведет к сокращению реального объема национального продукта; эффект богатства - при более высоких ценах реальная стоимость активов с фиксированной стоимостью (например, государственных облигаций) уменьшается, поэтому население воздерживается от приобретения новых материальных ценностей и совокупный спрос снижается; эффект импортных закупок - при более высоких ценах на отечественные товары спрос на них снижается и потребители приобретают больше импортных товаров. Совокупное предложение (AS) - объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. По своей экономической характеристике оно отождествляется с реальным объемом произведенного продукта (ВВП). Графически макроэкономическое равновесие означает совмещение кривых AD и AS и пересечение их в некой точке. Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Основная причина эффекта храповика - ограниченность конкуренции как на многих рынках товаров и услуг, где предложение и, следовательно, цены контролируют крупные фирмы, так и на рынках ресурсов.

12.Экономически активное население и безработица. Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет. Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе и ищут ли они работу). Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны. Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы. Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.

13.Формы безр. Естественный уровень безраб. Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Часть фрикционной безработицы может рассматриваться как добровольная, поскольку люди сами решают оставить свою работу, надеясь найти лучшую. Другая часть фрикционной безработицы является вынужденной: работников увольняют, и они вынуждены искать новое место работы. Структурная безработица – длительная безработица, вызванная упадком отдельных отраслей и изменениями производственных процессов. Она возникает, когда с течением времени в структуре потребительского спроса и в технологиях происходят изменения, которые меняют структуру спроса на рабочую силу: структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест. Циклическая безработица возникает на фазе спада и обусловлена падением совокупного спроса. Эта самая тяжелая и серьезная форма безработицы. Естественный уровень– это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это означает, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Причиной роста естественного уровня безработицы является увеличение продолжительности времени поиска работы.

14.Экон.послед. безработицы. Закон Оукена Последствия: Снижение доходов, Проблемы с психическим здоровьем, Потеря квалификации, Экономические последствия (потеря ВВП), Ухудшение криминогенной ситуации. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Закон Оукена - зависимость между нормой безработицы и темпами роста ВВП, предполагающая, что увеличение безработицы на 1% над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВВП по сравнению с потенциальным на 2,5%.

(Y-Y*)/Y* = -B(u-u*), Y - фактический ВНП; Y* - потенциальный ВНП; u* - циклический уровень безработицы; u - естественный уровень безработицы;
B - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы. Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

15. Инфляция: виды, причины. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Причины: Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии; Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства; изменения сезонных колебаний; изменения темпов производительности; введения государственного регулирования; изменения уровня спроса и предложения (конъюнктура рынка) Виды: ползучая инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран. Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012. Формы: Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен. Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции - дефицит товаров. Инфляция спроса. Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен. Инфляция предложения (издержек); Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: