История развития социальной работы




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Психология социальной работы».

 

 

Выполнила студентка 5 курса 1 группы

Вислых Олеся Михайловна

№ зачетной книжки: 3.08.015

Код специальности: 030302

Проверил преподаватель: Айвазова М.С.

 

Архангельск, 2013.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЁ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

История развития социальной работы

1.Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донаучного? Различия этих периодов в том, что динамика развития была не от теории к практике, а от практики к попыткам объяснить полученные эффекты. Так если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940г.) Донаучный этап развития социальной работы связан с ее стихийностью, бессистемностью и тотальной зависимостью от частной благотворительности и филантропии. Факторы, обуславливавшие ее случайный, не регулярный характер, исключали ее научное обоснование. Это компенсировалось выражением ее теории в неадекватной форме — в мифологической или религиозной, например, в виде религиозных предписаний («заповедей»).

2.Охарактеризуйте этапы становления социальной помощи в России и за рубежом. Периодизация становления соц.работы в России: 1. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси – ΙΧ-Χ вв.). 2. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности – X – начало XVI в. 3. Период церковно-государственной благотворительности – XVI-XVII вв. 4. Период государственной благотворительности – XVIII в. – начало XX в. 5. Период социального планирования – 1917-1991 гг. 6. Период социальной работы – с начала 1990-х гг. …

Выделяют также пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1. Архаический период благотворительности – до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств. 2. Филантропический период – приблизительно до IV-V вв. н. э. 3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности – до начала XVI в. 4. Период государственной благотворительности – до рубежа XIX-XX вв. 5. Период социальной работы, продолжающийся по настоящее время.

3.Какова роль Мэри Ричмонд в становлении соц.работы? Научные методы социальной работы и индивидуальной психотерапии в ее рамках были заложены Мэри Ричмонд, которая в начале ХХ в. работала в одной из американских благотворительных организаций. В 1899г. М. Ричмонд написала «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных организаций». В 1917г. она опубликовала «Социальные диагнозы», где подробнее развила метод, впоследствии получивший название социальной индивидуальной психотерапии. В первых школах США по подготовке социальных работников эта книга стала учебником. По мнению М.Ричмонд главное в социальной работе произвести оценку, поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. С позиций медицинского подхода М. Ричмонд считала бедность социальной болезнью, а дружеских посетителей бедняков социальными врачами, призванными излечивать сложные состояния. Социальные мероприятия по лечению социальных болезней М. Ричмонд разделила на 2 взаимосвязанных метода: 1. Косвенный метод лечения – т.е. воздействие на среду, возможность путем изменения социального окружения влиять на положение (ближайшую среду) клиента в направлении улучшения его состояния; 2. Непосредственный метод лечения – воздействие «ума» на «ум», т.е. предложения, советы, уговоры и т.п. с целью побуждения клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения своего положения. Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с клиентом доверительные отношения. Эти идеи М. Ричмонд легли в основу диагностической школы социальной работы.

4.Что является предметом психологии социальной работы? Предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и определенными группами населения) для оптимизации их социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации.

5.Перечислите функции социальной работы: диагностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), прогностическая, профилактическая.

6.Какие дисциплины являются пограничными с социальной работой? Теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика, социальная психология, политология

7.Какова роль психологии в социальной работе? Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.

8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями помогающих профессий?…………………………….. Дилемма – положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей затруднителен. Главный источник моральных затруднений – конфликт ценностей и интересов. Дилемма в социальной работе чаще всего обусловлена следующими противоречиями: расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника; различие религиозных взглядов социального работника и клиента; несоответствие этнокультурных традиций участников социального действия; несовпедение мнений социального работника и других участников социального процесса.


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.

1. Почему проблема адаптации так активно разрабатывается в психологии и других науках о человеке? Проблема адаптации человека приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной. экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

2.Адаптация - это процесс или результат? Социальная адаптация — это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса. В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только при­способление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окру­жение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации сформи­руются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в об­ществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.………………………………



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: