Социальная психология возникла на стыке двух наук – социологии и психологии.




Причины:

· Наличие такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь общими усилиями этих двух наук.

· Все общественные закономерности (социология) проявляются только через деятельность людей (психология).

· В ситуации совместной деятельности возникают особые типы связи между ними: общение и взаимодействие – анализ их невозможен вне системы психологических знаний.

· Исторически социальная психология развивалась одновременно как в социологических, так и в психологических отраслях.

=> Такое положение СП создает трудности в выявлении как ее предмета, так и круга ее проблем.

3. Репрезентативность показывает, насколько успешно реальный эксперимент представляет эксперимент идеальный, безупречный.

4. Валидность инструмента – его способность измерять именно те характеристики объекта, которые он должен измерять.

5. Устойчивость информации (достоверность) – ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях, она должна быть идентичной.

Способы проверки на устойчивость информации: - Повторное измерение, измерение одного и того же свойства разными наблюдателями.

6. Точность – степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Определяется чувствительностью инструмента.

Мера допустимой точности:

Допустимая мера точности определяется получением качественных результатов.

7. Особенности человека как источника информации:

· Необходимость понять вопрос, инструкцию и все, что требуется от человека;

· Очень большие различия в количестве обладаемой информации;

· Индивидуальные различия в развитии памяти;

· Наличие или отсутствие желания принимать участие в исследовании.

8. Самый распространенный и самый критикуемый метод. Основное направление критики: основное направление критических замечаний – сомнения в достоверности получаемой информации.

Выражаются сомнения к доверию к полученной информации, т.к. информация получается по существу из самоотчета, или самоанализа, испытуемых. А результаты самоанализа ни доказать, ни опровергнуть нельзя.

 

9. экологическая валидность лабораторного эксперимента. Т.е. возможность распространения полученных данных на реальную жизнь.

10. основные характеристики больших групп:

· Специфические регуляторы социального поведения (нравы, традиции, обычаи)

· Образ жизни группы (специфические регуляторы поведения, особенности жизненной позиции)

· Наличие специфического языка (в том числе и профессиональный)

11. количественные пределы малых групп: здесь являются принципиальными. Нижняя граница – 2-3 человека. За верхний предел малой группы принимается реально существующий размер исследуемой группы, продиктованный потребностями совместной групповой деятельности.

12.

*.Формальная группа характеризуется четко заданными позициями всех членов группы, распределением ролей, наличием системы подчинения.

*.Неформальная группа. Характерны стихийность возникновения, отсутствие заданности ролей и системы подчинения. Может возникнуть внутри формальной группы или вне ее.

*.Референтная группа – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Идеальная для данного индивида группа (т.е. «именно так должно быть»).

13. Какая идея лежит в основе социометрического направления исследования малых групп: Связано с именем Джекоба Морена. Он выдвинул идею, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдения структуры межличностных отношений в группе он разработал метод социометрии.

14.социологическое направление исследования малых групп, основные причины повышения эффективности деятельности групп:Связано с именем Элтона Мейо. Проводил Хоторнский эксперимент с 1924 по 1936.Цель эксперимента: решить вопрос о том, как повысить производительность труда сборщиц ролле. Мейо считал, что результаты обусловлены самим фактом участия работниц в эксперименте (осознание важности происходящего, внимание к себе). Появление чувства социабельности. Другая причина – выявление в рабочих бригадах, наряду с формальной, еще и неформальной структуры, оказывая влияние на которую можно повысить производительность.

15. Школа групповой динамикиК.Левина.основная проблематика исследования малых групп в рамках данного направления:

Курт Левин. Выдвинул теоретическую идею, суть которой в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, детерминирующих его.

Основная проблематика в изучаемом направлении:

1. Определение природы малых групп

2. Условия их формирования

3. Условия эффективного функционирования малых групп

4. Нормы отношений в группах (в том числе групповая сплоченность)

5. Проблема лидерства в группах

6. Проблема внутригрупповых конфликтов

7. Способы принятия групповых решений и др.

16. Общение:

· Это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

17. Общественные отношения строятся на основе определенного положения каждого индивида в системе общества. Межличностные отношения складываются на основе определённых чувств людей по отношению друг к другу.

18. Коммуникативная функция общения предусматривает то, что люди в ходе совместной деятельности обме­ниваются различными представлениями, идеями, чувства­ми, настроениями и пр. Это и есть информация человече­ской коммуникации, в ходе которой она не просто передается, но и формируется, уточняется, развивается.

19. Средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаковых систем, которые классифицируются на:

· вербальную

· невербальную

Невербальные знаковые системы:

1. кинесика (жесты, мимика)

2. паралингвистические и экстралингвистические средства

3. проксемика (использование пространства)

4. визуальный контакт

20. Интерактивная функция общения – это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей.

Виды взаимодействия

1) кооперация (виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности)

2) конкуренция (виды взаимодействия, которые препятствуют организации совместной деятельности)

22. Перцептивная функция общения: процесс восприятия одним человеком другого.(понимание целей, мотивов, установок партнера; установление особых эмоциональных отношений близости – привязанность, дружба, симпатия, любовь)

23. Идентификация – уподобление себя другому человеку.

24. Рефлексия – осознание индивидом того, как его воспринимает партнер по общению.

25. Эмпатия – умение понятие эмоциональное состояние другого человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: