Задание по усвоению психологических понятий




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ

«ПСИХОЛ ОГ ИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

 

Задание № 3

 

«Межличностные отношения и взаимодействия»

Выполнила:

Стафиевская А.С.

ВиВ 12-1

№ зач. Книжки В12/22

Проверил:

Дерябин Ю.И.

 

Тюмень, 2012

ЗАДАНИЕ № 3

«Межличностные отношения и взаимодействия»

 

1. (Работа с понятиями).

Задание по усвоению психологических понятий

Тема 9. Активность личности и ее истоки

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Личность – совокупность с оциальных качеств индивида обусловленная генетическим кодом (наследственностью), включенностью данных качеств в социальные отношения, определяющих стиль мышления и поведения, которые формируются и проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, и жизненных ценностей, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий.

Личностный конструкт - способ, при помощи которого человек конструирует свой взгляд на окружающий мир. Могут изменяться, если человек сталкивается с противоречивой информацией, либо оставаться стабильными в течение длительного времени, становясь частью личности.

Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Задатки – врожденно обусловленные анатомо-физиологические и психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Социальная роль личности – стереотипная модель поведения человека, которая определяется нормативными обязанностями в системе общественных или личных отношений.

Задатки – врожденно обусловленные анатомо-физиологические и психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Способности - навыки, позволяющие человеку выполнять определённые задачи, быстро и качественно достигая запланированные результаты.

Одаренность - это единство и взаимопроникновение общих и специальных способностей.

Потребность – внутреннее состояние нужды, недостаток в чем-то или нужда ликвидировать избыток чего-то вредного, выражающееся в зависимости от конкретных условий существования.

Мотив – внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придаёт его деятельности осмысленность.Материальный или идеальный предмет (психический образ данного предмета), который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью его удовлетворяются определенные потребности личности.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Личность Направленность личности Личностный конструкт Личностный смысл Социализация Социальная роль личности Задатки Способности Одаренность
2. Способности Мотив Потребность

 

Тема 10. Социальная психология. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей, как представителей различных общностей, поведение человека в группе, а так же психические характеристики самих этих групп.

Психология – наука о наиболее общих законах развития психики как особой формы жизнедеятельности, её рефлекторной природы.

Межличностные отношения – это результат общения между конкретными людьми, которые, имея свои определенные характеристики, способны выражать свои симпатии и антипатии, переживать и осознавать их. Поэтому специфика межличностных отношений зависит от конкретных людей, между которыми они возникают.

Малая группа – совокупность людей, взаимодействие которых выступает в форме непосредственных личных совокупность людей, контактов и эмоциональном взаимодействии. Члены группы объединены общей целью, совместной деятельностью, они осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей.

Конформизм – разновидность социального воздействия, результатом которого является показное подчинение воле большинства.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа людей со специальными органами управления объединенных общими целями, задачами, ценностями совместной деятельности.

Команда (в управлении) – объединенная общими деловыми и нравственными связями группа людей, выступающая как основа эффективной организации, имеющая общие цели взаимодополняющие способности и обладающая развитым чувством ответственности за достижение поставленных целей.

Корпорация – это группа, объединенная внутренними целями, стремящаяся свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и в самооценке.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Психология Социальная психология Межличностные отношения Конформизм
2. Малая группа Коллектив Корпорация Референтная группа

 

Тема 11. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и массовые психические явления. Толпа.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Большая группа - совокупность людей, которые не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое.

Группа социальная - устойчивая совокупность людей объединенных единством интересов, ценностей и норм поведения находящиеся в системном взаимодействии.

Диффузная группа большая - многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредованно связанных друг с другом.

Толпа – относительно кратковременное, слабо организованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

Классы социальные - большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), по их роли в общественном разделении труда, следовательно, и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

Паника – социально-психологический феномен проявления группового эффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе.

Сплоченность групповая - ценностно-ориентационное единство, близость взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к наиболее значимым для группы объектам, явлениям, событиям.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Большая группа Группа социальная Диффузная группа большая Сплоченность групповая Классы социальные
2. Толпа Паника

 

Тема 12. Социально-психологические особенности межличностного познания и межличностных отношений.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Межличностные отношения – это результат общения между конкретными людьми, которые, имея свои определенные характеристики, способны выражать свои симпатии и антипатии, переживать и осознавать их. Поэтому специфика межличностных отношений зависит от конкретных людей, между которыми они возникают.

Общение – определенный уровень взаимопонимания и межличностного взаимодействия людей включающий в себя обмен информации между ними, какую-либо совместную базовую деятельность и сопереживание (взаимное понимание или непонимание), выработку единой стратегии взаимодействия.

Механизмы межличностного восприятия – это присущие человеческой психике спонтанно действующие алгоритмы восприятия и обработки информации от других людях, дающие максимально быструю оценку значимости последней.

Проекция - перенос на того, кого мы познаем, своих собственных особенностей и состояний; при этом осуществляется приписывание другим людям как позитивных, так и негативных черт и свойств, которых у них в действительности нет.

Аттракция - процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Идеализация – наделение объекта познания исключительно положительными качествами, вне зависимости от реального поведения; этот механизм проявляется не только в завышении оценки позитивных особенностей личности, но и в преуменьшении негативных.

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека, его чувств и переживаний.

Стереотипизация – это стремление строить выводы на базе ограниченной информации. когда образ другого заменяется штампом, т.е. обобщенным и упрощенным представлением о нем с точки зрения его принадлежности к возрастным, этническим, профессиональным и иным социальным группам.

Рефлексия – способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция - процесс приписывания причин и мотивов поведения другим людям на основе обыденного анализа их личностных качеств или особенностей ситуации, в которой они действуют.

Межличностное взаимопонимание предполагает эмоциональное и рациональное понимание.

Эмоциональное понимание – постижение личностных особенностей дуг друга с помощью эмоций.

Рациональное понимание – это логически оформленный и сложный мыслительный процесс установления точности суждений, представлений о человеке, его реально существующих чертах характера, свойствах личности, мотивах поведения.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Межличностные отношения Общение
2. Механизмы межличностного восприятия Проекция Аттракция Идеализация Эмпатия Стереотипизация Рефлексия Каузальная атрибуция
3. Межличностное взаимопонимание Эмоциональное понимание Рациональное понимание

 

2. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, раскрыть основные вопросы тем:

Тема. Социальная психология.

1. Что изучает социальная психология?

Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. В фокусе её внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей в обществе, их включенность в различные социальные группы.

Психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Группа имеет собственные особенности, не совпадающие с индивидуально-психологическими свойствами членов, к ней принадлежащих. Именно эти групповые особенности и поведение человека в группе изучает социальная психология.

2. Охарактеризуйте пример, как приём психологического воздействия.

Воздействие психологическое -влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания или подсознания, трансформация эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

3. Большие социальные группы. Что представляет собой социальный класс?

Классы социальные - большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), по их роли в общественном разделении труда, следовательно, и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

Литература. См. ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ).

 

Тема. Психология толпы.

 

1. Что такое толпа?

Толпа –этоотносительно кратковременное, слабо организованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

 

2. Виды и основные характеристики толпы.

По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий).

Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях.

Третий подвид пассивной толпы — экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.).

 

В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму — экстатическую толпу, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа, т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Среди подвидов действующей толпы можно выделить стяжательную толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий.

 

3. Какие факторы образуют ролевую структуру толпы?

Ø организаторы, которые проводят подготовительную работу по созданию массовых эксцессов, включая планирование, выбор времени и места проведения, а также повод;

Ø зачинщики, развертывающие активную подстрекательскую деятельность, направляющие действия участников, распространяющие провокационные слухи и т.п.;

Ø активные участники, образующие ударное ядро толпы;

Ø добросовестно заблуждающиеся, ставшие участниками эксцессов из-за неадекватного восприятия причин сложившейся обстановки, из-за ложно понимаемого принципа справедливости, под воздействием слухов;

Ø конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву; среди них немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов;

Ø эмоционально-неустойчивые личности, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий окружающих людей; легко внушаемые, быстро заражаемые общим настроением;

Ø любопытствующие личности, наблюдающие со стороны за ходом событий и не вмешивающиеся в них, но своим присутствием усиливающие эмоциональное возбуждение участников эксцесса.

Для организации или умышленного развертывания массовых эксцессов широко используются слухи, угрозы, шантаж, обман, а также провоцирующие действия в виде блокирования движения общественного транспорта, нападения на работников правоохранительных органов и т.д.

 

4. Что такое циркулярная реакция (эмоциональное кружение)?

Циркулярная реакция (эмоциональное кружение)-это нарастающее обоюднонаправеленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.

Например, войдя в комнату, где только что был рассказан анекдот, и все присутствующие громко смеются, вы, как правило, поддаетесь общему веселому настроению, хотя причины смеха вам неизвестны. Вы улыбаетесь так, будто услышали и поняли шутку. Причиной вашего смеха является эмоциональная стимуляция со стороны теперь уже отсмеявшихся людей, осуществляемая на бессознательном, психофизическом уровне. Самое интересное заключается в том, что взрыв вашего смеха, совпадая с угасанием смеха других, вызывает новый взрыв смеха с их стороны. Теперь они смеются уже над вашей, с их точки зрения, неадекватной реакцией. Слыша этот смех, в свою очередь, вы вновь начинаете смеяться.

Это – примитивнейший пример того, что в психологии эмоций называют «циркулярной реакцией». Та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Так она может циркулировать определенное время, и это – первый этап формирования эмоциональной общности.

 

 

Литература. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов.

2 -изд. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

 

3. Тест-контроль. (Интернет-экзамен в сфере профессионального образования).

 

А) Заполнить: «Бланк ответов на тесты».

Б) Для получения зачета по заданию, необходимо верно ответить на восемнадцать тестов.

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ВПИСАТЬ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА. ВЕРНО, ИЛИ НЕВЕРНО.

Личность.

Тест № 1

(выберите один вариант ответа)

Процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, прежде всего системы социальных ролей:

а) личностные ценности; б) социальный статус; в) социальная роль;

г) жизненная позиция; д) нет ответа, дать свой вариант.

(ответ д – социализация)

Тест № 2

(выберите один вариант ответа)

Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, вектор, активность есть …

а) потребности; б) ценности; в) мотивация; г) стимулы.

(ответ в)

Тест № 3

(выберите один вариант ответа)

Положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

А) позиция; б) статус; в) идентификация; г) социальная роль.

(ответ б)

Тест № 4

(выберите один вариант ответа)

Совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя, соответствует понятию …

а) индивидуальность личности; б) устойчивость личности. в) характер личности; г) самоконтроль личности.

(ответ г)

Тест № 5

(выберите один вариант ответа)

Чувственное свойство, заключающееся в подавлении ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых позитивных качеств личности – это …

а) воспитуемость; б) настойчивость; в) воздействие (отрицательное, положительное, нейтральное); г) самообладание.

(ответ а)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: