Что происходит с ребенком?




ПРОБЛЕМЫАДАПТАЦИИ

Процесс привыкания к атмосфере детского сада мо­жет протекать достаточно драматично, со слезами, про­тестом и отказом идти утром в детский сад. Непринятие воспитательницы, обида или страх перед кем-нибудь из ровесников, ужас перед няней, накричавшей однажды, несоответствие желаемого ролевого статуса в группе сверстников и реального статуса — все это может стать серьезной причиной для возникновения неадекватных форм поведения или нервно-психических нарушений.

Что происходит с ребенком?

Стас, 3 года 10 месяцев. Приходит в детский сад с заплаканными глазами (сильно плачет по утрам дома и по дороге в детский сад). В детском саду Стас не пла­чет, но производит впечатление зажатого ребенка. Мальчик наотрез отказывается пользоваться туале­том, терпит, пока не придет домой. Однажды Стас не выдержал и все сделал прямо в штаны в детском саду. Сильные эмоциональные переживания по этому поводу вылились в истерику утром перед детским садом.

Стас часто болеет, и мама забирает сына из детского сада в первой половине дня. Когда Стас при­ходит домой, он часто начинает сильно плакать без причины. Однажды по этому поводу мама попробо­вала поговорить с сыном строгим голосом и у Стаса случилась сильная истерика. Что происходит с ре­бенком? С таким вопросом обратилась мама Стаса к воспитательнице. Плаксивость появилась у Стаса, эмоционального и очень чувствительного мальчика, после того как он пошел в детский сад.

Плаксивость Стаса является единственным выходом, который нашел мальчик в такой трудной для него ситуа­ции: нужно привыкать к совершенно другим условиям. Дома со Стасом, единственным ребенком в семье, в основ­ном занималась мама, потакая всем его капризам. Плакать в детском саду Стас себе не позволяет, зато дома плачет вдвойне, открывая, таким об­разом, своеобразный клапан, накапливающий нервное на­пряжение. Такое подчеркнуто хорошее по­ведение в детском саду и подчеркнуто плохое поведение дома отличает детей с нарушениями в нервной системе. Приведем еще один характерный пример.

«Это плохой мальчик внутри меня»

Мальчик Игорь, 4,5 лет, свое плохое поведение до­ма объясняет родителям таким образом: «Это плохой мальчик внутри меня». А вот в детском саду Игорь ведет себя очень хорошо, он там хороший мальчик. В детском саду Игорь чаще всего играет один со своей обезьянкой Федей, которую принес из дома. Мальчик, по наблюдениям воспитателей, очень зажатый, необщительный и тревожный. Дома Игорь не делится ни с кем из членов семьи своими переживаниями, и от этого неожиданней и тревожней однажды прозвучали для родителей заявления и вопросы сына, например такие: «Я умру?!», «А вдруг я в кого-то превращусь?», «В детском саду гадко!» и т. п. В семье Игоря уже не­сколько месяцев «военное положение» в связи с раз­горевшимся конфликтом между родителями Игоря и старшим поколением.

Родители при такой разнице в поведении ребенка в детском саду и дома (хороший — плохой мальчик) очень часто не понимают причину перемены ребенка и пыта­ются всячески воздействовать на свое чадо, как в случае со Стасом мама пыталась поговорить с сыном строгим голосом. Выравнивание поведения дошкольника в таких случаях целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Найти в детском саду такие занятия для ребенка, ко­торые позволят ему быть самим собой, позволят вы­разить ему самые разнообразные чувства и пережи­вания. Для Стаса и Игоря таким занятием, которое помогло им раскрыть себя, стали игры за ширмой. От лица кукольных персонажей мальчики стали выра­жать не только положительные, но и отрицательные эмоции: их персонажи спорили, ругались, мирились и т. д. Специально для Стаса придумали героя сказочных историй по имени Сережа, который без конца плакал. Стасу самому пришлось придумывать различные варианты способов преодоления слез у Сережи. Взглянув таким образом на себя со сторо­ны, Стас стал меньше плакать и расстраиваться дома по пустякам. Такое имя плаксе дали не случай­но: имя Сережа начинается с той же буквы, что и имя Стаса. Такое подобие, но не сходство с главным героем помогает, взглянув на свои гипертрофиро­ванно усиленные недостатки, их преодолеть. Что и произошло в данном случае.

2. Придумать родителям для ребенка способы снятия напряжения, то есть составить своеобразное «меню удовольствий». Так, разговоры со Стасом строгим голосом были на время отменены. Родители Стаса и Игоря поняли, что такое плохое поведение сыновей не детская вредность, а своеобразная психологиче­ская защита в трудной для них ситуации. В детском саду Стас стал пользоваться туалетом сначала в присут­ствии родителей, а потом и самостоятельно. Заме­тим, что у детей дошкольного возраста протестные реакции при проблемах адаптации захватывают сферу потребления пищи (ребенок не ест или не пьет ничего в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей (тогда ребенок не ходит в туалет в детском саду). Протест звучит таким обра­зом: «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Алиса, 3 года 8 месяцев, для того чтобы сдержать позывы в туалет, легла на пол в группе детского сада и стала кататься по полу. Девочка наотрез отказы­валась ходить в туалет. Дима, 3 года, заставлял роди­телей ежедневно забирать все свои вещи из детского сада. На прогулку одевался сам и собирал все вещи из своего шкафчика в мешок. Только при таком условии мальчик шел гулять вместе с ребятами.

При подобных реакциях детей понимающее отно­шение взрослых поможет ребенку преодолеть трудности адаптации к детскому саду. Известно, что период посту­пления ребенка в детский сад является нормативным се­мейным стрессом. В функциональной (здоровой) семье период адаптации ребенка к детскому саду проходит до­статочно гладко, а вот в дисфункциональных семьях (се­мьях, которые не могут справиться с проблемами) этот период протекает по-особому. Он зависит от индивиду­альных особенностей самого ребенка и всей семейной системы в целом.

«Не хочу, не буду!»

Артем, 5 лет. В детском саду отказывается спать в тихий час, хотя дома днем ложится спать без возражений. На приготовления ко сну мальчик реагирует слезами и даже не подходит к своей кроватке. Артем ложится спать в углу на мате прямо в одежде, где и засыпает, свернувшись клубочком. Уговоры, убеждения и внушения педагогов по поводу целесообразности использования кроватки для сна остались без внимания со стороны мальчика. Педагоги разрешили мальчику спать там, где он хочет, и так, как он хочет.

Воспитанием Артема до шести лет занимались мама и бабушка, в детский сад мальчика отдали для того, чтобы приучить перед школой к коллективу. После первых же дней пребывания в детском саду Артем стал просыпаться ночью с криками: «Не хочу, не буду!», долго плакал по ночам и твердил, что не хочет ходить в детский сад. Каждое утро у мальчика также начиналось слезами по поводу детского сада.

У Артема проблемы адаптации заострились его характерологическими особенностями и нервно-психическими нарушениями: повышенная впечатли­тельность, ранимость, страхи и обостренное чувство собственного достоинства, которое всячески поддержи­вается в семье. Кроме этого, у мальчика выражена не­приязнь к младшему брату, которому 3 года.

Артем говорит про брата: «Я его не люблю, он не мой брат!». Мама эмоционально выделяет младшего сына, внешне похо­жего на нее, в отличие от Артема, который является, по словам мамы, точной копией своего отца. С папой мальчиков мама развелась два года назад, и именно с этого периода у Артема начались проблемы в эмоцио­нальной и поведенческой сферах: капризность, упрям­ство, расторможенность, грубость и агрессивность по отношению к брату, нарушение правил поведения и т. п.Артем боится темноты и боится оставаться один. Страхи старшего сына мама связывает с пси­хической травмой, которая произошла, когда Артему было четыре года (в доме захлопнулась дверь, и маль­чик сильно напугался, оставшись неожиданно один. Артем не переставал плакать, пока мама не влезла в окно и не спасла сына из заточения).

Постоянное сравнение мальчиков в семье происхо­дит не в пользу Артема: у него выискиваются недостатки, а у младшего брата подчеркиваются достоинства. Артем реагирует на это сравнение отказом играть с младшим братом. На вопрос «Скажи, с кем ты живешь?» Артем ответил, что живет с мамой и бабушкой. Брата не назвал и пояснил: «Он ничего не делает, а зачем его называть?»

С мамой в детском саду были проведены психолого-педагогические беседы, разъясняющие причины пове­дения Артема и рисующие перспективы развития ре­бенка при сохранении к нему в семье прежнего отноше­ния. Изменение отношения к мальчику со стороны мамы (подчеркивание позитивных сторон личности) принесло видимые результаты: мальчик стал в тихий час ложиться спать в свою кроватку и спокойно засыпать. У Артема наладилось игровое взаимодействие со сверстниками в детском саду, дома уменьшилась агрессивность по отно­шению к брату.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: