Модуль 3. Психология познания.




Факультет психолого-социальной работы

 

Самостоятельная работа

 

по дисциплине:

 

 

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Выполнила студентка 1 курса

заочной формы обучения

Логинова Дарья

Проверил: Щукина Мария Алексеевна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

Задания для самостоятельной работы

Модуль 1. Психология как наука.

Задание № 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика житейских и научных психологических знаний». Для заполнения используйте материал из Лекции № 1 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

 

Знания Характер знаний Особенности передачи знаний Характеристика ограничений знаний
Житейские психологические интуитивный Люди не хотят перенимать опят других людей Люди вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями
Научные психологические Рациональ- ность и осознанность Научная лит-ра, Вербальные средства передачи знания Эксперемент. обширный, уникальный, фактический материал, мотодика, приемы

 

Задание № 2. Напишите эссе на тему «Зачем психология социальному работнику?», где раскройте ответы на следующие вопросы.

 

Знания психологии, бесспорно нужны социальному работнику. Они очень важны, в нашей будущей профессии.

Психология изучает психическую деятельность человека (ощущения, восприятие, память, волю, мышление и др.). Она исследует характер мышления человека, восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанную на этой основе интерпретацию событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы. Работа социального работника многогранна и работник, как правило, находиться постоянном в контакте с человеком, которому нужна помощь. Знания психологии личности, мотивации, характера помогут социальному работнику в решении проблемы. Так же эти знания важны в тех ситуациях, когда люди манипулируют другими людьми, обманывают их, и что бы не ошибиться в принятии правильного решения – психологию нужно изучать и применять по возможности на практике.

 

Модуль 2. Психика и сознание.

Задание № 1. Выполните психологический разбор текста.

1. Выберите текст для разбора: рассказ или фрагмент рассказа А.П.Чехова размером 2-3 страницы текста.

2. В выбранном тексте выделите (с помощью цвета, шрифтов и подчеркиваний) следующие психические феномены: психические процессы, состояния, свойства; проявления познавательной, аффективной, регулятивной сфер психики.

3. Используйте следующие выделения. Синим цветом выделить проявления познавательной сферы; красным – аффективной; зеленым – регулятивной. Жирным шрифтом выделить психически процессы; курсивом – психические состояния; подчеркиванием – психические свойства. я

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Хамелеон

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новойшинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверхунаполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади нидуши... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, какголодные пасти; около них нет даже нищих. - Так ты кусаться, окаянный? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, непущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а! Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяногосклада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. Заней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке.Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватаетсобаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: "Не пущай!" Излавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словноиз земли выросши, собирается толпа. - Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой. Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых воротсклада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и,подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. Наполупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да исамый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаетзолотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги идрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенокс острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражениетоски и ужаса. - По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.- Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал! - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляяв кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того нис сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работау меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю непошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от тваритерпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете... - Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. -Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собакраспускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающихподчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает уменя, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькинумать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья этособака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Онанаверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю? - Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы. - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас,как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: какона могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто онадостанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должнобыть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобсорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей! - Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будьдура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие! - Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородиеумный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как передбогом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законесказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежелихотите знать... - Не рассуждать! - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - Угенерала таких нет. У него все больше лягавые... - Ты это верно знаешь? - Верно, ваше благородие... - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - чертзнает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собакудержать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве,то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - недыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!Пора... - А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На мордеу ней не написано... Намедни во дворе у него такую видели. - Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы. - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветромподуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что янашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, можетбыть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, тодолго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку!Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!.. - Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый,сюда! Погляди на собаку... Ваша? - Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! - И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая!Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, ибродячая... Истребить, вот и все. - Это не наша, - продолжал Прохор. - Это генералова брата, чтонамеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч... - Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашиваетОчумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господа! А яи не знал! Погостить приехали? - В гости... - Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Такэто ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе...Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр...Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий... Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочетнад Хрюкиным. - Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь вшинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Задание № 2. В Заполните таблицу «Классификация неосознаваемых психических явлений». Для заполнения используйте материал из Лекций № 5, 6 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

 

Виды неосознаваемых психических явлений Краткая характеристика Примеры проявления
Неосознаваемые механизмы сознательных действий А)неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Б)явления неосознаваемой установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагирования в определенном направлении В)неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения тонические напряжения, мимика и пантомимика.(средства коммуникация и объективные показатели)     Обучение игре в бильярд – обучения начинается с самых простых вещей (как правильно стоять, держать кий, дальше сложнее – как бить, как забить нужный шар, рассчитать все и т.д.) но путем от простого к сложному, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство и кажется что это происходит неосознанно
Неосознаваемые побудители сознательных действий   Действенность – первое отличительной свойство бессознательных проявлений. Второе свойство – состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Фрейд выделил три основные формы это сновидения ошибочные действия, невротические симптомы.   Забывание вещей, имен, намерений. Описки, оговорки    
«надсознательные» процессы Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. Субъект не знает конечного итога, к которому приведет процесс. Неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится. Например, можно любить кого-нибудь, долго, думать все время только об этом человеке и понимать, что вы никогда не будите вместе. Потом произойдет момент, «бессознательный» процесс, который перечеркнет все и вы перестанете думать об этом человеке.
         

Модуль 3. Психология познания.

Задание № 1. Разобрав вопрос о физиологических основах психических процессов, дать комментарии к схеме, обозначив основные части анализатора и их функции.

Структура анализатора

 

 


1 2 3

«Проиллюстрировать» данную схему примерами какого-либо анализатора (слухового, зрительного, обонятельного) по выбору.

ГЛАЗНОЙ АНАЛИЗАТОР - Внешние сигналы → Рецептор → Нервные связи → Головной мозг. Периферической частью зрительного анализатора является сетчатка. Проводящая часть — это зрительный нерв, центральная — зрительная зона коры полушарий.

Задание № 2. Выполните в таблице сравнительную характеристику познавательных процессов (на выбор): 1) ощущения и восприятия; 2) представления и воображения; 3) внимания и памяти; 4) воображения и мышления; т. д. Сравнение (установление сходства и различия между заданными психическими процессами) можно проводить по следующим критериям: определение, функции, теории, свойства или характеристики, классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.

 

Познавательный процесс   определение Свойства Функции виды
  Ощущение   Является чувственным отображением объективной реальности.   Качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущений.   Экстероцептивные - Дистантные (зрительные, слуховые). Контактные (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) Интероцептивные – органические ощущения, боли. Проприоцептивные- ощущения равновесия, движения  
Восприятие Это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном Воздействии физ. Раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.     Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.     Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое. Восприятие пространства, времени, движения.    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: