Наиболее часто встречающиеся факторы, влияющие на поведение подростков




· Безнадзорность и, как ее крайняя степень – беспризорность – отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и лиц, их заменяющих.

· Безнаказанность. Практика свидетельствует, что нередко путь к преступлению многоступенчат: отсутствие должного и своевременного реагирования на нарушения формирует у подростков чувство вседозволенности, вследствие чего могут совершаться более тяжкие проступки, в том числе преступления.

· Недостатки и упущения в организации досуга молодежи, а также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью и осуществляющих профилактическую работу.

· Пробелы в правовом воспитании у значительной части подростков, молодежи.

· Высокая латентность подобных преступлений.

· Недостаточная эффективность всех видов наказаний.

· Ускоренные темпы роста наркомании, пьянства и половой распущенности.

· Вовлечение подростков в преступную деятельность взрослыми преступниками и несовершеннолетними, уже имеющими преступный опыт.

· Значительный процент, по сравнению с законопослушными молодыми людьми, психических заболеваний, неврозов и т.п.

· Отставание в физическом и психическом развитии подростков.

· Возросший общий уровень тревожности, страха, агрессивности, жестокости.

Таким образом, перечисленные негативные факторы могут привести к совершению подростками преступных деяний.

Эффективные уголовно – правовые меры, применяемые к несовершеннолетним, могут реально способствовать предупреждению правонарушений с их стороны и в тоже время обеспечить их исправление.

К ответственности несовершеннолетних следует подходить, руководствуясь общими условиями уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Понимать общественно опасный характер своих действий несовершеннолетние могут в достаточно раннем возрасте, однако возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействий), выбирать правомерный вариант поведения появляется в подростковом возрасте, когда подросток начинает приобретать жизненный опыт.

Способность несовершеннолетнего сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, психическое состояние в ситуации правонарушения определяется психологической или психолого-психиатрической экспертизы.

№30. Криминальные группы несовершеннолетних и их виды

В целях повышения эффективности социальной профилактики важно знать не только общее состояние и основные особенности преступности несовершеннолетних, личность несовершеннолетнего преступника, но и психологию криминальных групп и их характеристику. Эти группы различаются по своей численности, возрастному составу и полу, длительности существования, степени их организованности, сплоченности и самостоятельности, степени и видам криминальной активности и криминальной мобильности. Рассмотрим эти группы по названным параметрам.

В ходе исследования выявлены криминальные группы по возрастному составу:

1) только из несовершеннолетних:

одновозрастные (11-14 или 15-17 лет)

разновозрастные (11-17 лет)

2) с участием взрослого (взрослых) в группе несовершеннолетних:

с одним взрослым

с несколькими взрослыми

близкими по возрасту к несовершеннолетним (18-21 лет)

с взрослыми старших возрастов (от 22 лет и более)

3) из взрослых с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних):

в группе взрослых один несовершеннолетний

в группе взрослых несколько несовершеннолетних.

- По признаку пола группы могут быть:

1) однополые (преимущественно мужского пола и реже женского пола);

2) смешанные (с участием лиц мужского и женского пола).

В этих группах основным видом совместной деятельности является проведение досуга. В ходе этой деятельности соперничество в демонстрации престижных (с точки зрения групповых норм) качеств личности (смелости, героизма, выносливости, находчивости, сообразительности и др.) стимулирует подростков к совершению социально рискованных поступков. Групповые нормы у них не расходятся с законопослушным поведением. Поэтому преступления эти группы обычно совершают из-за легкомыслия, импульсивно, эмоционально. Достаточно бывает установить за этой группой надлежащий контроль, включить ее в социально полезную деятельность, кружковую и секционную работу — и задача профилактики правонарушений будет решена.

-Ко второму типу относятся группы, в которых преступление хотя и совершается случайно, но групповые нормы расходятся с законопослушными установками, при этом не достигая уровня криминальной направленности. Это, как правило, кланы «уличного племени» (подростки крайней степени безнадзорности, бродяжки, второгодники, склонные к употреблению спиртного). В такие группы подростки вытесняются из школ, профтехучилищ, не удовлетворенные своей учебной деятельностью и своим положением в официальной системе отношений коллектива

- К третьему типу относятся группы, в которых групповые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов. Игровое отношение к взглядам и поступкам, переносимое из криминальной субкультуры в мотивацию группового поведения, более всего заметно при изучении групповых норм, ценностей, в которых четко определено отношение к «своим» и «чужим». Эти группы строго оберегают «неприкосновенность своей территории» от вторжения «чужаков», что нередко сопровождается различными видами агрессивного поведения, времяпрепровождение у них сопровождается употреблением алкоголя, азартными играми «под интерес» по своим нормам «честной игры».

Подростки изготавливают и носят кастеты, финки, а нередко и / огнестрельное оружие. Когда такая группа выпадает из поля зрения правоохранительных органов, у нее возникает стремление перенести существующие в ней нравы на все общество. Это проявляется в не провоцированной агрессии к старшим, слабым, «чужакам».

- К четвертому типу относятся группы, специально создаваемые для совершения преступлений. Здесь с самого начала криминальная деятельность является группообразующим фактором и подчинена воле одного человека — организатора группы (лидера). Групповая криминальная установка в них ярко выражена. Групповые нормы ориентированы на ценности уголовной субкультуры. В соответствии с этим определяется и структура группы, распределяются роли в ней: лидер, его доверенное лицо, поощряемый актив, привлекаемые новички. В такой группе отношения дружбы и товарищества отходят на второй план, поскольку вся деятельность группы подчинена достижению криминальной цели.

Анализ установок криминальных групп позволил выявить определенную тенденцию: чем менее организована группа и менее выражены ее криминальные установки, тем разнотипные и «случайнее» совершаемые ею преступления. И наоборот, чем ближе группа по своей организации, структуре и криминальным установкам к типу групп-шаек, банд, тем однотипнее совершаемые ею преступления, тем с большим профессионализмом они совершаются.

№31 Криминальная субкультура несовершеннолетних и ее структура.

Криминальная субкультура — это определенный уровень развития жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управление преступными сообществами, криминальная мифология, привилегии для "элиты", предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к "своим", "чужим", лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.)

Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:

1) стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для "элиты");

2) поведенческие ("законы", "наказы", правила поведения для разных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);

3) пополнения уголовного сообщества "кадрами" и работа с новичками ("прописка", "приколы", определение сфер и зон преступного промысла);

4) опознания "своих" и "чужих" (татуировки, клички, уголовный жаргон);

5) поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных ("разборки", стигматизация, остракизм, "опускание");

6) коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, "ручной жаргон");

7) сексуально-эротические (эротика как ценность, "вафлерство", "парафин", мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.);

8) материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание "общей кассы" для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);

9) досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

10) функция специфического отношения к своему здоровью - от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство - до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.

№32. Групповая агрессия несовершеннолетних. Объекты агрессии группы.

Агрессия (лат. - agressio - приступ, нападение) - мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям.

Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеет чисто социальные причины - и, прежде всего, недостатки воспитания. Большой процент подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной -- с отчимом или, реже, с мачехой.

Этому также способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов.

Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально-неблагополучных семей.

Связанная с ней асоциальная субкультура распространяется в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бывают увлечены ее внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Связанные круговой порукой и жестокими правилами, преступные группы подростков и юношей обеспечивают своей деятельностью существование асоциальной субкультуры.

Агрессия преступной группы выражается в:

1) попрании прав личности, выражающемся в агрессивном, жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;

2) отсутствии чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;

3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;

4) паразитизме, эксплуатации «низов», глумление над ними;

5) обесценивании результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;

6) неуважении прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

7) поощрении циничного отношения к другим людям.

№33. Психологическая характеристика осмотра места происшествия.

Применительно к следственной деятельности выделяются следующие ее психологические составляющие:

поисковая /поиск и обнаружение информации/;

познавательная /сбор информации о событиях преступления/;

реконструктивная /воссоздание события преступления/;

удостоверительная /фиксация полученной информации и вещественных следов в предусмотренной законом документальной форме/;

коммуникативная /организация общения с участниками уголовного процесса/;

организационная /организация и управление производством следственных действий /.

Эти психологические компоненты составляют все следственные действия, без исключения. Безусловно, в каждом следственном действии отдельные компоненты имеют разную значимость и выполняют специфические функции.

Каждое преступление приводит к определенным, изменениям материальной обстановки, отражается в сознании людей. Различны преступления, различна и та обстановка, в которой они совершаются, та материальная среда, на которую воздействует преступник при достижении преступного результата, те последствия, которые влечет преступление.

Изменения в обстановке места происшествия могут быть обнаружены, зафиксированы, исследованы и использованы в качестве доказательств. Психологическая сущность осмотра места происшествия состоит в процессе собирания информации о событии происшествия для решения вопросов, имеющих значение при рассмотрении уголовного дела.

Осмотр места происшествия характеризуется также следующими психологическими особенностями:

1. Незаменимость

2. Неопределенность следственной ситуации

3. Неотложность

4. Психологический фон преступления

5. Внешние условия

6. Публичность

№34. Факторы эффективности производства осмотра.

Осмотр места происшествия - это вид сложной, комплексной деятельности, состоящий из действий следователя, сотрудников органа дознания, специалистов и понятых, при руководящей роли следователя. Деятельность следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах.

Эффективность осмотра места происшествия в значительной степени обусловлена наличием у следователя глубоких криминалистических знаний. Исходя из них, он ведет отбор в соответствии с отнесением информации к преступлениям. Так, зная основные закономерности образования следов, характер наиболее типичных из них для различного рода преступлений, следователь строит мысленно модель преступного события. Пользуясь такими моделями, он ведет поиск следов преступления не путем восприятия и общей оценки всего того, что он увидел на месте, не наугад, не случайно, а продуманно и целенаправленно.

Успех осмотра места происшествия в решающей степени зависит от мыслительной деятельности сотрудника, его интуиции, мысленного моделирования события. При этом нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих одной версии, нужно исследовать любой обнаруженный факт, явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки, ибо версии и модели события могут быть ошибочными, возможна инсценировка события.

В обстановке острого дефицита времени и информации на месте происшествия активно проявляется процесс воображения.

Эффективность осмотра места происшествия обусловлена следующими факторами: 1. Квалификация следователя. Осмотр места происшествия требует хороших знаний уголовно-процессуального законодательства, тактических приемов осмотра, умения применять технико-криминалистические средства.

2. Настойчивость следователя в решении постав ленных задач. Известно, что следователю при осмотре зачастую приходится работать в весьма неблагоприятных условиях: в сильный мороз, дождь, в грязных подвалах или на запыленных чердаках, осматривать разложившийся труп, обследовать выгребные ямы, свалки и т. д. Без проявления необходимой настойчивости и терпения при таких обстоятельствах осмотр может быть проведен неэффективно.

3. Своевременное привлечение к осмотру необходимых специалистов: криминалистов, судебных медиков, авто-техников, пожарных техников, кинологов и др. Анализ практики показывает, что в случае, например, привлечения специалистов-криминалистов к осмотру результативность его возрастает в 5-6 раз.

4. Квалифицированное применение технико-криминалистических средств. Многие следы, микрообъекты и другие вещественные доказательства могут быть обнаружены и изъяты лишь при использовании технико-криминалистических средств. В случае привлечения специалиста-криминалиста применение таких средств следователь возлагает на него. Однако из-за ограниченности штатов таких специалистов две трети осмотров мест происшествий следователь проводит самостоятельно. Это требует от него умения собственноручно применять имеющиеся у него на вооружении технические средства, следить за постоянной их готовностью к использованию.

5. Своевременное прибытие следователя на место происшествия. Чем быстрее следователь прибывает на место происшествия, тем больше имеется возможностей для обнаружения важных вещественных доказательств и раскрытия преступления по "горячим следам".

№35. Место происшествия как источник информации об особенностях личности правонарушителя.

При осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих версии следователя, поскольку она может быть неверной. Нужно исследователь любой обнаруженный факт, явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки. Все это необходимо не только потому, что первая выдвинутая следователем версия, его модель события могут оказаться ошибочными. Нельзя сбрасывать со счетов возможность инсценировки, подготовленной преступником на месте происшествия.

В ходе проверки версии может обнаружиться несостоятельность первоначальной версии. Проявляется основное свойство мышления – открывать новые признаки объекта через включение его в новые связи. В новых связях те же предметы, как известно, выступают в новом качестве. На основе этого анализа возникает новая система обстоятельств, а вместе с нею и новые версии.

Задача первая – собрать всю информацию, кот-ая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.

Вторая задача – проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли происшедшее событие.

Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия.

Осмотр места происшествия позволяет получить сведения не только о событиях преступления, но и о многих особенностях личности преступника (физических, биологических, психологических). Преступление как один из видов сознательной целенаправленной деятельности человека отражает многие особенности личности правонарушителя, поэтому при совершении преступления «доказательства возникают неизбежно, а сам процесс их возникновения носит закономерный характер»*. Между результатом преступных действий и личностью правонарушителя прослеживается объективно существующая связь. Она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях обстановки места происшествия.

№36. Психологическая сущность допроса

Допрос есть одно из средств познания следователем событий, фактов.и обстоятельств/не наблюдаемых непосредственно, путем восприятия речи лиц, свидетельствующих об этих фактах, обстоятельствах, событиях. Допрос можно рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое законом воздействие на мыслительную,' эмоциональную, волевую сферы последнего с целью получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие и известных ему событиях, фактах, отношениях.

Поскольку основное в допросе - это информация, передаваемая допрашиваемым, следует проанализировать ее особенности, основные из которых сводятся к следующему.

1. Процесс передачи допрашиваемым информации начинается после получения соответствующей задачи от следователя.

Допрашиваемый не может передать какую-либо информацию, не решив первоначально целого ряда сложных мыслительных задач. Решаемые допрашиваемым задачи в основном могут быть направлены: на вспоминание фактов, событий; на продумывание суждений по поводу лиц, событий, фактов; на установление взаимосвязей, причин, следствий между фактами, событиями, лицами.

Процесс решения допрашиваемым мыслительных задач определяется двусторонней деятельностью: с одной стороны, мыслительные задачи ему ставит следователь, а с другой стороны, целую серию дополнительных мыслительных задач ставит себе он сам.

Результаты допроса во многом определяет предварительное прогнозирование следователем тех мыслительных задач, которые будет ставить перед собой допрашиваемый, устранение (методами воздействия) такой направленности мыслительной деятельности допрашиваемого, которая будет препятствовать, затруднять решение задач, поставленных следователем.

2. Словесная передача информации всегда непосредственно связана с предварительным или вызванным в ходе допроса наличием желания, интереса, потребности передать следователю словесное описание события или отдельных его элементов. Процессы вспоминания, решения других мыслительных задач зависят от субъективных состояний носителя информации. От этого зависят не только активность вспоминания, решения мыслительных задач, но также полнота и четкость словесного изложения восстановленных в памяти образов и деталей прошлого события. Информация может быть 'сознательно существенно искажена, если интересы допрашиваемого не совпадают с интересами следователя, а достижение его интересов, целей зависит от конечного вида восстановленной модели события.

3. Передаваемая информация должна быть основана или на имеющемся у допрашиваемого мысленном образе события, факта, или на процессе вспоминания, восстановления этого образа, связей.

В процессе допроса допрашиваемый излагает не само воспринятое, а только свое воспоминание этого воспринятого, сохранившуюся мысленную модель его. Поэтому время, прошедшее между восприятием и изложением воспринятого на допросе, способно изменить даже само понимание, оценку воспринятого ранее. На подобное изменение влияют последующие восприятия, потеря остроты восприятия, действия, совершаемые допрашиваемым в течение времени, прошедшего с момента восприятия события.

4. При допросе свидетеля, подозреваемого, обвиняемого во всех случаях с их стороны требуется активная мыслительная деятельность. Это необходимо для правильного понимания мыслительных задач, которые ставит следователь, для оживления в памяти образа прошлого события, для связного изложения и передачи в процессе речевого контакта всех элементов этой мысленной модели. Наконец, активная мыслительная деятельность необходима и для восприятия методов воздействия со стороны следователя, направленных как на оживление в памяти определенных обстоятельств, на облегчение процесса решения мыслительных задач, так и на изменение имеющейся у допрашиваемого отрицательной установки по поводу изложения информации прошедшего события, фактов.

Цели передачи информации следователем допрашиваемому могут быть следующие:

· возбуждение интереса, желания передать имеющуюся информацию;

· постановка конкретных мыслительных задач на передачу информации;

· оказание помощи при мысленном воссоздании события допрашиваемым, активизация его мыслительной деятельности, изменение психических состояний.

№37. Психологические особенности основных стадий допроса.

В начальной стадии допроса решаются следующие задачи:

· устанавливается первичный контакт с допрашиваемым, ему объясняется цель и правовое основание вызова, удостоверяется личность допрашиваемого;

· допрашиваемому лицу разъясняются его процессуальные права и обязанности;

· устанавливаются сведения о личности допрашиваемого и его взаимоотношениях с другими проходящими по делу лицами.

В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать общую активность допрашиваемого лица, получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии, определить отношение к правосудию, данному следственному действию, к личности самого следователя. Следователь устанавливает коммуникативный контакт с допрашиваемым лицом.

Коммуникативный контакт – система приемов оптимизации отношений между общающимися лицами.

Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности допрашиваемого лица.

При допросе поведение следователя должно быть естественным, спокойным, уверенным и достойным, при этом ему следует категорически пресекать проявления недисциплинированности, бескультурья, речевой распущенности со стороны допрашиваемых лиц.

На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предоставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельствах расследуемого.

На детализирующей стадии допроса основными задачами являются:

· восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенности высказываний, выяснение противоречий;

· оказание мнемической помощи для более полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

· получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

· диагностика причин умышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий;

· диагностика и изобличение ложных показаний;

· оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения правдивых показаний.

На заключительной стадии допроса основная задача следователя состоит в полной и объективной фиксации полученных показаний. Здесь необходимы точная формулировка, адекватные ранее данным устным показаниям.

Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформулированы в иной речевой конструкции. Закон требует фиксации в протоколе допроса всех полученных сообщений по возможности дословно. Протокол допроса должен отразить весь процесс допроса.

№38. Психологические особенности непроцессуальных стадий формирования показаний.

Показания свидетелей и потерпевших формируются в процессе взаимодействия личности с различными объектами окружающей действительности, изменяясь под влиянием различных факторов и закономерностей. На показания же обвиняемого накладывает отпечаток деятельность по подготовке, совершению преступления и сокрытия следов.

Информация, полученная в досудебной стадии уго­ловного процесса, может быть использована следователем или дознавателем в своей работе весьма разнообразно. В зависимости от способов получения и доказательственно­го значения ее можно разделить на две основные группы - процессуальную и непроцессуальную (ориентирующую).

Для уяснения сути их формирования в судебной психологии принято деление процесса их формирования на стадии или этапы. Профессор Дулов А.В. различает 12 стадий, однако, более общепринятыми и обоснованными является деление на 4 этапа, имеющих более четкое разграничение:

1. Получение, накопление и первичная обработка информации.

2. Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение.

3. Воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.

4. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.

К непроцесуальным относятся 2 первых этапа.

1 этап: получение, накопление и первичная обработка информации

Формирование свидетельских показаний начинается с ощущений и восприятий.

2 этап: запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение

Память определяется как запоминание, сохранение и воспроизведение индивидуального опыта. Поэтому большое значение имеют свойства памяти воспринимавшего, способности сохранять и воспроизводить воспринятое.

По признаку открытости и защищенности законом от разглашения непроцессуальная информация субъектов оперативно-розыскной деятельности подразделяется на гласную - полученную с помощью гласных мероприятий из гласных источников (например, при опросе граждан, оказавшихся на месте происшествия, изучении записей видеокамер наружного наблюдения, открыто размещен­ных в местах массового скопления людей), и негласную - полученную при проведении негласных мероприятий (в частности, оперативного внедрения, контроля технических каналов связи, прослушивания телефонных переговоров и т. п.) от негласного источника (негласного сотрудника оперативно-поискового или оперативно-технического под­разделения либо лица, сотрудничающего с осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность органами на конфиденциальной основе, и т. д.).

Таким образом, непроцессуальная информация, по­лученная вне уголовного процесса, может быть признана в качестве доказательства, если она:

- относится к существенным обстоятельствам дела (ст. 73 УПК РФ);

- собрана, проверена и оценена по правилам ст. 17, 88 УПК РФ, а равно уголовно-процессуального закона, ре­гламентирующего собирание, проверку и оценку доказа­тельств того вида, к которому, в каждом конкретном случае, предлагается отнести непроцессуальную информацию.

№39. Психологические особенности процессуальных стадий формирования показаний.

3 этап: воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.

Этот этап относится к процессуальному этапу формирования показаний, возникает при производстве по уголовному делу. Он начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процессе изложения на допросе ранее воспринятой информации. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.

Запечатленный материал в памяти человека содержится в различной готовности к воспроизведению. Различают актуальный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации достаточно только намерений лица) и латентный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации требуются специальные приемы).

В первом случае достаточно предложения дать показания и это предложение по принципу условного рефлекса, вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминания допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.

В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называется реконструкцией. Реконструкция не является полным, но, по сути, правильным отражением воспринятого.

Латентный слой воспоминаний - это временно забытая информация, а также та часть сведений, которая была воспринята на уровне первой сигнальной системы. Здесь важную роль играют воспоминание и припоминание. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе дачи показаний. Не случайны рекомендации уголовно-процессуального кодекса о начале допроса со свободною рассказа, так как это способствует активизации латентного стоя воспоминаний.

Из этого следует важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как вопрос рассеивает его внимание, нарушает ход мысли, мешает припоминанию фактов.

4 этап: прием, переработка и процессуальное закрепление информации.

Этот этап многими исследователями психологии допроса вообще не выделяется как отдельный, зачастую опускается. По сути дела он является оборотной стороной третьего этапа, т. е. воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации допрашиваемым, так как относится целиком и полностью к другой стороне, к деятельности допрашивающего, психологическим особенностям по оформлению третьего этапа. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации идет почти параллельно третьему этапу, имеет крайне незначительный разрыв во времени между воспроизведением и закреплением информации.

№40. Психологические методы и приёмы, используемые при допросе, и их характеристика.

Психологическую характеристику допроса большинство авторов тесно связывают со стадиями (этапами) производства данного следственного действия. М.И. Еникеев выделяет четыре стадии: начальную, стадию свободного рассказа, детализирующую и заключительную. А.М. Столяренко указывает на пять этапов допроса: подготовительный, этап установления психологического контакта, этап непосредственного допроса, этап завершения допроса, этап психологического анализа и оценки результатов допроса. В.Л. Васильев отмечает шесть стадий: подготовительную, вводную, стадию установления психологического контакта, главную, стадию коррекции показаний и стадию приведения полученной информации в предусмотренную законом процессуальную форму. Несмотря на некоторую разницу во взглядах вышеуказанных авторов и используемой ими терминологии, на основе анализа и сравнения их точек зрения можно сделать вывод, что в них есть много общего. Каждый из них связывает психологические особенности допроса с его подготовкой, установлением психологического контакта (начальной стадией), а также основной (главной) и заключительной (завершающей) стадиями.

Психологическое воздействие в бесконфликтной ситуации может осуществляться путем применения специальных приемов, направленных на снятие психической напряженности у допрашиваемого, укрепление его установки на взаимодействие, а также содействие восстановлению в памяти забытого им материала. Среди них М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков выделяют такие как:

1) постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, направленных на снятие эмоционального напряженности и формирование мыслительной задачи;

2) актуализация интереса к обстоятельствам:

- входящим в предмет доказывания;

- способствующим обнаружению доказательств;

- необходимым для достижения промежуточных целей расследования;

- тактически значимых для допроса других лиц;

3) раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого;

4) раскрытие личностного смысла правдивых показаний;

5)опора на положительные качества и личностные заслуги допрашиваемого лица;

6)оказание мнемической помощи:

- возбуждение ассоциаций по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту;

- привязка к личностно значимым обстоятельствам, разноплановый детализирующий допрос.

Противоположностью бесконфликтной ситуации допроса является ситуация конфликтная или ситуация противодействия. Она характеризуется противоположностью мотивов и напряженностью отношений между участниками допроса, которые могут быть обусловлены различными причинами.

Р.С. Белкин и И.М. Лузгин указывают на следующие психологические приемы диагностики и преодоления лжи, запирательства и введения в заблуждение:

1) приемы эмоционального воздействия:

- побуждение к раскаянию и чистосердечному признанию;

- воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого;

- использование антипатии, питаемой допрашиваемым к кому-либо из своих соучастников;

- использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких вопросов не ждет;

2) приемы логического воздействия:

- предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого;

- предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ним и со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: