Уральский государственный педагогический университет
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
Фамилия: АКОПЯН
Имя ЛИАННА
Отчество АРТУРОВНА
Факультет: ИИЯ
Группа: 502
Руководители практики
от кафедры психологии: Братчикова Ю. В.
Екатеринбург 2011
Практическое задание 1
Психологическая характеристика коллектива группы
В ходе прохождения педагогической практики были собраны и проанализированы данные о коллективе и его жизни. После проведенного анализа можно составить следующую общую характеристику группы:
Данные о группе. Педагогическая практика проходила в УрГПУ ИИЯ на 1 курсе. Мною проводились занятия в группах 102, 103, 104. Сбор информации и более подробный анализ проводился с группой 102. Состав группы: 12 человек (из них 10 девочек и 2 мальчика). Все студенты поступили в университет сразу после окончания школы. В группе есть 1 человек, поступивший по целевому приему и три – на договорной основе.
Успеваемость и дисциплина. В силу того, что студенты – достаточно взрослые, ответственные и мотивированные люди, проблем с дисциплиной не наблюдалось. Только один из студентов систематично прогуливал занятия, что является, на мой взгляд, примером отрицательного отношения к учебе. В группе присутствовали как хорошо, так и плохо-успевающие студенты. Большинство студентов достаточно внимательные, редко отвлекаются, отличаются хорошей памятью, логическим запоминанием, творческим воображением, самостоятельностью в суждениях и выводах, легко выражают свои мысли на иностранном языке, но не всегда правильно употребляют слова. У студентов положительное отношение к учению, широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке. Отрицательного отношения к обучению не было выявлено в группе. Однако можно выделить пару студентов с нейтральным отношением, неустойчивым интересом к результатам учения. Возможными причинами такого отношения могут быть переживание скуки или неуверенности.
Основные направления интересов. Студенты заинтересованы в изучении иностранного языка, в общении и поддержании отношений в коллективе. Можно выделить отдельных студентов, которые интересуются информационными технологиями, танцами, кинематографом, но данные предпочтения никак не мешают обучению. Наиболее способные ученики вовлечены в учебный процесс, критично относятся к результатам своей деятельности, признают свои ошибки и стараются их исправить, отличаются высоким качеством усвоения знаний, стремлением к успеху в своей деятельности, к самосовершенствованию.
Общественная жизнь группы. На мой взгляд, группа достаточно активная, с удовольствием принимает участия в различных мероприятиях, хорошо воспринимает творческие задания. Актив группы можно охарактеризовать как дружелюбных, общительных, жизнерадостных, настойчивых в достижении целей, ответственных, решительный студентов.
Характер взаимоотношений в группе. Взаимоотношения в группе можно охарактеризовать как теплые, дружелюбные, спокойно-положительные. Студенты относятся друг к другу с симпатий. На мой взгляд, можно выделить двоих студентов в этой группе, которые пользуются авторитетом. В силу того, что в группе мало мальчиков, то в первое время они чувствовали себя скованно, но они быстро влились в коллектив. Конфликтов в группе не наблюдается. Некоторые из студентов успели действительно подружиться за такой короткий промежуток времени. Их отношения можно охарактеризовать близостью и эмоциональностью, бескорыстием, преданностью, требовательностью и принципиальностью в какой-то мере, искренностью и доверием.
Также был проведен более подробные анализ изучения мотив учения. Студентам была предложена анкета, в которой они должны были указать мотивы к учению и возможные причины, мешающие обучению. Разрешалось выбрать несколько вариантов. Ниже приведена таблица результатов анкетирования. Всего на вопросы ответили 10 человек из группы 102.
Таблица 1 «Изучения мотивов учения студентов»
Вариант ответа | Кол-во отметивших вариант | Количественная и качественная характеристика основного содержания ответов |
Стремление быть полезным людям и обществу | Как видно из результатов анкетирования студенты выделяют наиболее важные мотивы – желание быть образованным, использовать знания в дальнейшем. То есть преобладают познавательные мотивы. Для студентов также важны некоторые социальные мотивы, такие как понимание социальной значимости учения. Из результатов также видно, что у студентов преобладает внутренняя мотивация. Все вышеуказанные мотивы способствуют увеличению качества обучения | |
Желание быть образованным | ||
Желание использовать знания в дальнейшем | ||
Получить аттестат зрелости | ||
Требования со стороны взрослых | ||
Приятно узнавать новое | ||
Желание получить хорошую отметку | ||
Стремление получить похвалу | ||
Опасение подвести коллектив | ||
Привычка учиться | ||
Боязнь наказания | ||
другое |
Таблица 2 «Изучение причин нежелания учиться»
Вариант ответа | Кол-во отметивших вариант | Количественная и качественная характеристика основного содержания ответов |
Увлечение другими делами | Большинство студентов указали причину – лень. Им зачастую просто неинтересно на парах, поэтому они увлечены чем угодно, но не учебой. Также были указаны причины: негативное отношение к учителю, недосыпание, Интернет, совмещение с работой. Некоторые причины вызваны именно учителем, и не зависят лично от студента. Однако, на мой взгляд, большинство причин связаны со студентом, его характером и образом жизни, поэтому их устранение зависит целиком и полностью от самого студента. | |
Не желание преодолеть трудное | ||
Лень | ||
Неумение самостоятельно работать | ||
Неверие в свои силы | ||
Недоступность учебного материала | ||
Отсутствие режима и условий занятий | ||
другое |