А» класса МОУ «Добринская ООШ»




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

по специальности 020201 – биология

 

Студента 5-го курса очной формы обучения ____________ Лазуна В.Н.

 

Калининград

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Схема изучения классной группы.

 

I. Общие сведения.

 

1. Количество учащихся.

18 человек.

2. Возрастные особенности.

 

Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;

Формированиесамооценки и характера.

Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

Появление сексуальных влечений и интересов;

Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

 

3. Соотношение полов.

В 7 «А» класса 11 мальчиков и 8 девочек.

4. Когда был сформирован класс.

Класс сформирован в 1 классе, вместе учились 5 лет – 1, 2, 3, 5 и 6 класс.

5. Была ли смена классного руководства и педагогов.

С 1 по 5 класс был один классный руководитель. Все предметы вёл один учитель. С 5 класса новый классный руководитель и разные преподаватели на всех предметах.

 

II. Социально-психологическая структура (Методы социометрии).

 

1. Характеристика официальных лидеров.

В 7 «А» классе официальным лидерами являются:

Самохвалова Карина – староста, отличница.

 

Характеристика ученицы 7 класса

МОУ «Добринская ООШ»

Самохваловой Карины Андреевны

 

Дата рождения: 17.09. 1998

Карина воспитывается бабушкой, родители девочки погибли в автокатастрофе. Карина хорошо развита физически, не болеет, состояние здоровья соответствует норме, она имеет основную группу здоровья.

Карина учится на «отлично», посещает школу с большим удовольствием. Ко всем предметам она одинаково ответственно относится, не пропускает уроки без уважительных причин.

На занятиях она всегда бывает внимательна, сосредоточена, проявляет интерес к предъявлению учителем нового материала. Понимает задания учителя с первого раза, она с лёгкостью воспроизводит материал как только что изученный, так и домашний. У неё хорошо развита речь, большой запас слов, она умеет выражать свои мысли как письменно, так и устно. У девочки хорошо развито воображение.

В общении с одноклассниками и учителями она несколько стеснительна и сдержана. Если что-то не получается, она с головой уходит в решение проблемы. Она самостоятельна, уверена в своих знаниях, поэтому её самооценка высока.

Несмотря на свою стеснительность и скромность, она может быть решительной и волевой, если того требует ситуация.

Карина – хороший товарищ, уважительно относится к одноклассникам, учителям и всем взрослым, работающим в школе. Она никогда никому не может нахамить, не бывает груба. У неё есть друзья как в классе, так и в школе.

 

2. Характеристика неформальных лидеров.

Для выявления неформальных лидеров использовался один из наиболее известных тестов, используемых для достижения данной задачи.

 

Данный тест состоит из двух вопросов:

1. Кому из одноклассников вы доверяете больше всего?

2. Кому из одноклассников вы доверяет меньше всего?

 

Ученикам было предложено конфедециально ответить на эти вопросы. На основе полученных ответов, неофициальными лидерами были определены:

На первом месте – Герлиц Филипп

На втором – Самохвалова Карина

На третьем – Корякин Василий

 

Характеристика ученика 7 класса

МОУ «Добринская ООШ»

Корякина Василия Александровича.

 

Дата рождения: 24. 04.1998.

Общее физическое развитие соответствует норме, имеет основную группу здоровья.

Не имеет никаких хронических заболеваний, простудными заболеваниями болеет не часто, пропусков по состоянию здоровья мало.

Успевает по всем предметам на «отлично», кроме русского и немецкого языков, по которым он успевает на «хорошо».

Воспитывается в многодетной семье и является младшим ребёнком.

На уроках сосредоточен, произвольное внимание развито очень хорошо.

Учебный материал воспринимает осмысленно, внимательно слушает объяснения, поэтому не переспрашивает и не требует повторного разъяснения. Воспроизводит материал с лёгкостью и уверенностью, никогда не заучивает материал механически. Речь развита достаточно хорошо, обладает большим запасом слов, ему не составляет труда выражать свои мысли как письменно, так и устно.

У Васи развито воображение. Может быть подвержен разному настроению: бывает мрачным, молчаливым, а бывает слишком разговорчивым. Самостоятелен, при какой-либо неудаче бывает настойчивым и старается обязательно решить проблему.

Осознаёт, что домашний психологический климат большей частью очень тяжелый, и в результате у него низкий уровень стрессоустойчивости.

Легко вступает в контакт, общителен, поэтому имеет много друзей не только в своём классе, но и вообще по школе. К учителям относится достаточно уважительно, ему не надо делать замечания дважды.

 

 

Характеристика ученика 7 класса

МОУ «Добринская ООШ»

Герлица Филиппа Эдуардовича

 

Дата рождения: 15. 10. 1998

По своему общему физическому развитию не отстаёт от сверстников, занимается в основной группе здоровья.

Успевает на «хорошо» и «удовлетворительно». Воспитывается в полной семье, есть старший брат, учащийся 9 класса этой же школы; поведение и успеваемость которого являются проблемой для всех учителей-предметников.

В начале урока Филипп может быть сосредоточенным и внимательным, но быстро устаёт, внимание ослабевает, и он теряет интерес к теме занятия. Задания учителя не воспринимает с первого раза, может неоднократно подходить и просить разъяснения. На уроке бывает болтлив, неусидчив, требует к себе повышенного внимания учителя.

Филипп обладает хорошо развитой памятью, он учит материал не механически, а осмысленно. Иногда он может выразить свою мысль достаточно понятно, а иногда ему не хватает запаса слов. В целом речь Филиппа развита и эмоциональна.

Он имеет богатое воображение, часто бывает несдержан в проявлении своих чувств. Он может быть грубым, дерзким, подвержен резкой перемене настроения. Иногда бывает весёлым и радостным, а иногда угрюмым и неразговорчивым. Если что-то не получается, может всё бросить, но через некоторое время вернуться к проблеме и с двойным упорством попытаться её решить.

Уровень самооценки Филиппа достаточно высок.

Ему нравится, когда одноклассники с ним считаются, просят его совета, спрашивают его мнение. Филипп гордится этим, понимая, что он является лидером в классе. Будучи общительным, он легко вступает в контакт с новыми учащимися и учителями.

 

 

3. Характер взаимоотношений между лидерами официальными и неформальными.

Между официальными и неформальными лидерами отношения доброжелательные, дружные. Самохвалова Карина является отличницей, то есть официальным лидером, в то же время она открыта и общительна со всем классом. В трудных ситуациях всем помогает, чем заслужила доброе отношение всего к себе класса. Класс больше доверяет Герлицу, но старостой назначили Самохвалову, так как она более ответственнавя. Однако отношения между Филиппом и Кариной так же являют дружескими.

 

4. Социометрическая характеристика класса.

 

Стрессоустойчивость личности школьника

 

В 7 «А» классе был поведён тест на выявление стрессоустойчивости личности. Ученикам был предложен тест «Стрессоустойчивость личности школьника». В данном тесте 18 вопросов с тремя вариантами ответов:

редко – 1, иногда – 2, часто – 3.

Вопросы:

 

1. Я думаю, что меня недооценивают в школе. 2. Я стараюсь приходить в школу, даже если бываю не совсем здоров. 3. Я постоянно переживаю за свои оценки. 4. Я бываю агрессивно настроен. 5. Я не терплю критики в свой адрес. 6. Я бываю раздражителен. 7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно. 8. Меня считают человеком настойчивым и напористым. 9. У меня бывает бессонница. 10. Своим недругам я могу дать отпор. 11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности в школе. 12. У меня не хватает времени на отдых. 13. Мне не достаёт власти, что бы реализовать себя. 14. У меня возникают конфликтные ситуации в школе. 15. У меня не хватает времени, что бы заниматься любимым делом. 16. Я всё делаю быстро. 17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт. 18.Я действую сгоряча, а потом переживаю за свои дела и поступки.

 

Ученики выбирали подходящий для них вариант ответа и ставили соответствующую цифру. Цифра ровнялась количеству баллов за каждый ответ. Далее подсчитывалось общее количество баллов за все ответы.

Минимальное количество баллов – 18; максимальное – 54. Чем ниже количество баллов, тем выше стрессоустойчивость личности.

Полученные результаты можно разбить на 9 уровней стрессоустойчивости личности:

 

Очень низкий Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий Очень высокий   50-54 46-49 42-45 38-41 34-37 30-33 26-29 22-25 18-21

По результатам теста основная часть класса относится к «среднему – чуть ниже среднего» уровню стрессоустойчивости.

Крайних показателей стрессоустойчивости не выявлено.

 

У 6 человек из класса «средний» уровень стрессоустойчивости.

4 человека показали уровень «чуть ниже среднего.

3 человека – «ниже среднего».

По 2 человека на уровне «чуть выше среднего» и «высокий».

И 1 человек с «низким» уровнем стрессоустойчивости.

 

Тест на адаптацию к школе.

 

В 7 «А» классе был поведён тест, с помощью которого можно определить адаптацию ученика в школе. Ученикам был предложен тест «тест на адаптацию к школе». В данном тесте представлены 5 вопросов, с тремя различными вариантами ответов.

 

Вопросы:

1. Какая информация для тебя имеет наибольшую ценность? Та, которую ты получаешь от:

А – одноклассников (2)

Б – друзей (1)

В – ТВ, прессы, интернета (0)

Г – учителя (3).

2. Ты слушаешь мызыку и смотришь фильмы, которые:

А – тебе советуют старшие (учителя, родители) (3)

Б – смотрят одноклассники (2)

В – которые понимаешь и любишь только ты (1)

 

3. Когда у тебя проблема, ты идёшь за советом к:

А – родителям (1)

Б – одноклассникам (2)

В – учителям (3)

4. Как ты считаешь, сколько лет нужно учиться в школе:

А – до 9 класса (0)

Б – 12-летнее образование (1)

В – отменить школу за ненадобностью (-1)

5. Чья оценка твоей личности тебя более интерсует:

А – учителей (3)

Б – родителей (1)

В – одноклассников (2)

Г – мне не важно, что обо мне думают окружающие (0)

 

Ученики выбирали подходящий для них вариант ответа и ставили соответствующую букву. Каждый ответ имеет определённое количество баллов, указанное после варианта ответа. Далее подсчитывалось общее количество баллов за все ответы.

Минимальное количество баллов – 1; максимальное – 13.

Чем больше общая сумма набранных баллов, тем выше адаптация к школе у учеников.

Полученные результаты можно разбить на 3 уровня адаптации ученика к школе

 

1 уровень – высокая адаптация (10-13 баллов)

2 уровень – средняя адаптация (5-9 баллов)

3 уровень – низкая адаптация (1-4 балла)

По результатам теста основная часть класса относится к среднему уровню адаптации учеников к школе.

У 12 человек из 18, адаптация к школе была на среднем уровне.

(количество баллов:5, 5, 5, 6, 6, 6, 6, 7, 8, 8, 9, 9 баллов)

У 6 человек выявлена высокая адаптация к школе

(количество баллов: 10. 10, 10, 10, 11, 11, 12 баллов)

Учеников с низкой адаптаций к школе в данном коллективе не выявлено.

 

Тест на адаптацию к обучению.

 

В 7 «А» классе был поведён тест, с помощью которого можно определить адаптацию ученика к обучению. Ученикам был предложен тест «тест на адаптацию к обучению». В данном тесте представлены 8 вопросов, с тремя различными вариантами ответов.

 

Вопросы:

1) Трудно ли тебе просыпаться утром к первому уроку?

А) невыносимо трудно (1)

Б) трудно иногда (2)

В) легко (3)

2) Как быстро ты начинаешь чувствовать усталость в школе?

А) на 1-2 уроке (1)

Б) к 3-4 уроку (2)

В) не устаю совсем (3)

3) Твоё отношение к домашнему заданию

А) готовлюсь к каждому предмету (3)

Б) делаю только то, что хорошо получается и что мне интересно (2)

В) делаю домашнее задание очень редко (1)

4) Сколько времени у тебя уходит на домашнее задание?

А) я трачу столько времени, сколько необходимо (3)

Б) я делаю домашнее задание пока не надоест, часто не завершая работу (2)

В) домашнее задание я списываю у друзей (1)

5) Ты ходишь в школу

А) чтобы пообщаться с друзьями (2)

Б) чтобы получить знания, необходимые в жизни (3)

В) по обязанности (ради аттестата, родителей) (1)

6) Неприязнь к школе вызывают

А) одноклассники (2)

Б) учителя некоторых предметов (1)

В) неприязнь к школе не испытываю (3)

7) Как ты считаешь, учителя

А) недооценивают твои знания (1)

Б) оценивают справедливо (1)

В) иногда переоценивают (3)

8) Ты относишься у учителям

А) с уважением (3)

Б) безразлично (2)

В) отрицательно (1)

 

Ученики выбирали подходящий для них вариант ответа и ставили соответствующую букву. Каждый ответ имеет определённое количество баллов, указанное после варианта ответа. Далее подсчитывалось общее количество баллов за все ответы.

Минимальное количество баллов – 8; максимальное – 24.

Чем больше общая сумма набранных баллов, тем выше адаптация к обучению учеников.

Полученные результаты можно разбить на 3 уровня адаптации ученика к обучению

1 уровень – высокая адаптация (20-24 баллов)

2 уровень – средняя адаптация (14-19баллов)

3 уровень – низкая адаптация (8-13 балла)

 

По результатам теста большая часть класса относится к низкому уровню адаптации учеников к обучениию.

У 10 человек из 18, адаптация к обучению была на низком уровне.

(количество баллов: 9, 10, 11, 11, 11, 12, 12, 13, 13, 13 баллов)

У 6 человек выявлена высокая адаптация к обучению

(количество баллов: 20, 20, 21, 22, 22, 23 баллов)

И у 2 учеников адаптация к обучения на среднем уровне.

(количество баллов: 16, 18 баллов)

 

 

5. Наличие группировок.

Различные группировки в 7 «А» классе практически отсутствуют. Дети в классе одно возраста, нет принципиальных различий в увлечениях и интересах. Исключением служат две девочки, пришедшие в этот класс из другой школы в середине 6 класса и так и не сумевшие найти общий язык со своими одноклассниками. Они сидят всегда за одной партой, чаще всего, на задней, на переменах гуляют отдельно от всего класса.

 

 

III. Характеристика деятельности коллектива

 

1. Учебная деятельность.

 

а) Общий интеллектуальной уровень деятельности учащихся.

 

Класс состоит из 18 учащихся, 3 из которых имеют высокий интеллектуальный уровень деятельности на уроке. Следует отметить, что 7 учащихся имеют 7-й вид (ЗПР) и 1 человек имеет 8-й вид. Этот класс является интегрированным. Одна ученица находится на дистанционном обучении. 6 учащихся имеют средний уровень интеллектуальной деятельности на уроке, получая оценки «хорошо» и «удовлетворительно».

 

б) Академическая успеваемость.

3 учащихся успевают на «хорошо» и «отлично», 3 учащихся – на «хорошо» и 12 учеников – на «удовлетворительно».

 

в) Традиции класса, связанные с учебным процессом.

В классе был избран актив, в том числе и учебный сектор, куда входят ученики, успевающие на «хорошо» и «отлично». Они регулярно заполняют табель успеваемости класса, выписывают пропуски уроков и на классных часах, посвящённых успеваемости, обсуждают вместе с классным руководителем и учителями-предметниками, возникающие проблемы в учёбе. Иногда приглашаются родители неуспевающих учеников.

 

г) Количество успевающих и не успевающих

3 учащихся успевают на «хорошо» и «отлично», 3 учащихся – на «хорошо» и 12 учеников – на «удовлетворительно».

 

д) Отличники и отношение к ним коллектива.

Отношение к учёбе, работа на уроках, выполнение домашних заданий у ребят, успевающих на «5» вызывает у остальных учащихся уважение, авторитет, с их мнением считаются, они по праву занимают положение лидеров в классе.

 

е) Неуспевающие и отношение к ним.

Поскольку класс является коррекционным, неуспевающих в классе нет, так как учителями-предметниками разработаны индивидуальные образовательные маршруты, подобраны соответствующие учебники и составлено специальное планирование.

 

ж) Формы сотрудничества в рамках учебной деятельности.

Классный руководитель вместе с учебным сектором разрабатывают программу помощи по тому или иному предмету ученикам, пропустившим какую-либо тему. Зачастую более сильные ученики помогают более слабым.

 

 

Трудовая деятельность.

а) Отношение класса к самообслуживанию.

Избранный актив класса в свою очередь выбирает трудовой сектор. Тот в свою очередь составляет график дежурства по классу, следит за дежурством по школе, когда приходит очередь этому классу дежурить по школе. Большинство ребят добросовестно выполняют свои обязанности дежурных, однако 3-4 человека регулярно уклоняются от обязанностей дежурных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: