Семинар №4 Психология детей при дефицитарном типе развития




ФМФ - 8 часов

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия это одна из форм практических занятий, предполагающая обсуждение методологических и теоретических положений учебного курса, отработку умения работать с научной литературой, анализируя и обобщая психологические факты, личные примеры и предложенные ситуации. Цель таких занятий - усвоение системы теоретических знаний по основным разделам науки. Для этого по каждому занятию указана литература, непосредственно относящаяся к содержанию темы. С помощью нее студент заранее готовится к занятию по предложенному плану с тем, чтобы в ходе урока участвовать в коллективном анализе различных подходов к категориям и проблемам психологии, в формулировании дефиниций и в научном обосновании собственных позиций по проблемам. Подготовка к семинарским занятиям предусматривает ознакомление с основными положениями по теме, усвоение нормативной лексики, предложенной к разделу через критическую работу с литературой и научными психологическими текстами. Данная работа необходима студенту для ведения научной дискуссии на занятии.

Семинар № 1 Этиология детских аномалий развития.

Вопросы для обсуждения.

1. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

2. Хромосомные и наследственные заболевания как причина явно выраженных аномалии развития. Профилактика наследственных болезней.

3. Депривационные феномены, как причины и следствия нарушения развития. Виды депривации: эмоциональной, интеллектуальной, сенсорной, социальной. Диагностика и коррекция психической депривации.

  1. Причины и формы проявления социальной, школьной дезадаптации. Профилактика и коррекция их.

5. Культурно-историческая теория психического развития Л.С.Выготского.

  1. Л.С. Выготский о социальном характере компенсации физического и умственного дефекта.

Тезаурус: психическое здоровье, дефект,дезорганизованность, личностная незрелость,несформированность, микросоциальная запущенность, дезадаптация, депривация, синдром госпитализма.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы механизмы генетических влияний?

2. Как проявляются хромосомные мутации?

3. В чем состоит сущность депривационных явлений?

4. Как проявляются разные виды деприваций?

5. Каковы основные направления профилактики депривационных явлений?

 

Литература:

Основная:

1. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002.- С.18-20

2. Сорокин В.М.Специальная психология: Учеб.пос./ Под науч.ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь. 2003. стр.187-192.

3. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Соч.: В 6т.М., 1983. – Т.5 –Стр. 62-84.

4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рост.на Дону: Феникс,2000.

5. Детская патопсихология: Хрестоматия, /Сост. Н.Л.Белопольская. – М.:Когито-Центр,2000.

6. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития/ Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»:/Сот. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-тут Практ. психол., 1996. – С. 103- 110.,111-123.

7. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. – Рост.на Дону.,2002.

8. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999.

 

Семинар № 2 Психическое развитие детей при интеллектуальной недостаточности.

Вопросы для обсуждения.

1. Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Психология умственно отсталых детей - олигофренов, и их классификация. Г.Е. Сухаревой, М.С.Певзнер, В.В.Ковалева и Всемирной организации здравоохранения).

2. Особенности развития личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы при олигофрении. Диагностика и коррекция.

3. Поврежденное развитие. Деменция и ее формы (резедуально-органическая, прогрессирующая). Диагностика и коррекция при деменции.

4. Психология детей с задержкой в психическом развитии. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской и В.В.Ковалеву. Гармонический и органический инфантилизм.

5. Диагностика и коррекция детей с задержкой в психическом развитии.

6. Педагогически запущенные дети.

7. Специальное образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лицам с интеллектуальной недостаточностью.

Тезаурус: общее недоразвитие, слабоумие приобретенное, врожденное слабоумие, олигофрения, дебильность, имбецильность, идиотия, деменция, поврежденное развитие, тотальность, иерархичность, истощаемость, задержанное развитие, инфантилизм, парциональность, мозаичность, педагогически запущенные дети.

Вопросы для самопроверки

1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?

2. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?

3. Как соотнести понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?

4. Какие наследственные факторы являются причиной патогенного воздействия?

5. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

6. Каковы предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка?

7. Каковы основные закономерности познавательного развития при умственной отсталости?

8. Каковы отличительные характеристики при деменции и умственной отсталости?

9. Каковы составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению?

10.Перечислите общие и специфические для разных форм ЗПР факторы запаздывания в формировании признаков школьной зрелости.

11.Чем отличается уровень когнитивного развития школьников при ЗПР и умственной отсталости?

Литература:

Основная:

9. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002.- С.49-144.

10.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. – С.

11.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – СПб: Питер, 2002. – С.195-208., 257-270.

12.Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рост.на Дону: Феникс,2000. – С. 124-149.

13.Детская патопсихология: Хрестоматия, /Сост. Н.Л.Белопольская. – М.:Когито-Центр,2000. – С.11-125.

14.Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития/ Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»:/Сот. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-тут Практ. психол., 1996. – С. 103- 110.,111-123.

15.Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. – Рост.на Дону.,2002. – С.133-144.

16.Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999. – С.68-90.

17.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руков.-во.- СПб.: Речь, 2003.

Дополнительная:

Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа.,2001. – С. 102-108.

1. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология (Словарь). – Яр.,1999.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.– СПБ., 2001. – С.66-90.

3. Мамайчук И.И., М,Н Ильина Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.. – СПБ., 2004.-С.94-152.

Семинар № 3 Психическое развитие детей при асинхронии.

Вопросы для обсуждения.

1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Причины и механизмы возникновения РДА.. Классификация состояний по степени тяжести. Синдромы аутизма (Каннера. Аспергера, Ретта).

2. Особенности развития моторики, речи, особенности интеллекта, поведения в игровой, учебной деятельности и в общении. Проблема коррекции, организации обучения и воспитания.

3. Причины дисгармонического развития. Акцентуация характера. Основные виды акцентуации.

4. Психологическая структура психопатий (расстройства личности). Классификация психопатий.

5. Патогенез неврозов у детей и подростков. Факторы влияющие на развитие неврозов (конституциональный, нервно-соматическая ослабленность, неблагоприятная жизненная ситуация, психическая травма и внутренний конфликт и т.д)

6. Виды, причины (невропатия, невростения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз)

7. Диагностика и психолого-педагогическая коррекция дисгармонического развития.

Тезаурус: искаженное развитие, экстримальное одиночество, оторванность, игнорирование, стереотипность, отвержение, атавизм, гиперстезия, аффективная блокада, параутизм, аутоагрессия, акцентуация, психопатия, невроз, истерия, невропатия, психическая травма, патологические черты, краевая (приобретенная), ядерная (конституциональная, дистресс, психопатия.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?

2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику основных современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

3. Дайте сравнительное описание различных вариантов: синдрома Л.Каннерв, Г. Аспергера, Ретта.

4. В чем состоит своеобразие познавательного развития детей с РДА? Каковы особенности игровой деятельности дошкольников с РДА?

5. Охарактерезуйте основные тенденции в развитии предпосылок учебной деятельности с РДА.

6. Каковы современные представления об основном дефекте? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?

7. Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

8. Что должен делать учитель массовой школы, если у воспитанника предполагается синдром РДА?

9. Что такое характер и как он связан с дисгармонией развития?

10.Какие возможные формы психопатий по этиологии возникновения вы знаете?

11.Каковы основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б.Ганушкин, О.В.Кербиков, Г.Е.Сухарев).

12.Какие факторы влияют на возникновение неврозов? Каковы возрастные границы проявления невротических расстройств?

13. Какие противоречия способствуют появлению нервных растройств?

14.Каковы основные направления психокоррекционной работы при психопатиях и неврозах?

Литература:

Основная:

1. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002. –С.335-359. 359-372.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. – С.109-140. 140-157

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. Гл. 1-2.

4. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – СПб: Питер, 2002. –С. 225.

5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рост.на Дону: Феникс,2000. – С.161-174. 174-193.

6. Детская патопсихология: Хрестоматия, /Сост. Н.Л.Белопольская. – М.:Когито-Центр,2000. – С.195-209.

7. Лебединская К.С.,Никольская О,С, Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина,1995. – С.150-156, 389-416.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина.1983. –С.78-215.

10.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М,М, Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997.

11.Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. Высш.пед. учеб. Заведений. Под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд.., испр. – М.: «Академия», 2004. – С. 300 – 316.

12.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. Учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2006.

13.Шаповал И.А. Специальная психология: Учеб. пособ. –М.: ТЦ Сфера, 2005

Дополнительная:

1. Хельмут Ремшмидт Детская и подростковая психиатрия. /Пер.с нем. – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001. – С.236-252.

2. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина, 1985. – С. 182-192.

3. Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер. с анг. – М.: Педагогика, 1991. –С.13-25, 41-78, 98-112, 174-190.

4. Коган В.Е. Аутизм у детей. – М., 1981.

5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. – Н.Новгород.: Из-во НГМА,1998. – 128с.

6. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – СПб: Питер, 2002. –С. 208-223.

7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.– СПБ., 2001. – С.161-176.176-192.

8. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа.,2001. – С. 69-76. 102-108.

9. Детская патопсихология: Хрестоматия, /Сост. Н.Л.Белопольская. – М.:Когито-Центр, 2000. – С. 209-284.

Семинар №4 Психология детей при дефицитарном типе развития

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики. Причины, виды нарушений слуха у детей и подростков, их диагностика.

2. Психологические особенности развития детей с нарушениями слуха. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха. Дактильная, жестовая и калькулирующая речь. Билингвистический подход.

3. Предмет и задачи тифлопсихологии и тифлопедагогики. Причины и последствия нарушения зрения и способы их компенсации.

4. Психологические особенности развития незрячих детей. Дошкольное образование и обучение детей с нарушением зрения в школе. Шрифт Л.Брайля.

5. Логопедии и логопсихология. Виды речи и основные причины ее нарушения. Современные классификации речевых нарушений.

6. Психологические особенности развития детей с нарушением речи. Система специальных учреждений, психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения.

7. Этиология и патогенез детского церебрального паралича. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

8. Нарушение психики при ДЦП. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.

Тезаурус: сурдопсихолгия, дактильная речь, жестовая речь, тифлопсихология, тотально слепые, слуховое внимание, слуховая память, компенсация, л огопедия, логопсихология, дисфония, брадилалия, тахилалия дислалия, заикание, дизартрия, ринолалия, афазия, алалия, парезы, кинестезии, атаксия, тремор, гиперкенезы, спастичность, ригидность, синкинезия.

Вопросы для самопроверки

1.Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?

2.Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушением слуха?

3.Что может сделать учитель общеобразовательной школы, если в его классе учится слабослышащий ребенок?

4.Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации7

5.Дайте психолого-педагогическую характеристику слепых и слабовидящих детей.

6.Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми имеющих нарушение зрения.

7.Какие профессии, специальности, сферы труда можно рекомендовать незрячим и слабовидящим?

8. Каковы основные задачи логопедии и логопсихологии?

9. Охарактеризуйте основные виды речи?

10. Назовите основные группы речевых нарушений, выделенных в психолого-педагогической классификации.

11. Каковы основные пути психокоррекционной и профилактической работы с детьми с речевыми нарушениями?

12. Каковы основные причины ДЦП? Дайте характеристику нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

13. Что представляет собой отечественная система специализированной помощи детям, страдающим ДЦП?

Литература:

Основная:

1. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002. С. 151-227. 227-318.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002.С.75-82. 82-93.

3. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. Высш.пед. учеб. Заведений. Под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд.., испр. – М.: «Академия», 2004. – С. 227-247 -300. 316-332..

4. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. Учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2006. С.136-166. 170-225.

5. Саенко Ю.В.Специальная психология: Учеб. Пособие. –М.: Академический проект, 2006.С.35-49.55-73.

Дополнителная:

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

2. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка М., 1975.

3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – М., 1998.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения М.,1990.

6. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: В. школа, 1987.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М,: Академия, 2001.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.– СПБ., 2001. – С.104-161.

9. Логопедия: Учеб. Пособие /Под. Ред. М.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: 1998

Семинар № 5. Профилактика и коррекция вторичных отклонений в психическом развитии детей. Перспективы развития и образования детей с ограниченными возможностями. (2часа)

Вопросы для обсуждения

1. Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития. Цели и организация работы ПМПК. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

2. Компенсация и ее виды и составляющие. Виды и этапы абилитации и реабилитации. Социальная реабилитация. Психологическая коррекция и ее виды. Социальная адаптация.

3. Формы и методы изучения детей с нарушениями развития в детских дошкольных и школьных учреждениях.

4. Дошкольное, общее и специальное образование детей с ограниченными возможностями. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

5. Современное понятие интеграции. Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциация.

6. Семья как институт социализации ребенка с ограниченными возможностями. Типы и продолжительность родительских реакций на появление в семье ребенка с ограниченными возможностями.

7. Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Черты личности родителей, неблагоприятные для осуществления воспитательной функции.

Тезаурус: ПМПК, коррекция, абилитация, реабилитация, компенсация, коррекция, социальная ситуация, профориентация, трудовая адаптация, специальное образование, оптимизация, дифференциация, интеграция, социализация, многоаспектность, нормализация, персонализация, эмоциональное отвержение, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение, гипоопека,

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций?

2. Какие документы требуются на ребенка при направлении в ПМПК и какая документация ведется в ПМПК? Каково профессиональное кадровое обеспечение ПМПК?

3. Что необходимо учитывать в процессе психологической коррекции?

4. Что представляет собой процесс реабилитации?

5. В чем состоит сущность таких понятий как реабилитация и абилитация?

6. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?

7. Каковы наиболее известные отечественные модели ранней помощи?

8. Что такое интеграция? Что такое интегрированное образование?

9. Каковы перспективы развития дифференцированной педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в процессе образования?

10.Каковы задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития?

11.Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития?

Литература:

Основная:

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.. М., 1988. –С.15-36.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1999. - С. 255-266.

3. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. – Рост.на Дону.,2002. – С. 144-149.,216-222.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Из-во Союз, 2000. – С.- 152-178.

5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.–М., 2000. –С.253-296.

6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руков.-во.- СПб.: Речь, 2003.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1999. – С.71-149.

8. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999. – С. 18-24, 47-56., 105-139.

9. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002. – С. 45-49., 439-475.

10. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рост.на Дону: Феникс,2000. – С.291-320.,335-490., 538- 552.

11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной., 2003. – С.32-33.,230-254.,291-315.

12.Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. Высш.пед. учеб. Заведений. Под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд.., испр. – М.: «Академия», 2004. Коррекционная педагогика. - Рост.на Дону.,2002. - С. 66-76.

13.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. Учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2006.

14. Усанова О.Н. Специальная психология. Учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2006.

15.Шаповал И.А. Специальная психология: Учеб. пособ. –М.: ТЦ Сфера, 2005

16. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений./ Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С- 274-282, 308-332.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ПИТЕР, 1999. – С-514-547.

Дополнительная:

1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПБ., 2001. – С. 36-61.

2. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995. –С.12-21.

3. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей/ Дефектолгоия. 1998. № 3. С.15-23.

4. Зотова А.М. Интеграция ребенка инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / Дефектология.1997.№ 6. С.21-25.

5. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия./Сост. и науч.ред. Л.М. Щипицина. Спб 1997.

6. Хельмут Ремшмидт Детская и подростковая психиатрия. /Пер.с нем. – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001.- С.-408-411., 505-513.

7. Майкл Раттер помощь трудным детям /Пер. с анг. Е.Алексеевой,.Нуровой. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс.1999. (Мир психологии). – С-163-218.

8. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста./Дефектология.1998. С. 49-57.

9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. С.94-108.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: