Собственно процесс проверки:




Порядок выдачи груза получателю перевозчиком в пункте назначения во внутреннем и международном сообщении.

Завершающим и важнейшим с юридической точки зрения этапом транспортировки и исполнением договора перевозки груза является его выдача в пункте назначения получателю, указанному в транспортном документе.

Именно при выдаче груза, как правило, возникают вопросы, связанные с ответственностью перевозчика по договору перевозки.

 

По прибытии груза в пункт назначения перевозчик должен:

1) уведомить об этом его получателя,

2) выдать груз и транспортную накладную грузополучателю.

 

1. Срок уведомления получателя:

На жд и речном транспорте - не позднее чем 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза

ст. 34 УЖТ: Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

 

Причем на внутреннем водном транспорте такое требование устанавливается для перевозчика только в случае, если выгрузка груза является его обязанностью.

ст. 79 КВВТ: Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика.

 

На воздушном - срок уведомления установлен правилами перевозок и составляет от 6 (на внутренних линиях) до 12 (на международных) часов с момента прибытия груза в аэропорт назначения, а для скоропортящихся грузов - 3 часа.

Ст. 111. ВК: Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

 

Морской тр-т: таких правил не предусмотрено, т.к. груз выдается при предъявлении оригиналов коносамента.

 

Автом.тр-т: обеспечиваетдоставку груза прямо на склад получателя.

Но если груз доставлен в терминал перевозчика, то он хранится там бесплатно в теч.суток со дня направления перевозчиком извещения о доставленном грузе. За хранение груза более суток перевозчик взимает с получателя или отправителя плату, определенную д-ром.

2. Права грузополучателя

1) отказаться от принятия грузов, если их качество вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования их по назначению (хотела вставить статьи, но везде дословно такая же формулировка).

 

2) если прибыл незаказанный груз:

-применяется правовой режим, установленный для невостребованных грузов. Если прибывший груз не востребован в установленные сроки либо грузополучатель отказался его принять, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за его счет и на его риск.

 

2. Порядок выгрузки в пункте назначения аналогичен порядку погрузки в пункте отправления.

Как правило, выгрузка производится силами получателя или соответствующего порта, часто являющегося экспедитором получателя.

--за несоблюдение норм и сроков выгрузки перевозчик, как и при погрузке, взимает штраф, размер которого зависит от вида прибывшего ТС и длительности допущенной просрочки.

 

ТС должны быть очищены, с них должны быть сняты приспособления для крепления грузов.

 

3) Проверка прибывшего груза ( количества грузовых мест, состояния и массы прибывшего груза)

 

Общее правило: такая проверка вменяется в обязанность перевозчику при наличии признаков, дающих основания предполагать несохранность груза (прибытие груза в неисправном ТС или контейнере, повреждение тары, упаковки или пломб, нарушение сроков доставки скоропортящихся грузов и др.).

 

Однако получатель вправе требовать проверки перевозчиком, если погрузка или выгрузка осуществлялась перевозчиком.

+ по договору с перевозчиком проверка груза возможна и при отсутствии указанных обстоятельств.

 

Кто возмещает расходы, связанные с проверкой?

На морском транспорте действует общее правило о возмещении связанных с проверкой расходов той стороной, которая этого потребовала. Однако если в результате осмотра груза или проверки его состояния установлены утрата либо повреждение груза, за которые отвечает перевозчик, то эти расходы ложатся на него.

 

Собственно процесс проверки:

Проверяется масса и состояние только тех мест груза, где повреждена тара или нарушена упаковка. При этом по возможности должны применяться те же методы определения массы и количества груза, которые использовались при его приемке к перевозке.

Необходимо также учитывать установленные для многих грузов нормы естественной убыли в пути, а также нормы возможного расхождения в весах.

На отдельных видах транспорта существуют специальные правила выдачи грузов, которые содержат более подробные указания о порядке проведения проверки прибывшего груза.

3. При задержке выгрузки или очистки ТС, несвоевременном вывозе груза получатель, как правило, уплачивает повышенную плату за хранение + штраф:

УАТ: За задержку (простой) ТС, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) 5 % провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) 1 % среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

 

Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности (УАТ):

-грузополучатель освобождается от ответственности, если неисполнение обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения ТС по автомобильным дорогам, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих грузополучателя причин.

 

Дополнительно:

3. Коммерч.акт, акт экспертизы, тех.акт

В случае обнаружения несохранности груза перевозчик обязан составить коммерческий акт (на автомобильном транспорте несохранность отмечается в товарно-транспортных документах).

 

Сумма, на которую понизилась стоимость поврежденного (испорченного) груза, размер его фактической недостачи определяется актом экспертизы. Расходы по экспертизе оплачиваются перевозчиком, если несохранность груза произошла по его вине.

 

Кроме того, в соответствующих случаях составляется технический акт о состоянии прибывшего ТС.

 

Указанные акты необходимы для решения вопроса о том, кто отвечает за несохранность груза и каков размер нанесенного грузу ущерба.

 

1. Коммерческий акт фиксирует и удостоверяет обстоятельства, которые могут служить основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя при осуществлении перевозки.

 

К таким обстоятельствам относятся: (ИСЧЕРП. ПЕРЕЧЕНЬ)

а) несоответствие между наименованием, весом или количеством груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

б) повреждение и порча груза;

в) обнаружение груза без документов или документов без груза;

г) возвращение перевозчику похищенного груза из ТС.

 

Коммерческий акт составляется:

1) при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю;

2) при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов;

3) в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом;

4) при невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

 

В коммерческом акте (ином акте) должны содержаться:

--точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт предположения и выводы о причинах этой несохранности либо виновности грузоотправителя или перевозчика. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

--данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе либо на палубе судов. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из этих нарушений допущено.

 

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством РФ.

 

Акты подписываются перевозчиком и получателем, если он участвовал в проверке.

Возможно составление акта только работниками перевозчика, если несохранность груза выявлена в пути его следования или если при разгрузке представитель получателя отсутствует. Составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт должен оцениваться арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

 

Если перевозчик отказался составить коммерческий акт или оформил его с нарушениями, получатель должен немедленно подать об этом письменное заявление перевозчику с получением расписки о вручении. В условиях, когда претензия к перевозчику по поводу несохранности груза может быть предъявлена только при наличии коммерческого акта, выполнение этой процедуры дает возможность предъявить такое требование и при отсутствии коммерческого акта.

 

На морском транспорте наряду с коммерческим актом предусмотрена фиксация различного рода происшествий, именуемая морским протестом. В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления имущественных требований к перевозчику как судовладельцу, капитан судна должен сделать заявление о морском протесте. Оно имеет целью заверить всю информацию относительно обстоятельств и причин происшествия, ущерба и о принятых мерах по его предотвращению или уменьшению. Оно передается нотариусу или ДЛ консульского учреждения России в течение 24 часов с момента прибытия судна или его капитана в первый порт после происшествия.

На основании этого заявления, данных судового журнала, а также опроса капитана и членов экипажа нотариус составляет акт о морском протесте, который имеет силу письменного доказательства.

2. В тех случаях, когда груз поступил в пункт назначения испорченным или поврежденным, должен быть составлен акт экспертизы.

Экспертиза должна проводиться по инициативе перевозчика либо по требованию грузополучателя с обязательным участием представителя перевозчика, так как экспертиза, проведенная без участия представителя перевозчика или грузополучателя, в случае поступления груза в пункт назначения в поврежденном состоянии считается недействительной.

О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте.

 

3. Акт общей формы:

Для удостоверения иных обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты в порядке, установленном правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта.!!!

Акт общей формы также служит основанием для ответственности участников договора перевозки грузов.

Им удостоверяются такие обстоятельства, которые не требуют составления коммерческого акта. В отличие от коммерческого акта, оформляемого только в определенных случаях (их перечень является исчерпывающим), акт общей формы составляется как в случаях, предусмотренных правилами составления актов, так и во всех иных случаях, когда того требуют обстоятельства дела. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель или грузополучатель вправе обжаловать в установленном порядке.

 

4. Акт о техническом состоянии ТС:

-составляется при обнаружении порчи или подмочки груза в ТС вследствие неисправного техн.состояния на всех видах транспорта (кроме воздушного).

-должен составляться в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта.

-имеет значение при определении характера дефектов и установлении субъекта ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: