ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ




Доклад на тему: Государственная политик занятости на примере Омской области

 

 

Специальности 081100 Государственное и муниципальное управление

 

Выполнила:

Куцанова Олеся Александровна

Направление подготовки:

081100 Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: заочная, 5 курс

Оценка:

____________________________

 

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________2017 г.

 

Омск, 2017

Актуальность темы исследования определяется тем, что изменение общественного устройства государства и развитие основ рыночной экономики обусловливают необходимость поиска соответствующих механизмов регулирования занятости.

Масштабы преобразований в социально-трудовой сфере современной России предопределены процессом формирования многоукладной, смешанной экономики. Это находит свое выражение, в частности, во всестороннем развитии рыночных отношений в сфере труда и социальной поддержки населения.

Объект данной работы: процесс государственного регулирования занятости населения на примере Омской области.

Предмет данной работы: государственная политика занятости населения

Цель данной работы: разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики занятости населения на примере Омской области.

Для достижения цели данной работы, были выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы государственной политики в сфере труда и занятости населения

2. Выявить особенности реализации государственной политики занятости населения в Омской области

3. Разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере занятости


 

ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

 

Развитие рынка в Российской Федерации показывает, что необходимо создание государственной политики занятости, которая будет предусматривать все особенности развития экономики, национальные своеобразие, традиции и менталитет страны.

На основании действующего законодательства о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

· развитие и улучшение трудовых ресурсов, увеличение и защита рынка труда;

· предоставление прав гражданам Российской Федерации в осуществлении на добровольный труд и свободный выбор занятости;

· предоставление условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь и поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

· гарантия социальной защиты в области занятости населения, проведение мероприятий, которые способствуют обеспечению занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и испытывают трудности с поиском работы;

· поощрение работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места в первую очередь для тех людей, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают проблемы с поиском работы;

· деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм

Основные функции службы занятости населения:

- осуществления государственного наблюдения и контроля за соблюдением работодателя трудового законодательства;

- основные принципы трудового права, с поддержкой различных ревизий, проверок, осмотров а так же выдачи неотъемленных предписаний по устранению нарушений;

- формирования протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов документов о привлечении виновных к ответственности на основании федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации;

- осведомление о ситуации на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

- осуществление федеральных программ в области занятости населения, в том числе программы оказания помощи переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую область для работы или обучения;

- исполнение мер активной политики занятости населения, кроме мер, которые отнесены к компетенциям Российской Федерации, предоставленные для реализации органам государственной власти субъектов РФ;

- осуществление наблюдения и контролирования за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

- исполнение контролирования за расходованием органами исполнительной власти субъектов РФ средств, которые предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий, в пределах своей компетенции

Проблема занятости населения одна из острейших проблем всех регионов Омской области с которым столкнулось население.

Министерство труда и социального развития Омской области проводит мониторинг трудовых ресурсов. Показатели занятости и безработицы в Омской области, наиболее остро сконцентрированы вопросы в муниципальных районах, а так же в городских и сельских поселениях. Можно выделить следующие проблемы:

- формирование и использования трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области;

- снижение численности трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области.

Негативное влияние на рынок труда оказывает и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Наличие вакансий в городе Омске, в то время как основная доля безработных сосредоточена в муниципальных районов Омской области.

В Министерстве труда и социального развития Омской области разрабатывается концепция развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020г., которая содержит следующие направления:

1. обеспечение экономики Омской области кадрами в необходимом количестве и требуемой профессионально-квалификационной структурой;

2. привлечение высококвалифицированных ресурсов в Омскую область;

3. создание целостной системы профессиональной ориентации населения;

4. обеспечение прав и законных интересов граждан при осуществлении государственной политики в сфере занятости населения;

5. интеграция в трудовую деятельность категории населения, обладающих недостаточной конкурентно способности на рынке труда, инвалиды, выпускники учреждений профессионального образования, граждане освободившиеся из мест лишения свободы, граждане пред пенсионного возраста;

6. улучшение условий труда и повышение оплаты труда, создание высокопроизводительных рабочих мест;

7. повышение качества рабочих мест, снижение рисков несчастных случаев на производстве.

Прежде чем рассмотреть анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере занятости населения, необходимо дать общую характеристику рассматриваемой территории. Омская область является дотационным. Уровень общей безработицы к трудоспособному населению составляет 32%., к экономически активному 55%. Данный показатель переходит порог социально-допустимого уровня безработицы (20%), что позволяет назвать Омскую область территорией с критической ситуацией на рынке труда. Анализ ситуации на регистрируемом рынке труда области за 2016 год показал, что по сравнению с 2015 годом увеличилось количество сельских граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства с 828 человек до 1359 человек. Зарегистрировано безработных 608 человек, что выше прошлого года на 210% (289 человек). Такая депрессивная ситуация в сфере занятости населения Омской области обусловлена такими проблемами как:

- плохой транспортной доступностью до возможных рабочих;

-небольшим выбором предприятий, находящихся на территории населенных пунктов, куда можно было бы трудоустроиться;

- непривлекательными, тяжелыми условиями труда для молодежи;

- невысокой заработной платой;

- отсутствием учебных заведений, где сельские жители могли бы получать специальности, пользующиеся спросом на рынке труда;

- отсутствием финансовых средств на предприятиях для частичного финансирования активной политики занятости.

Анализ рынка труда показал, что самая актуальная проблема, как в Омской области – это структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Основными видами деятельности центра занятости Омской области являются:

- регистрация ищущих работу;

- сбор сведений о вакантных рабочих местах;

- консультирование безработных о состоянии рынка труда, его перспективах в данном регионе;

- содействие поиску подходящей работы;

- оценка трудового потенциала безработного, в том числе уровня его профессиональной квалификации и навыков, соответствия этих характеристик спросу на рынке труда;

-профориентационная работа (профессиональная информация, профессиональное консультирование, профессиональный отбор (для предприятий — профессиональный подбор кадров), психологическая поддержка);

- направление на профессиональное обучение, переподготовку и др.;

- квотирование рабочих мест для слабо защищенных групп населения (молодежи, инвалидов, демобилизованных военнослужащих);

- территориальное перераспределение работников;

- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости;

- осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений;

- предоставление другого рода информации, в том числе и об имеющихся и подходящих данному гражданину программах содействия занятости, и другие виды социальных услуг.

Таким образом, реализация программных мероприятий позволит, во-первых, достичь такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевых трудовых ресурсов, создаст предпосылки для повышения эффективности экономики Омской области. В-третьих, реализация Программы содействия занятости будет способствовать скорейшему формированию оптимального механизма, регулирования занятости населения области.

Приведенный в работе анализ ситуации в сфере занятости в целом по России и конкретно на территории Омской области в предшествующие годы показывает, что способность рынка труда к саморегулированию практически отсутствует. Для урегулирования ситуации на рынке труда Омской области органами местного самоуправления должна проводится политика, направленная на:

- обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

- достижение сбалансированности предложения рабочей силы, числа рабочих мест и соответствия их качественных характеристик;

- предупреждение массовой безработицы на местном рынке труда;

- создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

- развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- рост мобильности трудовых ресурсов;

- необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости. Важнейшим элементом активной политики занятости – является профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, необходимость которой диктуется возникающей локальной потребностью в работниках, утерей частью безработных способности трудиться по имеющейся специальности, или отсутствием спроса на нее в месте проживания. Цель этой программы – создать необходимые условия для занятости населения области и обеспечить предприятия трудовыми ресурсами, повысить качество рабочей силы. Основной задачей, реализуемой органами местного самоуправления Омской области в рамках Программы содействия занятости, является, в первую очередь содействие в трудоустройстве, в том числе ориентация незанятого населения в сферу малого бизнеса и самозанятости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: