Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования




ББК 74.3

П 79

Рецензенты:

Корнева Елена Павловна, зам. директора МАДОУ д\с «Жемчужинка», г. Нижний Тагил

Евсюкова Т.А., старший преподаватель кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

Авторы-составители: О. Н. Сенова, Т. В. Лисина, М. В. Уманская

 

П 79 Проектирование деятельности логопеда в контексте ФГОС дошкольного образования / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижнетагильский филиал; авт.-сост. О. Н. Сенова, Т. В. Лисина, М. В. Уманская. – Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 79 с.

 

 

В методических рекомендациях раскрываются подходы к организации и содержанию профессиональной деятельности логопеда в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также представлено программно-методическое обеспечение деятельности логопеда на основе опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил.

 

 

ББК 74.3

© НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….4

 

1. Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования……………………………………………….6

 

2. Проектирование содержания деятельности логопеда в дошкольной образовательной организации…………………………………………………..20

 

3. Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности логопеда (из опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил)………………………………………………………………………….…..30

 

Заключение…………………………………………………………………..66

 

Список литературы………………………………………………………….67

 

Приложение 1………………………………………………………………70

 

Приложение 2………………………………………………………………..73

 

Приложение 3………………………………………………………………..77

 

Введение

На сегодняшний день развитие образования претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни.

С. А. Дружилов определяет понятие «профессионализм», как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В этом понятии отражается такая степень овладения человеческой структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Реализация принципов и идей ФГОС дошкольного образования ставит задачу создания новой парадигмы образовательной деятельности с дошкольниками, что требует от педагога постоянно­го профессионального развития. Несмотря на выделение образо­вательной области «Речевое развитие», задачи развития речи включены во все образовательные области. ФГОС ДО в разделе «Коррекционная работа» делается акцент не столько на исправление недостатков развития детей с ОВЗ, сколько на социализацию дошкольников, имеющих нарушения в развитии.

В Профессиональном стандарте педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) в качестве главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстри­ровать своим ученикам, названо умение учиться. Обретение таких важнейших с точки зрения осуществления профессиональной деятельности в современных условиях развития образования качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым дей­ствиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, предполагает расширение пространства педагогического творчества. Ключевой понятийной категорией выступает профессиональная компетенция, которая рассматривается, согласно Профессиональ­ному стандарту, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

Лого­педическая коррекция в традиционной практике нередко выступает как некое направление рабо­ты с детьми, обособленное от задач развития образовательной деятельности детского сада. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается, как правило, через степень сфор­мированности всех сторон речи, а само содержание работы ориентируется на отработку речевых навыков, тренировку речевых умений.

На сегодняшний день для логопеда возникает необходимость включить задачи по коррекции речевых проблем у дошкольников во все аспекты образовательной деятельности в ДОО, тем самым расширить контекст решения логопедических задач, а значит, обогатить кон­текст развития дошкольника с речевыми нарушениями.

ФГОС ДО ориентирует логопеда на существенные изменения профессиональной па­радигмы собственной деятельности, когда инновационность касается не только освоения новых приемов коррекции разных сторон речи, а в значительно большей степени форм организации коррекционного процесса, как в целом, так и отношении его дидактических единиц, например, занятий.

Традиционная парадигма логопедической коррекции на сегодняшний день имеет ряд специ­фических проблем, которые, с одной стороны, мешают достижению максимально возможных результатов, а с другой – не позволяют логопеду интегрировать свою деятельность в единое образовательное пространство ДОО. Фиксируя свое внимание на преодолении недостат­ков речи (постановка звуков, отработка лексических и грамматических категорий и т. п.), нередко упускаются такие важные приоритеты, как охрана и укрепление психологического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия, развитие доброжелательных отношений.

Типология этих проблем в деятельности логопеда может быть условно представлена в трех составляющих (по аналогии с систематикой методических ошибок в работе детского сада Л. Г. Богославец и О. И. Давыдовой):

- стратегические (в качестве цели выдвигается выработка правильной речи, а не нормализа­ция развития ребенка или его социализация);

- тактические (приоритетом выступает направленная педагогическая позиция во взаимодей­ствии с детьми, демонстрирующая приоритет процессов коррекции, заданной взрослым, над процессами развития и саморазвития ребенка в широком смысле);

- технические (организационные промахи, выражающиеся в невнимании к эмоциональной, мотивационной составляющей деятельности ребенка, которую организует логопед).

Решение этой проблемы возможно через непрерывное образование специалиста, которое подразумевает профессиональное совершенствование по профилю, но, все, же приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование, а в качестве направлений развития профессиональной компетентности современного логопеда необходимо выделить:

- реализацию системно-деятельностного подхода, т.е. ухода от репродуктивного способа решения логопедических проблем ребенка к активной деятельности ребенка в процессе коррекции нарушений речи;

- необходимость выхода деятельности логопеда за рамки логопедических занятий и переход к осуществлению логопедического и/или психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при реализации образовательных областей;

- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных усло­вий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;

- развитие умения использовать разные формы сотрудничества с родителями (законными представителями).

При условии реализации всех указанных выше направлений работы можно будет говорить о том, что деятельность логопеда будет качественно меняться не только с точки зрения ее организации, но и будет обновляться ее содержательное наполнение в соответствии с современными требованиями.

 

Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) меняются цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов. Целью логопедического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является коррекция и развитие устной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребенка специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач. Качественная реализация задач обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в ДОО. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Согласно ч. IV ФГОС ДО, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

- ребенок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

- ребенок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

- ребенок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

- ребенок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

- ребенок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

- ребенок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

Обозначенные планируемые результаты напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребенка.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

1. Диагностическое обследование речи с целью определения индивидуального коррекционного маршрута ребенка.

Задачи диагностического направления:

своевременное выявление речевых нарушений;

предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных первичными речевыми нарушениями;

- определение параметров и критерий логопедического мониторинга.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, воспитателем.

2. Коррекционно-развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

- работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

- проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

Задачи коррекционно-развивающего направления:

А) коррекция и развитие фонетико-фонематическую стороны речи детей с нарушениями речи:

- исправление дефектного звукопроизношения,

- сформировать звукослоговую структуру слова,

- развить фонематические процессы.

Б) формирование лексического компонента речи:

- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

В) формирование семантической структуры слов:

- развитие лексической системность и семантические поля;

- формирование навыков словообразования.

Г) формирование грамматической стороны речи:

- устранение имеющихся аграмматизмов;

- закрепление категориальных значений различных частей речи; дифференциация категориальных значений различных частей речи; уточнение грамматических значений слов;

- формирование грамматических и морфологических обобщений.

Д) формирование синтаксического компонента речи и связной речи:

- формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

- расширение фразы до необходимого объема;

- развитие навыка построения связного речевого высказывания.

Е) развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи:

- мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

- свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

- зрительную и речеслуховую память;

- временные и пространственные представления;

- мелкую моторику;

- динамическую организацию двигательного акта;

- сенсомоторные взаимодействия.

Ж) формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельное планирование речевых высказываний;

- умение точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- диалогические и монологические высказывания;

- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

- умение обращаться к логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- воспитание толерантности, культуры речевого общения.

З) формирование темпо-ритмической организации речевой деятельности

И) формирование нравственных установок ребенка через смысловое содержание речевого материала.

3. Методическое. К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

- консультирование педагогических работников;

- консультирование родителей;

- выступления на семинарах логопедов;

- проведение открытых логопедических занятий;

- выступления на родительских собраниях;

- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

- работа по теме самообразования;

- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;

- пополнение кабинета новинками методической литературы, обновление наглядных пособий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребенка.

Коррекция нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста может осуществляться как в условиях логопедической группы, так и в условиях логопедического пункта в ДОО.

В логопедической группе обычно контингент детей не меняется в течение одного или нескольких учебных лет, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. Прием и выпуск детей с логопедического пункта в ДОО осуществляется в течение учебного года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.

Традиционно считается, что в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II, III, осложненные формы ФФНР, дислалия, дизартирия, аллалия) дети имеют примерно одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.

В отличие от ДОО с логопедическими группами основной задачей в дошкольных образовательных организациях, выступает реализация основной образовательной программы, в которой не предусмотрено времени, специально отведенного для занятий с учителем-логопедом. В таком случае логопедические занятия – дополнительная услуга, реализуемая с соблюдением нормативов СанПиН по максимально допустимому количеству дополнительных занятий в неделю и их продолжительности. Для детей пятого и шестого года жизни (средняя и старшая группы) не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут. Для детей 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 30 минут.

В логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп (5-7 лет), поэтому возникает необходимость подстраиваться под расписание общеразвивающих занятий и режимные моменты нескольких групп таким образом, чтобы не мешать реализации основной образовательной программы и не нарушать нормативы СанПиН по продолжительности и максимально допустимому количеству групповых занятий с детьми. В связи с этим расписание занятий в ДОО составляется таким образом, чтобы логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности и не в ущерб организованной деятельности. Например, в одной из групп, часть детей которой зачислена в логопункт, по расписанию идет по подгруппам. Половина детей занимается с воспитателем, остальные – с помощником воспитателя свободной деятельностью. Из этой второй половины логопед набирает детей на свои индивидуальные или подгрупповые занятия. Состав детей в подгруппах воспитатели согласовывают с логопедом.

Организация коррекционно-речевой работы зависит от количества и возраста детей с речевой патологией, структуры и степени выраженности их речевых дефектов. При достаточно однородных легких нарушений речи (дислалия, стертая дизартрия легкой степени), отсутствии выраженных ФФНР и ОНР логопедическую помощь можно организовать в дошкольном логопедическом пункте, комплектуя временные группы на первое, а затем и на второе полугодие. В этих случаях организационная и содержательная стороны деятельности логопедического пункта будут идентичны организации коррекционно-речевого процесса в группах компенсирующей направленности для детей с НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков).

При осуществлении коррекции нарушений речи у детей в условиях логопедического пункта в ДОО учреждениях фронтальные логопедические занятия не проводятся, основными организационными формами являются индивидуальные. При этом возможно проведение подгрупповых занятий с детьми одного возраста, с идентичным речевым заключением.

Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы логопеда логопедической группы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, которые относятся к организованной образовательной деятельности. Продолжительность организованной образовательной деятельности детей регламентируется СаНПиН и зависит от возраста детей. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с планом образовательной деятельности (учебным планом).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в последние годы в составе одной такой группы могут быть дети как с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) I уровня, так и с ОНР III уровня, заикание, а также дети с ограниченными возможностями здоровья.

Это связано с тем, что с введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных образовательный организациях совместно с типично развивающимися сверстниками.

Исходя из того, что в детских садах, реализующих основную образовательную программу из специалистов дефектологического профиля, в основном имеются только логопеды, то, как правило, они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. При этом следует учитывать, что практика работы логопедов в ДОО долгое время основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.

В настоящее время логопед любой ДОО должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и познавательной деятельности у них различен, так же, как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это касается всех направлений деятельности логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и адаптации методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевыми нарушениями.

Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной К. С. Лебединской и О. С. Никольской.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Отбор методов и форм организации работы также зависит от особенностей психофизического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применению методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

Так, для детей с системным недоразвитием речи, обусловленным нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.

С такими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря. Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь. Для всех детей, имеющих нарушения, важно темпо-ритмическое развитие: ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям.

Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо переходить от индивидуальных занятий к планированию занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1-3 нормально развивающимися детьми.

На занятие отбираются задания, доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми мини-группы. На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскостную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.

Такая форма совместной организации занятия позволит расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Благодаря этому особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию.

Несмотря на то, что осуществление деятельности логопеда в ДОО общеразвивающего вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи или с другими нарушениями развития, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

В таблице 1 раскрыты направления деятельности логопеда в зависимости от места реализации:

Таблица 1

 

Направления деятельности логопеда

 

Направление деятельности логопеда На логопункте В логопедической группе
1. Диагностическое   -паспорт логопедического кабинета; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -экран звукопроизношения; -карта логопедического обследования ребенка; – выписки из протоколов заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; – список детей, зачисленных на занятия. -тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии; -карта логопедического обследования ребенка; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -список детей логопедической группы, утвержденные ДОО
2.Коррекционно-развивающее   - индивидуальные речевые карты; – индивидуальные планы логопедической работы на учебный год; – рабочая программа логопеда; – планы подгрупповых занятий с детьми; – планирование индивидуальных занятий с детьми.     -планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп; -конспекты групповых занятий; -план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год; -индивидуальные планы занятий с ребенком; -индивидуальная тетрадь ребенка; -тетрадь учета посещаемости детьми занятий.
3.Методическое -план взаимодействия логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса, который может быть включен в рабочую программу логопеда; -план самообразования логопеда (индивидуальный образовательный маршрут); – отчет учителя-логопеда за учебный год. -паспорт логопедического кабинета. -тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей; -тетрадь взаимодействия со специалистами ДОО; -отчет логопеда за учебный год; -план самообразования логопеда.  

 

При осуществлении коррекционно-развивающей работы логопед всегда осуществляет взаимосвязь с педагогами и другими специалистами ДОО, что позволяет создать единую речевую среду. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Сочетание логопедических, психологических и педагогических мероприятий позволяет повысить эффективность специального обучения, позволяет улучшить функциональную готовность детей к школе, адаптацию к новым образовательным условиям.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в группе, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики.

В сравнительном контексте практика совместной деятельности логопеда и воспитателя ДОО представлена следующим образом:

Таблица 2

 

Особенности совместной деятельности воспитателя и логопеда в ДОО

 

Деятельность логопеда Деятельность воспитателя
‒ изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и определяет основные направления и содержание коррекционно- логопедической работы с каждым; ‒ формирует правильное речевое дыхание, чувство ритма, выразительность речи, послоговое чтение; ‒ работает над просодической стороной речи интонацией, ударением, темпом; ‒ корректирует недостатки звукопроизношения и слоговой структуры слова; ‒ совершенствует фонематические процессы; ‒ отрабатывает новые лексико- грамматические категории; ‒ предупреждает нарушения письма и чтения. ‒ учитывает лексические темы при проведении занятий в группе в течение недели. ‒ пополняет, уточняет и ак­тивизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; ‒ закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; ‒ следит за грамматическими формами речи детей; ‒ включает отработанные грам­матические конструкции в ситуации естественного общения; ‒ формирует связную речь; ‒ заучивает стихотворения, потешки и тексты; ‒ знакомит детей с художественной литературой; ‒ работает над пересказом и составлением различных видов рассказа; ‒ развивает понимание речи, внимание, память, логическое мышление, воображение в игровых упражнениях.

 

Существуют различные варианты взаимодействия логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работы.

1. Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т.е. подготавливают детей к ним. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую, познавательную и мотивационную базу для логопедических занятий. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.

2. Воспитатель закрепляет учебный материал. Очень важна его роль в проведении занятий. Он четко должен знать особенности методики обуче­ния детей в коррекционных группах, задачи и содержание занятий воспитателя.

Логопед и музыкальный руководитель ‒ специалисты, которые взаимодействуют по множеству параметров. Основные ‒ музыка, речь, движение. Важность развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, координации движений также объединяет цели обоих специалистов. Эта работа является неотъемлемой частью работы с детьми на музыкальных занятиях в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Раздел «Музыка». Музыкальный руководитель формирует общие предпосылки для речевого развития, включая в занятия упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти.

Далее представлены виды деятельности детей, рекомендуемые для включения в музыкальные занятия с целью развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, темпо-ритмического развития речи (Г.А. Волкова, Г.Р. Шишкина).

- ритмизированные стихи (ритмодекламации, песни) с мимическими картинками;

- голосовые (фонопедические) игры;

- пальчиковые игры без музыки, пальчиковые песни;

- координационно-подвижные игры, игры в парах, «массаж»;

- песни с импровизацией;

- мелодекламации;

- импровизационное движение

- игра на детских музыкальных инструментах

Указанные виды деятельности будут сближать музыкально-ритмические занятия с логоритмическими. Даже при отсутствии выделенного для логоритмики времени логопед всегда может использовать доступные для его него логоритмические приемы на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а если взаимодействие с музыкальным руководителем налажено, то проблема логоритмического воспитания будет решена на музыкальных занятиях.

В речевых группах взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем может осуществляться достаточно легко (взаимопосещения, педагогические советы, подготовка к совместным мероприятиям).

Взаимосвязь с инструктором по физической культуре осуществляется по нескольким направлениям.

1. Развитие речевого дыхания ‒ включение в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, плавность и длительность выдоха и т.д.

2. Развитие моторики:

- развитие общей моторики ‒ учет на занятиях особенностей развития общей моторики детей с различными речевыми нарушениями;

- развитие ручной и пальчиковой моторики ‒ включение в занятия статических и динамических упражнений для развития мелкой моторики;

- развитие арти



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: