Физическое воздействие страха на человеческий организм. 7 глава




Упражнение «Энергетизатор» также можно выполнять, лежа на мягкой поверхности. Надо лечь на живот, расслабиться, положить руки под плечи, опереться на поверхность пола, затем поднять голову и верхнюю часть спины как можно выше. Бедра и нижняя часть тела в это время расслаблены и остаются лежать на полу. «Сова» - упражнение, расслабляющее верхнюю сосцевидную мышцу шеи, тренирующее мышцы шеи и плеч, развивающее способности слушания, мышления и запоминания. Это упражнение интегрирует зрение и слух с движениями тела как единого целого, усиливает, балансирует работу передних и задних мышц шеи, формирует навыки сосредоточения зрения, расслабляет мышцы шеи, челюстей, плеч в процессе сосредоточения, центрирует голову (помогает расслабиться голове и переносить ее тяжесть на локти), балансирует работу передних и задних мышц шеи (снижает напряжение, идущее от сверхнапряженной позы). Птица, в честь которой названо это упражнение, имеет большую голову, большие глаза и мягкие перья, дающие ей возможность летать бесшумно. Сова способна поворачивать голову более чем на 180 °. Она может одновременно вращать головой и глазами, поэтому поле ее зрения очень широкое. Эта птица также обладает «радарным» слухом. Движения упражнения «Сова» предназначены для развития подобных умений: зрительных, слуховых, а также и для поворота головы. Это упражнение расслабляет напряжение в шее и плечах, которое возникает в состоянии стресса, координирует глаза во время чтения или включает в работу навыки видения с близкого расстояния. Более того, «Сова» ослабляет напряжение шеи, вызванное различными причинами. Это упражнение удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение, повышает циркуляцию крови в мозге, и таким образом активизирует сосредоточение внимания и навыки понимания. Выполняется оно следующим образом. С силой схватите одно плечо для того, чтобы расслабить мышцы шеи, которые обычно напрягаются в процессе деятельности. Голова медленно пересекает среднюю зону тела, поворачивается налево, затем направо. Подбородок держится прямо. Для расслабления мышц затылка и шеи делайте выдох; голова при поворотах налево и направо достигает крайних позиций и опускается вниз, когда проходит через серединную линию тела. Повторите то же самое с другим плечом. По мере расслабления мышц голову можно поворачивать значительно дальше влево и вправо. Возможны вариации в выполнении этого упражнения. При выполнении «Совы» слегка прищурьте глаза, направляя их движение по горизонтали. Сделайте один или два полных цикла дыхания на каждые три поворота головы, полностью расслабьтесь. Прислушивайтесь к звукам левым ухом (поверните голову налево), правым ухом (голову направо) и обоими ушами (подбородок опущен). Воспроизводите звуки совы - «ууу-х» - на выдохе. «Активизация рук» представляет собой изометрическое упражнение, которое Вы можете делать сами. Оно помогает расслабить мышцы верхней части грудной клетки и плеч. Мышечный контроль как за крупной, так и за мелкой моторикой как раз располагается в этих зонах. Чрезмерное сокращение или напряжение мышц тормозит действия, ответственные за контроль за инструментами, которые мы держим в руках. Когда исчезает напряжение при движениях с участием крупной моторики (в мышцах плеч и области груди), то усиливается эффективность развития навыков тонкой моторики, и это поддерживает ее успешную работу во всех составных частях тела. Упражнение способствует расслабленному использованию диафрагмы и повышает возможности дыхания, координирует связь «руки - глаза» при манипулировании инструментами, улучшает фокус зрения и позволяет сосредотачиваться без напряжения, улучшает дыхание и способствует спокойному размышлению, повышает способность адекватного выражения мыслей, повышает энергию в руках и пальцах (избавляет от чрезмерного надавливания на спусковой крючок во время стрельбы). Для выполнения упражнения необходимо сосредоточиться на ощущениях в своих руках, когда они свободно висят по сторонам. Активизировать одну руку путем воздействия на её плечё другой рукой в четырёх направлениях (в сторону от головы, вперед, назад и к уху), голова в это время расслаблена, рука, испытывающая воздействие, сопротивляется. Затем, после расслабления руки, сравните длину, расслабление и подвижность обеих рук, и только затем активизируйте другую руку. Можно активизировать руку, опустив ее вниз. Делайте выдох во время активизации руки, медленно выдыхая на счет восемь или больше. Можете заметить, как улучшается расслабление, увеличивается координация и «жизненность» руки в процессе снятия с нее напряжения. После выполнения этого упражнения можно повращать или потрясти плечами, обращая внимание на их расслабленное состояние. Возможны также некоторые вариации данного упражнения. - Сделайте несколько полных вдохов и выдохов в каждой позиции активизации руки. - Во время активизации руки сделайте вдох для того, чтобы «открыть» диафрагму. - Это упражнение можно делать сидя, стоя или лежа. - Активизацию руки можно делать в различных направлениях (над головой, внизу и за спиной). «Расслабление стоп ног» способствует интеграции задних и передних отделов мозга, улучшает внимание, снимает напряжение в подколенных сухожилиях, облегчает наклон вперед при сохранении тела в расслабленном состоянии, повышает способность следовать логике задания и завершать его. Упражнение «Расслабление стоп ног» направлено на переобучение процесса движения и восстановление естественной длины сухожилий стоп и нижней части ног. Связки и сухожилия сокращаются в ответ на информацию об опасности. Эта ответная реакция мозга сокращает и отклоняет тело назад. Придерживая сухожилия и растягивая икроножную мышцу, необходимо активизировать стопу и таким образом ослабить влияние оборонительного рефлекса, отклоняющего тело назад. Упражнение выполняется следующим образом: В позиции сидя положите лодыжку на другое колено, кончиками пальцев обхватите основание и место прикрепления сухожилия икроножной мышцы. Можно представить мышцу и ее сухожилия, идущие от колена к лодыжке. Найдите наиболее напряженные места в связках - в начале или в конце мышцы. Затем, мягко придерживая их, растяните мышцу до полного ее расслабления. Прижимая напряженные места в мышце, медленно и методично активизируйте далее стопу, приводя ее к себе и отводя от себя до тех пор, пока выполнение этого движения не станет легким. Затем повторите упражнение по отношению к другой икроножной мышце и стопе. Возможны некоторые вариации выполнения этого упражнения: - Найдите напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте стопу. - Плотно обхватите зоны впереди колена и у лодыжки и делайте сгибание стопы. Это расслабит большую и малую берцовые мышцы, расположенные вдоль большой берцовой кости. - Стопа на полу. Выпрямите ногу перед собой, прижмите мышцу позади ниже колена и впереди лодыжки и сгибайте стопу. «Помпа» переформировывает движения, влияющие на восстановление естественной длины сухожилий стоп в нижней части ног. В момент восприятия опасности эти сухожилия сокращаются и готовятся к бегу (избеганию). В этом упражнении человек пытается достать пяткой пол и таким образом удлиняет икроножную мышцу. Этим он снижает влияние оборонительного рефлекса и возвращает мышцам нормальный тонус. Упражнение способствует интеграции передних и задних отделов мозга, повышает способность к завершению начатого процесса, увеличивает время сосредоточенного внимания, улучшает навыки сосредоточения и реагирования. Упражнение выполняется следующим образом: - Встаньте и держитесь руками за стену или спинку стула. Расположите одну ногу позади корпуса тела, а другую впереди. Делайте выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная позади, должна быть выпрямлена. Держите корпус прямо. - В начале упражнения пятка ноги, расположенной позади, поднята от пола, и вес тела приходится на ногу, выставленную вперед. Далее вес с этой ноги переносится на ногу, расположенную позади, а пятка, по возможности, опускается на пол. - Делайте выдох при движении, когда пятка опускается на пол, и вдох, когда нога расслабляется и пятка поднимается от пола. Повторите упражнение три раза или более. Возможны некоторые вариации этого упражнения: - Растягивайте сухожилия ног дальше, увеличивая для этого шаг и пытаясь пяткой достать пол. - Растяните мышцы верхней части ноги (подколенное сухожилие) сильнее, делая больший выпад на ногу выставленную вперед, и, затем перенося вес тела на ногу, расположенную позади. «Гравитационное скольжение» - переформирующее движение, направленное на восстановление и интегрирование связей между подколенными сухожилиями, мышцами бедер и ягодиц. В этом движении используется равновесие и гравитация для ослабления напряжения в бедрах и икроножных мышцах. Упражнение помогает найти более удобную позу при сидении и стоянии. Выполнение настоящего упражнения активизирует ощущение баланса и чувство координации, даёт ощущение заземления и центрированности, повышает зрительное внимание, расслабляет позу во время длительного сидения. Интеграция задних и передних отделов мозга, происходящая при выполнении упражнения, углубляет дыхание и повышает энергию тела, способствует движению верха и низа тела как единого целого. При выполнении этого упражнения сидите удобно, перекрестив ноги в лодыжках. Тело и голову наклоняйте вниз вслед за руками. Упражнение выполняется следующим образом: - Сделайте наклон вперед, как бы отдавая тело действию закона земного притяжения. В этом упражнении важно почувствовать, как верхняя часть тела, словно некий поток, отделяется от надежного основания - ног и бедер. Наклоны грудной клетки вперед растягивают мышцы ног и спины, позволяя им расслабиться. - Наклонитесь вперед, опустите голову, позвольте рукам скользить в разные стороны как можно дальше. Делайте выдохи при наклонах вниз и вперед и вдох при подъеме тела и рук, которые движутся параллельно полу. Повторите упражнение трижды, затем измените перекрестное положение ног. Кроме того, возможны вариации выполнения этого упражнения: - Когда вы отработаете упражнение «Гравитационное скольжение», делайте его с закрытыми глазами. - Делайте упражнение стоя. Встаньте, скрестив ноги в лодыжках, и примите удобное сбалансированное положение. Наклоняясь от пояса, опустите расслабленную голову и руки вниз; сделайте выдох. Сухожилия под коленями должны быть свободными, а спина прямой. «Заземлитель» - упражнение, растягивающее и расслабляющее подвздошно-поясничную группу мышц. Эти мышцы напрягаются из-за длительного сидения или стресса в области таза, мешает их свободной работе. Вовлечение мышц бедер сокращает мышцы и сухожилия крестцово-остистой зоны, делает неглубоким дыхание и мешает ритму движений костей черепа. Состояние подвздошно-поясничной группы мышц очень важно для работы тела. Эти мышцы стабилизируют и заземляют тело. Свобода их движений необходима для баланса, координации телодвижения в целом, а также для фокуса тела, в частности. Упражнение надежно активизирует мышечную систему, которая соединяет, обеспечивает движение и стабилизирует взаимодействие верха и низа тела, его левой и правой сторон, переда и спины. Это мягкое удлиняющее и расслабляющее мышцы упражнение развивает пространственное восприятие, способствует релаксации всего тела, релаксации мышц глаз. Кроме того, оно способствует большей стабильности и балансу, улучшает концентрацию внимания, способствует движению верха и низа тела как единого целого, выравнивает уровень бедер (избавляет от ротации, «скручивания» связок и мышц). Упражнение выполняется следующим образом: - Расставьте ноги шире плеч. Разверните ноги под прямым углом друг к другу. - Согните одну ногу в колене и перенесите вес тела на пятку этой ноги; другая нога остается прямой. - Нога со стороны согнутого колена мягко, как бы по прямой линии, скользит вниз, полностью опираясь на стопу, - тело принимает позу «Стрелка из лука» (без чрезмерного приседания). - Опускайтесь торсом и тазом равномерно. Держите корпус прямо. Согните колено, сделай выпад на согнутую ногу и поверните голову в сторону согнутой ноги. - В упражнении растягиваются внутренние поясничные мышцы, мышцы бедра вытянутой ноги. Возможны вариации выполнения настоящего упражнения: - Для более глубокого расслабления подвздошно-поясничной группы мышц ноги, делайте упражнение «Заземлитель», поставив согнутую ногу на сиденье стула. - Опускайте корпус тела еще ниже, развернув его в сторону согнутой ноги. Расслабьтесь в этой позиции и дышите глубоко. «Энергетизирующая зевота». Зевота это природный зевательный рефлекс, который повышает циркуляцию крови в мозге и стимулирует работу всего тела. Более 50% нейрологических связей между телом и мозгом проходит через сухожилия челюстей. Связь между проприоцепторами в челюстях, бедрах и стопах - это ключ к балансу всего тела и установлению равновесия тела. Мышцы челюстей часто самые напряженные в теле человека. В идеале мы должны зевать свободно, но стараемся избегать этого, что создает устойчивое напряжение в мышцах и связках челюстей. Если плотно прикоснуться и держать напряженные места на скулах во время зевания, это поможет балансировать движение костей черепа и расслабит напряжение в мышцах головы и челюстей. Упражнение выполняется следующим образом: - Представьте, что вы готовы зевнуть, закройте глаза и помассируйте зоны соединения нижних и верхних коренных зубов. Мышцы, расположенные вокруг верхних коренных зубов, участвуют в открывании рта, а те, которые располагаются выше нижних коренных зубов, отвечают за его закрывание. - Сделайте глубокий расслабляющий звук зевоты и массируйте эти мышцы. - Повторите упражнение 3-6 раз. Возможны вариации в выполнении этого упражнения: - Найдите места связок между челюстями, открывая и закрывая рот и прикасайтесь к ним кончиками пальцев. Рот открыт, но не напряжен, представьте, что вы зеваете, и в это время массируйте передние связки мышц. - Легко прикоснитесь к обеим связкам челюстей, обхватив нижнюю челюсть ладонями. Слегка откройте рот для расслабления, прогладьте руками вниз вдоль челюсти и почувствуйте, как напряжение в их мышцах «тает» под вашими пальцами. - Для того чтобы активизировать работу языка, «расширьте» и прижмите его к верхнему небу во время выполнения «Энергетической зевоты». Выполнение данного упражнения улучшает сенсорное восприятие и моторную функцию глаз и мышц, отвечающих за звучание и жевание, улучшает процессы окисления в организме, способствует надежному и спокойному функционированию всего тела, спокойной работе мышц лица. Кроме того, улучшается зрительное внимание и восприятие, способность выбирать нужную информацию, упражнение помогает расслабить глаза (стимулирует выделение влаги в глазах), улучшает равновесие тела».     Комментарий: Наименование упражнений приводится в терминологии «Образовательной кинесиологии» на основании пособия П. Денисон и Г. Денисон «Гимнастика мозга» ЧОУПП «Восхождение», 1997 год. Приёмы самомассажа приведены на основании системы «Оздоравливающее прикосновение», системы точечного массажа Шиатсу и системы акупрессуры Ен Шинь.   Ведущий объясняет и демонстрирует обучаемым основные приёмы, способы и правила самомассажа, сочетание самомассажа с приведёнными выше упражнениями. Заостряет внимание обучаемых на необходимости постоянно следить за состоянием своего тела, профилактировать застойные явления в мышцах, накопление продуктов метаболизма, состояние суставов и связок. В контексте приводимых упражнений, и приёмов самомассажа ведущий обращает внимание обучаемых на значение воды для организма человека: «Вода - отличный проводник электрической энергии. 2/3 тела человека, около 70%, состоит из воды. Все электрические и химические действия мозга и центральной нервной системы зависят от проводимости электрических связей между мозгом и сенсорными органами, которые поддерживаются водой. Подобно тому, как дождь падает на землю, вода лучше всего впитывается телом, если попадает в него регулярно небольшими порциями. Стрессы снижают уровень воды в теле, ведут к обезвоживанию его клеток. Вода нужна для правильного функционирования лимфатической системы. (Клеточное питание и выведение шлаков зависит от работы лимфатической системы). Все другие жидкости, которые поступают в тело в процессе питания, перерабатываются как продукты. Вода, если принять ее за 20 минут до еды и через час после еды, растворяет желудочный сок, Продукты, которые содержат естественную воду, такие как фрукты, овощи, помогают обеспечить систему водой. Их очищающее действие помогает абсорбции воды через стенки кишечника. Обработанная пища не содержит воды и, подобно кофе и подобным напиткам, ведет к обезвоживанию. Работа с электронной техникой (компьютерная система, телевизор) ведет к обезвоживанию тела. Традиционный путь обеспечения тела водой - это прием 25 мл. воды на килограмм веса тела каждый день, особенно при стрессе. Человеку трудно «прописать дозу» воды, но при наличии соответствующей информации он сам может определить необходимое ему количество. Вода необходима в организме для: - надежных электрических, химических действий между мозгом и нервной системой; - надежного накопления и оживления информации; - улучшения концентрации внимания (снижения умственного утомления); - повышения способности двигаться и быть активным; - улучшения умственной и физической координации; - снижения стресса». Ведущий отвечает на вопросы обучаемых, напоминает названия упражнений, помогает сформулировать под запись содержание упражнений и показания к их применению.
    20 мин   15 мин   30 мин     20 мин     мин   5 мин   5 мин     10 мин   10 мин   10 мин   10 мин     10 мин     10 мин   10 мин   10 мин     30 мин     10 мин     10 мин   10 мин     30 мин       20 мин   10 мин   5 мин

Комментарий:

В конце данного раздела некоторым специализированным группам мы давали материал по экстренной темновой адаптации глаз. Этот материал включает в себя теоретическую часть и практические приёмы оптимизации работы глаз при резкой смене освещения. Здесь мы приведём некоторые выдержки из конкретных занятий.

Ведущий: «В Вашей профессиональной деятельности могут возникнуть ситуации, востребующие такое специфическое качество психики, как ночное зрение. И от того, насколько его глаза подготовлены к функционированию в ночных условиях, в решающей степени будет зависеть эффективность наблюдения и охраны в целом. Глаз человека отличается высоким развитием нервных элементов, совершенной оптической системой и разнообразными мышечными устройствами, позволяющими производить поворот глаз и настройку их оптического аппарата. Это дает человеку возможность фиксировать огромный диапазон видимых световых раздражителей, интенсивность которых может различаться в 10 миллиардов раз.

Учитывая это, психологи и физиологи различных стран активно исследовали закономерности ночного зрения человека. Особенно интенсивно такие поиски велись в годы второй мировой войны и были нацелены на решение конкретных прикладных военных задач. В процессе исследований выявлено, что сетчатка глаза имеет сложное строение. Она состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевым аппаратом; колбочками и палочками, которые представляют собой рецепторы света. Колбочки и палочки различным образом реагируют на разную интенсивность света. Первые обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного видения, позволяющий различать цвета (их насчитывается в сетчатке около 130 миллионов). Повышение световой чувствительности глаз по мере пребывания в темноте получило название темновой адаптации.

Темновая адаптация начинается с момента погружения глаз в темноту. Нарастание световой чувствительности происходит непрерывно в течение всего времени пребывания в темноте и стабилизируется через 60 - 80 минут (!). Особенно интенсивно адаптация происходит в первые 15 - 30 минут(!). А это значит, что выйдя из помещения с ярким освещением в темноту Вы в течение часа не способны вести эффективное наблюдение.

Знание закономерностей ночного видения позволяет существенно ускорить время темновой адаптации глаз, повысить их чувствительность к свету. Каковы же эти закономерности?

Во-первых, колбочки и палочки как рецепторы света распределены по сетчатке глаза неравномерно. Первые расположены в центре, вторые - на периферии. Отсюда следует, что для обнаружения малозаметных объектов в ночное время их лучше рассматривать периферической частью сетчатки.

Во-вторых, колбочки и палочки заметно отличаются по степени чувствительности к свету с различной длиной волн. Так, глаз, адаптировавшийся к темноте, наиболее чувствителен к длинам волн порядка 511 миллимикрон и относительно не чувствителен к длинам волн, превышающим 620 миллимикрон. Это означает, что при ночном зрении глаз максимально чувствителен к синему свету и относительно не чувствителен к красному. Говоря другими словами, объекты синего цвета ночью мгновенно обнаруживаются человеком, но при этом возможна темновая дезадаптация глаз (т.е. снижение их чувствительности к свету, «засветка»).

В годы второй мировой войны в армии США были сконструированы плотно прилегающие красные очки, которые не пропускали лучей с длиной волны меньше 620 миллимикрон, но через которые проходило достаточно света для функционирования колбочкового зрения. В таких очках человек мог находиться в хорошо освещенном помещении и одновременно полностью адаптироваться к темноте. Это позволяло практически исключить этап темновой адаптации глаз и мгновенно включаться в деятельность.

Интересен и такой факт. Несмотря на знание этой закономерности, в 1939 году Париж и Лондон перешли на светомаскировку с использованием синего света. Такая "маскировка" помогала немецким летчикам мгновенно обнаруживать цели и одновременно ослепляла расчеты средств французских и английских ПВО.

В-третьих, существует определенная динамика темновой адаптации глаз. Через 5 минут чувствительность глаза увеличивается на 30% от исходного уровня, через 15 - 20 минут - на 80%. Это время зависит от перепада между старой и новой, устанавливающейся чувствительностью. Одно дело, когда человек погружается в темноту из полумрака, другое - когда он предварительно находился в ярко освещенном помещении.

В-четвертых, выявлена закономерность дезадаптации глаз человека к темноте. Так, засветка адаптировавшегося к темноте глаза в течение 5 секунд снижает его чувствительность на 8 - 10 минут. На это же время снижается своевременность и дальность обнаружения объектов.

В-пятых, установлена закономерность функционирования симпатической нервной системы человека, проявляющаяся в том, что возбуждение одной из систем симпатической иннервации влечет за собой возбуждение прочих симпатических систем. Исходя из этого, группа ученых Института психологии АПН РСФСР под руководством К.Х. Кекчеева в 1941 -1946 гг. исследовала способы улучшения ночного зрения военнослужащих (разведчиков, диверсантов, наблюдателей, часовых). Были выделены так называемые физиологические стимуляторы, позволяющие в короткое время значительно повысить световую чувствительность глаз. К таким стимуляторам отнесены; а) форсированное дыхание (углубленное, резкое дыхание, начинающееся с полного выдоха); б) термические раздражители (обтирание лица холодной водой, холодный компресс на затылок); в) вкусовые раздражители (прием небольшого количества вкусной пищи - 10 граммов сахара или сладко-кислой таблетки); г) легкая мышечная работа (простейшие гимнастические упражнения). Проведенные эксперименты до сих пор считаются классическими, а полученные результаты - актуальными. Они свидетельствуют о том, что применение физиологических стимуляторов позволяет повысить чувствительность ночного зрения и слуха на 40 - 50%. Время темновой адаптации глаз сокращается с 40 - 50 минут до 4 - 5 минут, то есть зрительная чувствительность возрастает в 10 раз быстрее, чем при темновой адаптации без применения стимуляторов. При этом однократное их применение обеспечивает повышение чувствительности на 1 - 1,5 часа, многократное - на 2 - 3 часа. Одновременно названные стимуляторы являются надежным и эффективным средством снятия утомления в области кинестетической и сенсорной деятельности.

В других опытах, также ориентированных на нужды сражающейся армии и осуществляемых под руководством Л.А. Шварц, большие сдвиги зрительной чувствительности достигались посредством эмоционально-волевого усилия. Оказалось, что при использовании специальных инструкций, требующих определенного уровня чувствительности в установленные сроки, она находилась на 470 - 845% по сравнению с исходной. Здесь психологическими механизмами изменения показателей чувствительности выступают убеждение (самоубеждение), внушение (самовнушение), настрой. Выявлено также стимулирующее влияние на остроту ночного зрения различного рода приятных раздражителей. Так, например, после употребления небольшого количества вкусной пищи (сахара), чувствительность ночного зрения возрастает на 210%, при прослушивании приятной музыки - на 240%. И, напротив, при прослушивании грустной музыки чувствительность к свету снижается на 60% и при употреблении горькой пищи - на 50%. Имейте для работы в ночное время в кармане пакетик со смесью сахара с чаем. Вещества, содержащиеся в чае значительно обостряют ночное зрение.

Простейшим способом ускорения темновой адаптации глаз является закрытие одного глаза за 4-5 мин перед выходом в темноту. Это даёт возможность ему адаптироваться и Вы не останетесь слепым в темноте. Кроме того ночью при вспышках, запусках осветительных ракет, в свете фар автомобиля, при пользовании фонарём, закрывайте один глаз. Не смотрите на источник света, не смотрите на костёр, не подсвечивайте себе фонарём. Помните, что ночью Ваши глаза могут видеть почти также хорошо, как днём. Необходимо только подготовить их к этому, настроить и не сбивать эту настройку».

 

Подведение итогов дня (15 мин).

Ведущий напоминает цели и задачи прошедшего дня, отработанные в течение дня темы. Проводит краткий разбор организационной части работы. Коротко говорит о том, в чём будет заключаться работа следующего дня. Даёт обучаемым домашнее задание следующего содержания: до начала занятий следующего дня в обязательном порядке прочитать свои записи, сделанные в ходе работы; один-два раза попробовать ввести себя в трансовое состояние, как на месте, так и в движении; при перемещении пешком опробовать дыхательные упражнения; утром, вместо физической зарядки, сделать несколько изученных упражнений на растяжение мышц и энергетизацию тела.

Ведущий отводит 10 минут на вопросы обучаемых и на то, чтобы все желающие смогли высказаться (допускаются высказывания по любому поводу, если для человека важно высказать это именно сейчас).

Комментарий:

Обычно состояние группы в конце второго учебного дня можно охарактеризовать как «переполнение информацией», «схватывание общего», «переложение общих закономерностей на себя». Ведущий мотив группы – попробовать делать что-то самостоятельно.

Наиболее характерные для этого периода работы высказывания:

- «Чувствуется усталость от работы, но я, кажется, понял, что мне необходимо делать»;

- «Очень хочется поделать самому то, что показывали сегодня и вчера»;

- «Слишком много информации. Мне кажется, что я не запомнил и половины того, чему учили. Но хочется не забыть то, что понял»;

- «Мне очень нравятся занятия. Знаю, что всё это мне нужно. Очень хочется делать всё самому»;

- «Слишком много информации. У меня уже голова полностью забита. Такое ощущение, что я очень много делал не правильно и теперь надо перестраиваться»;

- «Я очень жалею, что не знал всего этого лет десять назад. Мог бы избежать многих ошибок. А сейчас, в общем, мне понятно, что делать дальше»;

- «Мне кажется, вряд ли я смогу воспользоваться этими знаниями на практике, хотя заниматься интересно»;

- «Тяжело запоминается материал. Слишком его много. Всё кажется очень важным. Всё хочется запомнить, но не получается»;

- «Я понял, что можно добиться каких-либо результатов только работая самостоятельно. Так, что я сейчас накапливаю материал, чтобы можно было работать самостоятельно».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь