Проектирование содержания деятельности логопеда в дошкольной образовательной организации




Деятельность логопеда содержит ряд основополагающих этапов. Первый этап – диагностический. В начале учебного года логопед группы для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит углубленное обследование детей, зачисленных в группу на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Результаты такого обследования помогают ему спроектировать индивидуальные планы логопедической работы, уточнить планирование рабочей программы. Нецелесообразно тратить на такое обследование длительное время (1 месяц), традиционно углубленное обследование всех детей, посещающих группу, занимает 2 недели. При необходимости время может быть увеличено, однако, диагностический этап не предполагает отказ от логопедических занятий как вида непосредственно образовательной деятельности.

Занятия в диагностический период направлены на:

– коррекцию и развитие моторной и психологической базы речи воспитанников;

– коррекцию и развитие импрессивной стороны речи;

– уточнение и активизацию словарного запаса воспитанников;

– формирование мотивации к вербальной коммуникации при работе с детьми с ОНР I уровня.

Аналогичное обследование проводит логопед ДОО, не имеющего в своем составе логопедических групп.

Результаты обследования заносятся в журнал (тетрадь) обследования. На всех детей с нарушениями речи, посещающих логопедические занятия, заполняются индивидуальные речевые карты. В связи с тем, что нормативные документы не содержат строгих форм индивидуальной документации логопеда ДОО, а также в связи с необходимостью максимального отражения результатов логопедического обследования конкретных детей, индивидуальные речевые карты могут быть самостоятельно разработаны логопедом дошкольного образовательного учреждения на основе образцов, или могут использоваться готовые формы, представленные в литературе (Н. В. Нищева, Т. А. Фотекова, Л. А. Норовиста, Н. М. Трубникова и др.).

Логопедом заполняется речевой экран, где отражается нарушение звукопроизношения, динамика коррекционной работы, сводная таблица результатов логопедического обследования воспитанников, которые будут частью рабочей программы логопеда. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

В январе проводится промежуточное логопедическое обследование, целью которого выявления динамики коррекционно-развивающей работы. По результатам обследования вносятся коррективы в планирование индивидуальной логопедической работы и, при необходимости, в рабочую программу логопеда.

В последние 2 недели мая проводится итоговое логопедическое обследование с целью выявления динамики коррекционно-развивающей работы, оценки ее эффективности. По результатам обследования вносятся коррективы в организацию и содержание деятельности логопеда наследующий учебный год, оформляется отчет.

Коррекционно-развивающий этап является основным в деятельности логопеда. Коррекционно-речевая работа логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОО и родителей, он добивается высокой и устойчивой результативности.

Формы и режим логопедических занятий: 3-4 дня – в первую половину дня (индивидуальные и подгрупповые занятия согласно расписанию занятий, которое составляется после каждой передвижки детей); 1-2 дня – во вторую половину дня (индивидуальные занятия и работа с родителями). Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей и составляет от 3 до 5 занятий в неделю с длительностью 10-20 минут.

Основная цель индивидуальных логопедических занятий – устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевых нарушений: дислалии, дизартрии, стертой формы дизартрии, ринолалии. В процессе достижения этой цели реализуется принцип системного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.

Содержание индивидуальных занятий:

- нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях);

- нормализация артикуляционной моторики;

- нормализация голоса (при дизартриях);

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация просодики;

- развитие мелкой моторики;

- уточнение произношения и постановка звуков в последовательности, обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в артикуляционной области и степенью ее выраженности без традиционного порядка, рекомендующего сначала постановку свистящих звуков, то есть уточнение или постановку в первую очередь тех звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие звуки или звуки [л], [р]. Артикуляционные уклады для свистящих звуков у детей с дизартрией часто для них более сложны;

- автоматизация уточненных или поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи. Вначале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец (повторение за логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки, схемы, символы и т. д.);

- дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами; -развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;

- уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;

- развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы для оптимизации коррекционно-речевого процесса.

Основной формой коррекционного обучения в логопедической группе детского сада являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

- фронтальных (подгрупповых) занятий;

- индивидуальных занятий;

- занятий подвижными микрогруппами.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника. Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Структура индивидуального логопедического занятия в логопедической группе.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4.. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Несмотря на некоторые отличия в содержании индивидуального занятия на логопункте и в логопедической группе, есть индивидуальные занятия, где структура будет идентичной.

 

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные движения; упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твердости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Формирование речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Формирование легкой и своевременной подачи голоса;

6.Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи: Сопряженная фонема; Отраженная фонема; Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Ст руктура логопедического занятия при ринолалии.

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперед, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Групповые занятия на логопедическом пункте проводятся:

- с обучающимися с ОНР - не менее трех раз в неделю;

- с обучающимися с ФФН – не менее двух-трех раз в неделю;

- с обучающимися с ФН – не менее одного-двух раз в неделю;

- с заикающимися – не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся для детей с ОНР и с дефектами, обусловленными нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата, – (дизартрия, ринолалия) – не менее трех раз в неделю.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми нарушениями речи лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход к организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой-либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется. Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Занятия в подвижных микрогруппах предоставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально-типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Также на занятиях в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико-грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Среди форм организованной образовательной деятельности самая распространенная форма обучения – одновременные занятия с разными подгруппами, но по разным видам деятельности, например, познавательно-исследовательская и изобразительная деятельность. Для ее решения можно воспользоваться опытом проведения одновременных занятий, объединенных общим сюжетом, и прибегнуть к нескольким вариантам, предложенным Т. С. Комаровой и Н. П. Сакулиной:

- начать занятие с воспитанниками, относящимися к «норме развития», и решать задачи, предусмотренные программой, затем, после краткой беседы, продолжить занятие со всей группой, предлагая каждой подгруппе свои задания. При этом, объясняя задания детям с проблемами в развитии, логопед может целиком опираться на опыт нормально развивающихся сверстников и даже использовать их работы.

- провести основную часть занятия со всеми детьми, но с детьми, имеющими проблемы в развитии, закончить раньше. Это может быть связано с более простыми заданиями, которые им даются. Чтобы в процессе объяснения заданий нормально развивающимся воспитанникам дети с особыми образовательными потребностями не потеряли интереса к предстоящей работе, логопед использует последних в качестве ассистентов.

Более эффективная форма организации обучения детей – одновременные занятия с возрастными подгруппами в одном виде деятельности, но с разным программным содержанием, как, например, у О.Л. Князевой и М. Д. Маханевой. Их преимущество заключается в том, что логопед получает возможность сосредоточить свои усилия на одном виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка дидактических материалов и оборудования, сокращается общее время, отведенное в режиме дня на проведение занятий.

В. Г. Алямовская предлагает такую структуру тематического плана при планировании коррекционных занятий.

Таблица 3

Пример структуры тематического плана

 

Наименование блока Название темы, краткое содержание Кол-во часов Формы организации занятий
  Базовый Домашние животные   …. …. ….
    Дикие животные            
  Развивающий Почему у человека нет хвоста            
    ………. ……          
  Творчество/ Коррекция Гостиница для зверей            
    …… ……          
  Рейтинговые занятия              
    …………. …..          
Итого по плану            

Б

 

Б азовый блок включает темы занятий, главная цель которых – дать детям необходимую базу знаний и сформировать определенные навыки учебной деятельности.

В развивающем блоке указываются темы занятий, на которых детям придется «добывать» знания самостоятельно.

В блоке «Творчество/Коррекция», описываются условия для применения полученного познавательного опыта в незнакомой ситуации, а также (если возможно) для трансформации знаний в других видах детской деятельности.

В блоке контрольно-срезовых занятий оценивается динамика развития ребенка в области усвоения учебного материала, личностного развития, творческого потенциала, позволяющих своевременно фиксировать личностный опыт ребенка в каждом конкретном виде образовательной деятельности.

Фронтальные занятия и занятия в микрогруппах могут иметь следующую структуру (Н. В. Микляева).

Тема:

Дата проведения занятия:

Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР, ФФН, ФН):

Цели и задачи

Приоритетная образовательная область:

Интеграция образовательных областей:

Оборудование:

- для детей

- для учителя-логопеда

Планируемые результаты (предпосылки УУД):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: