Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности логопеда (из опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил)




В настоящее время логопед ДОО осуществляет свою деятельность на основе рабочей программы. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования к основной образовательной программе ДОО.В Законе «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ ст. 48 п.2 «Обязанности и ответственность педагогических работников» говорится: «педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой». Но в законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Определить что такое «рабочая программа» можно, основываясь на трактовке понятий «рабочая» и «программа». Очевидно, что понятие «программа» связано, во-первых, с проектной деятельностью педагога по реализации образовательной деятельности и, во-вторых, с понятием «образовательная программа». Несомненно, что рабочая программа является видом образовательной программы, следовательно, должна иметь сходное предназначение и структуру. Рабочая программа в ДОО это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (логопеда).

Рабочая программа индивидуальный инструмент логопеда, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата, соответствующего ФГОС ДО.

Рабочая программа документ, разрабатываемый логопедом в целях определения объема, структуры и содержания образовательной деятельности.

Цель рабочей программы планирование, организация и управление коррекционно-развивающим процессом. Задачи рабочей программы определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательной деятельности и контингента воспитанников в текущем учебном году.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

1) нормативную (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками);

2) информационную (позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательным областям, направлениям работы);

3) методическую (определяет используемые методы и приемы, образовательные технологии);

4) организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения);

5) планирующую (рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования).

Логопед при составлении рабочей программы может самостоятельно произвести следующие действия:

- составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной области, направления работы, не превышая при этом предельно допустимые нагрузки, рекомендуемые СанПиНом;

- раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных в государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерной программе, с той степенью конкретизации, которая отвечает реальным условиям;

- устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, с учетом структуры используемого учебно-методического комплекта);

- корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками, с учетом материально-технической базы.

В связи с тем, что, что во ФГОС дошкольного образования тоже не определены требования к рабочей программе, логопед имеет право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Однако необходимо отметить, что во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одном учреждении, на уровне дошкольного образовательного учреждения необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, логопедов, закрепив данные требования локальным актом – «Положением о рабочей программе педагога дошкольной образовательной организации».

Далее рассмотрим структурные компоненты рабочей программы логопеда логопедической группы и логопеда дошкольного логопункта.

Вариант 1. Структура рабочей программы логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), предложенная Н.В. Нищевой.

Рабочая программа должна иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- проектирование образовательной деятельности в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС ДО;

- информационно-методическое обеспечение.

На титульном листе рабочей программы представляется следующая информация: полное наименование образовательной организации; грифы рассмотрения, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, фамилия, имя и отчество разработчика программы (полностью), должность, название города, год составления программы;

В пояснительной записке обосновывается актуальность программы, описываются теоретические основы и специфика содержания программы, указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательной организации, особенности региона, указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО, определяются условия, необходимые для реализации программы, раскрываются особенности организации педагогического процесса, размещается информация об используемых образовательных технологиях, указывается временная продолжительность реализации программы, срок реализации, описывается инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.

- Раздел «Проектирование образовательного процесса» включает в себя: учебный план (сетку занятий);

- комплексно-тематический план с указанием периода времени, необходимого для изучения разделов, тем (или тематическое планирование, работы с указанием периода времени, необходимого для изучения разделов, тем и перспективное планирование работы);

- модель календарного планирования;

- режим дня;

- график работы логопеда;

- расписание работы логопеда;

- инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.

Раздел «Информационно-методическое обеспечение программы» содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, методической литературе, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения.

В приложениях к программе могут быть представлены конспекты занятий, сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей и т.п.

Вариант 2. Структура рабочей программы логопеда дошкольного логопункта.

Структура рабочей программы:

- титульный лист;

- целевой раздел;

- содержательный раздел;

- организационный раздел.

Титульный лист содержит:

1. Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом).

2. Название программы

3. Срок реализации программы: на... учебный год

4. Грифы рассмотрения, согласования (с указание номера протокола и даты рассмотрения) и утверждение рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи руководителя образовательного учреждения).

5. Ф.И.О. педагога.

6. Название города.

7. Год составления программы.

Целевой раздел программы включает пояснительную записку, которая содержит цель и задачи реализации рабочей программы, специальные принципы и подходы к организации логопедической деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей. А также примерные ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы. Кроме того, здесь дается ссылка на нормативно-правовые документы и указывается срок ее освоения.

Содержательный раздел программы: модель организации коррекционно-развивающей работы, включает содержание и комплексно-тематическое планирование 1-2 образовательным областям, вариативные формы, методы, средства и технологии и формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Организационный раздел программы описывает условия реализации (предметно-развивающая среда, методическое обеспечение по образовательным областям, особенности образовательного маршрута некоторых воспитанников) и структуру реализации образовательного процесса (режим дня, виды образовательной деятельности, образовательную нагрузку по САНПиНам, реализуемые образовательные технологии.

Далее представлена рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности логопеда дошкольной образовательной организации в условиях логопункта, разработанная Андросенко Ю.А., логопедом МАДОУ «Детство» комбинированного вида (сокращенный вариант).

 

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с учетом программ: «Обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы)» (сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б.), «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации» (сост.: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.), «Коррекционное обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации» (сост.: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

О сновной задачей реализации рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Работа строится по следующей схеме:

1-е две недели сентября – обследование детей ДОУ с 3 до 7 лет, третья неделя сентября – обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в логопункт ДОО, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН 6-го года жизни разделено на 3 периода обучения: I период – последняя неделя сентября - октябрь – ноябрь 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю, 7 час. 30 мин. II период – декабрь – февраль 11 недель, 22 занятия – 2 занятия в неделю, 9 час. III период – март – май 10 недель, 20 занятий – 2 занятия в неделю, 8 час. Звукопроизношение + связная речь. Всего 60 занятий в год - 24 час.30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН 7 года жизни разделено на 2 периода обучения: I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю, 13 час. II период – январь – май, 17 недель, 34 занятия – 2 занятия в неделю, 17 час. Звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь. Всего 60 занятий - в год 30 час.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, с 1 сентября по 31 мая.

1.2. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОО по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа

синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОО.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

1.3. Возрастные и индивидуальные характеристики контингента детей, зачисленных на логопункт

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

В 2015-2016 уч. году на логопедический пункт было зачислено 25 детей. Из них:

15 детей имеют дизартрию, 10 детей – дислалию.

 

5 детей с логопедическим заключением ФНР;

20 детей с логопедическим заключением ФФНР.

Основанием для зачисления стало диагностическое обследование, проходившее с 1по 15 сентября 2015 года, справки от невропатолога и заявления родителей о зачислении ребенка на логопункт.

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко-комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков;

- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми;

- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР

Дети с фонетическим нарушением речи (ФНР)не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

- в отсутствии (пропуске) звука

- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Чаще всего нарушаются:

- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно, двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного ипоследовательного выполнения;в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

2.1 Планируемые результаты освоения рабочей программы

2.1.1. Планируемые результаты освоения рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО

В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентирыне подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможныхдостижений ребенка в области «Речевое развитие»:

- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

- ребенок инициативен, самостоятелен в различных видахдеятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

- ребенок активен,успешно взаимодействует со сверстниками ивзрослыми;

- ребенок способен адекватно проявлять свои чувства,умеетрадоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

- ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам,способен к волевым усилиям;

- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика.

1.2.2.Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок шестого года жизни, посещающий логопункт должен:

- правильно артикулировать все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- свободно пользоваться речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использовать разнообразные ролевые высказывания.

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;

- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок седьмого года жизни, посещающий логопункт должен:

- правильно артикулируровать все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

- свободно пользоваться речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора;

- участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- членит слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- проводит звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы

- использовать слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользоваться эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использовать разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы.

 

- называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОО, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т. Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

2. Содержательный раздел

2.1Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта МАДОУ

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт МАДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОО – подгрупповая и индивидуальная. Основной формой работы с детьми является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОО условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь – ноябрь;

2 период – декабрь – февраль,

3 период – март – май.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту ООД, составленному логопедом. По договоренности с администрацией МАДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОО задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической ООД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня (как правило, занятия с логопедом во вторую половину дня проводятся в среду).

В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни – 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОО, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР – 1 год. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

- осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОО и их интеграции в образовательном учреждении.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

Для реализации коррекционно-развивающей работы были разработаны следующие документы:

1. Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОО, с родителями, с детьми.

2. Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР (Приложение 1);

3. Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР (Приложение 2);

4. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОО на 2015-2016 учебный год (Приложение 3).

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

2. Словесные

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики.

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной прог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: