Тема 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ........................................... 16




Граб Л.М.

 

Тематическое планирование коррекционной работы в логопеди­ческой группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М.: «Изда­тельство Гном и Д», 2005. — 56 с.

 

 

Пособие предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, страдающими ОНР. В комплекте с ра­бочей тетрадью по развитию графических навыков и навыков конструиро­вания оно поможет спланировать работу по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Пособие содержит задания, развивающие восприятие, внимание, па­мять, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы.

Адресовано логопедам дошкольных образовательных учреждений.

 

 

Издатель— А. П, Казаков

Редактор — Н.Е. Ильякова

Корректор — И.Н. Максимова

Обложка — Н.Г. Надворская

Оригинал-макет — Н.М. Залипаева

 

Тиражирование осуществлено ООО «БИРС»

Тел./факс (095) 264-27-73 (магазин); 255-96-22 (издательство).

 

Сдано в набор 18.11.03. Подписано в печать 20.02.05.

Печать офсетная. Объем-3,5 п.л. Формат 70x100/16.

Тираж 4.000 экз. Заказ № 1973.

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Малоярославецкая типография»

249090, г. Малоярославец, ул. С. Беляева, д. 5.

 

©Граб Л.М., 2004.

© Оформление. ООО «Издательство «Гном и Д», 2005.


Введение

Данное пособие адресовано логопедам для проведения занятий с детьми 5-6 лет в группах с ОНР. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы, а также графические навыки и навыки конструирования. Материалы пособия помогут выстроить работу над 26 лексическими темами. Планирование по каждой теме включает следующие разделы:

—словарь и словообразование;

—грамматический строй;

—развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышленния);

—связная речь;

—развитие графических навыков.

 

В разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование.

 

В разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидактические приемы, цель которых — формирование у ребенка определенных грамматических представлений и навыков.

 

В раздел 3 «Развитие психических функций» входят: игры и упражнения на развитие психических процессов, которые проводятся с использованием приведенной в первом разделе лексики; проблемныевопросы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность и задания, формирующие у ребенка «языковое чутье».

Раздел 4 «Связная речь» включает различные виды работ по развитию связной речи, с указанием тем рассказов.

Раздел 5 «Развитие графических навыков». Он представлен отдельной тетрадью, которая содержит задания на развитие графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию.

 

  Тема 1: ОСЕНЬ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметней словарь:осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина,ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, бел­ка, медведь, заяц, плащ, куртка, са­поги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес. 2. Глагольный словарь:опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, за­сыхать, дуть, засыпать, собирать. 3. Словарь признаков:красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным. 4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро. 5. Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно —солнечно 6. Словообразование: 1) прилагательных от наречий (поздно — поздний, хмуро — хмурое); 2) глаголов от прилагательных (красный— краснеть); 3) прилагательных от существительных (холод— холодный, клен— кленовый); 4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); 5) существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник); 6) сложных слов (листопад). 7. Подбой родственных слов: гриб. ягода, лист, лес. 8. Многозначность: лист, ножка. шляпка. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний. 2. Образование множественного числа существительных. Лист- листья, гриб — грибы. 3. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существительными. Один гриб: мое лукошко; много ягод. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.) — Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами). —Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...). — Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидо­ры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...). — С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины...).

 

Тема1: ОСЕНЬ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки о предметах по теме. 2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Ассоциативная цепочка к слову «осень», (лист, лужа, гриб, корзина...). 4. Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки). 5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени). 6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву): 7. Определи предмет по части.. 8. Узнай предмет по контуру. 9. Проблемные вопросы: — Как сохранить воспоминания об осени? — Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки? — Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер? — Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник? 10. Объясни значение выражений: — Сесть в лужу. — После дождичка в четверг. — Дрожит, как осиновый лист. 1. Экскурсия в лес. 2. В лес с корзинкой. 3. Осень в городе. 4. Докажи, что на картинке осень. 5. Как звери готовятся к зиме? 6. Труд взрослых осенью. 7. Игры детей осенью. 8. Рассказы по темам: — Признаки осени. — Ранняя осень. — Золотая осень. — Поздняя осень. — Если бы я был листиком... — Сказка о путешествии листочка.  
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.

 

  Тема 2: ОВОЩИ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка. 2. Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть. 3. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый. 4. Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно. 5. Антонимы:крупный - мелкий, рано - поздно, кислый - сладкий, гладкий - шершавый, сажать - собирать. 6. Словообразование: 1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать...); 2) относительных прилагательных (пюре из картофеля - картофельное); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (горошек, огурчик...); 4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка). 7. Подбор родственных слов:овощи, огород. 8. Многозначность: салат, лук. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: лук- горький. 2. Образование множественного числа существительных. Кабачок -кабачки. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Пред- ложный падежи.) — Мешок чего? — Из чего сделан салат? (предлог «из»). — Корзинка с чем? (предлог «с», «со») — Куда сложим урожай? (предлог «в»)  

 

Тема 2: ОВОЩИ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные. 4. Игры на восприятие цвета, формы. размера; — Узнай изображения по контуру. — Что похоже на мышку? На мячик? — Чудесный мешочек. — Узнай на вкус. — Что изменилось? — Раскрась овощи. 5. Проблемные вопросы: — Как надолго сохранить овощи? — Почему так называют: теплица, ого- родник, овощерезка, картофелечистка? 6. 4-й лишний: — овощи-фрукты; — зеленые овощи - красные; — овальные овощи - треугольные; — едят сырыми - готовят. 7. Объясни значение выражений: — всякому овощу свое время. 1. Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы. 2. Описательные рассказы. 3. Рассказы по темам: — Что можно приготовить из овощей? — Путь картошки от посадки до кастрюли. — Сказка 6 любимом овоще. Если бы я был помидором...
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7).   Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, рисование по клеточкам и т.д.

 

  Тема 3: ФРУКТЫ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: Фрукты, аб­рикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм. 2. Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть. 3. Словарь признаков:румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый. 4. Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало. 5. Антонимы: крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый. 6.Словообразование: 1) прилагательных от существительных (яблоко - яблочный); 2) приставочных глаголов (срезать, по- резать, обрезать); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (слива — сливка); 4) сложных слов (садовод). 7. Подбор родственных слов: яблоко, сад. 8. Многозначность: косточка, кисть. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: яблоко - ароматное. 2. Образование множественного числа существительных. Яблоко - яблоки. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гранат, мое яблоко, много груш. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Предложный падежи.) — «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши... — Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов). — Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...). — У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками). — Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...).  

 

Тема 3: ФРУКТЫ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: — Узнай изображения по трафарету. — Что внутри? (Косточки, семечки). — Чудесный мешочек. — Узнай на вкус. —Чего не стало? — Раскрась фрукты. 5- Проблемные вопросы: — Как надолго сохранить фрукты? — Почему так называют: садовод, сухофрукты? 6. 4-й лишний: — фрукты - овощи; — фрукты - продукты; — сладкие фрукты - кислые фрукты; — тропические фрукты - фрукты нашей страны. 7. Объясни значение выражений: — изюминка в человеке. 1. Загадки - описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно - описательные рассказы. 4. Рассказы по темам: — Кто и как ухаживает за садом? — Птицы - друзья сада. — Путь яблочного семечка до яблока. — Рассказ о приготовлении варенья из яблок. — Чем полезны фрукты? — Сказка о любимом фрукте. — Если бы я был яблоком...
5. Развитие графических навыков   Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).   Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам.

 

 

10 Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: инструменты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа. 2. Глагольный словарь: пилить, рубить, строгать, забивать, отвинчивать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать. 3. Словарь признаков: острый, тупой, железный, тяжелый, садовый, рабочий, деревянный, большой, малень­кий. 4. Словарь наречий: тяжело, быстро, гладко, глубоко, ровно. 5. Антонимы: острый -тупой, большой - маленький, тяжело - легко. 6. Синонимы: швея - портниха. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (железо - железный, дерево - деревянный); 2) приставочных глаголов (срубить, отрубить, перерубить); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (топор — топорик; иголка — иголочка); 4) существительных от существительных (сапог - сапожник, огород - огородник). 8. Подбор родственных слов: пила, ключ. 9. Многозначность: ключ, иголка, кисть, ушко, коса. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: топор - острый. 2. Образование множественного числа существительных. Пила - пилы 3. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существительными. Одна пила, мои ножницы, много иголок. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный падежи.) — Потерянные инструменты (нет молотка, нет отвертки...). — Строим скворечник (я возьму молоток, пилу...). — Что кому нужно? (рубанок нужен сто­ляру). — Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой...).  

 

Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета. Формы, размера: — Узнай предмет по части. — Узнай предмет по контуру, по нало­женным изображениям. — Кому какой инструмент нужен? 4. Проблемные вопросы: — Почему пилу делают из железа? — Почему так называют: отвертка, щипцы? 5. 4-й лишний: — инструменты - нет; — музыкальные инструменты - рабочие инструменты; — острые инструменты - нет. 6. Объясни значение выражений: — Мастер на все руки. — Золотые руки. — Сидеть, как на иголках. — Искать иголку в стоге сена. 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (топор — молоток, лопата - мастерок, лопата — совок). 4. Рассказы по темам: — Зачем нужны инструменты? — Папа чинит велосипед. — Помогаю папе. — Сказка о любом инструменте.
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).   Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование предметов по клеточкам.
  Тема 5: ДЕРЕВЬЯ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древесина, лист, листва, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, ягоды, боровик, опенок, лисичка. 2. Глагольный словарь: расти; цвести; шуметь; падать; рубить; собирать. 3. Словарь признаков: зеленый, хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный. 4. Словарь наречий: пышно, высоко, низко, густо, редко. 5. Антонимы: высокий - низкий, толстый- тонкий, гладкий - шероховатый, густо-редко. 6. Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик —белый гриб. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (осина - осиновый); 2) приставочных глаголов (посадим, пересадим); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дуб— дубок); 4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); 5) существительных от существительных (береза — березняк); 6) сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний). 8. Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. 9. Многозначность: лист, игла, лисичка, шишка, сережка. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: елка —зеленая. 2. Образование множественного числа существительных. Ива -ивы, береза - березы. 3. Согласование числительных, местоимений, наречии с существительными. Одно дерево; моя бере­за; много веток. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный падежи.) — Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод, елок). — Откуда упал лист? (предлог «с»: лист с березы, с дуба...). — Грибы, (предлог «под», предложный падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой...). — Прогулка по лесу. (Предлоги «между», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной...).

Тема 5: ДЕРЕВЬЯ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: хвойный, лиственные, плодовые деревья. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: — Какими красками осень раскрасила лес? — Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду. — Назови часть от целого. (Елка - шишка; дуб - желудь). 5. Проблемные вопросы: — Что будет с нашей планетой без деревьев? 6. 4-й лишний: — деревья - цветы; — хвойные деревья - лиственные деревья; — плоды деревьев - овощи. 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (куст - дерево; сосна - ель.). 4. Рассказы по темам: — Как семечко превратилось в дерево? — Зачем нужны деревья? — Приключение шишки. — Осенний лес. — Весенний лес. — Путешествие осеннего листочка. — Как вести себя в лесу. — Шишка: что было раньше, что будет потом? — Если бы я был елкой...
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8). Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.

 


  Тема 6: ДОМ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, потолок, лестница, балкон, окно, подвал, чердак, антенна, стекла, рамы, крыльцо, дверь, квартира, комната, кухня, ванная, спальня, печь, труба, забор, душ, умывальник, кладовка; строи­тель, маляр, штукатур, стекольщик, каменщик, столяр; терем, изба, дворец, замок, землянка, хата, сруб; дупло, муравейник, нора, бер­лога, логово, гнездо, будка; кирпич, камень, дерево, глина, кран; топор, рубанок, молоток, клещи, гвозди, пила, ключ. 2. Глагольный словарь: строить, под­нимать, рубить, строгать, стеклить, красить, возводить, обустраивать, забивать. 3. Словарь признаков: высокий, высотный, маленький, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, глиняный, деревенский, бревенча­тый. 4. Словарь наречий: высоко, низко, удобно. 5. Антонимы: высокий- низкий, боль­шой - маленький, городской - деревенский. 6. Синонимы: дом -жилище. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (бревно - бревенчатый); 2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дом— домик); 3) сложных слов (многоэтажный). 8. Подбор родственных слов: дом, окно. 9. Многозначность: ключ, труба, кран. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: дом — высокий. 2. Образование множественного числа существительных. Дом - дома, рама- рамы. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один дом: много эта­жей; моя квартира. 4. Предложно- падежное управление. (Родительный, Предложный паде­жи.) — Чем работают? (топором). — Что забыл нарисовать художник? (У дома нет...). — Из чего построен дом? (предлог «из»: из досок, из кирпича...). — Где живешь? (предлоги «в», «на»).

 

Тема 6: ДОМ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь.
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера; — Узнай по контуру. — Найди в доме предметы, похожие на геометрические фигуры. — Подбери ключ к замку. 4. Проблемные вопросы: — Как попасть домой, если заблудился? — Зачем человеку дом? — Почему так называют: строитель, землянка, сруб, каменщик, стекольщик, спальня? 5. 4-й лишний: — жилища человека - жилища животных; — строительные профессии - нет. 6. Объясни значение выражений: — Строить воздушные замки. — Как за каменной стеной.   1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (многоэтажное здание — деревянный дом). 4. Рассказы по темам: — Построим дом (по операциям). — Моя квартира. — Моя комната (по плану). — Если бы я был домом...  
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6).   Рисование геометрических фигур, ломаных линий, выполнение штриховки, рисование предметов по клеточкам.

 

 

  Тема 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка; телефон, пылесос, холодильник, магнитофон, фен, торшер, лампа, утюг, светильник; элек­трик, хозяйка, домохозяйка, уборщица. 2. Глагольный словарь: включать, выключать, работать, гудеть, помогать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить. 3. Словарь признаков; электрический, опасный, полезный, домашний, удобный. 4, Словарь наречий; быстро, чисто, опасно, удобно, уютно. 5. Антонимы: длинный – короткий, сильный - слабый, холодный - горячий, включить - выключить. 6. Синонимы: светильник- бра. 7. Словообразование: 1) глаголов от существительных (пылесос- пылесосит); 2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (утюг — утюжок); 8. Подбор родственных слов: свет. 9. Многозначность: вилка. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: утюг — горячий. 2. Образование множественного числа существительных. Утюг — утюги. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один утюг; много телефонов; мой пылесос. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред- ложный падежи.) — От чего шнур? (От утюга). — Плохо без чего? (Плохо без телефона). — Что ты включил? (Включил телевизор, торшер).  

 

Тема7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера; —Определи предмет по его части (щетка - пылесос; экран - телеви­зор). —Найди связи. (Веник- пылесос; лам­па-свеча...). 4. Проблемные вопросы: — Что будет, если отключат электричество? — Чем пользовались люди до того, как появились электроприборы? — Почему так называют: холодильник, морозилка, пылесос, электрик, светильник, уборщица? 5. 4-й лишний: — электроприборы - мебель; — осветительные приборы - нет. 6. Объясни значение выражений: — висеть на телефоне. 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок). 4. Рассказы по темам: — Зачем нужны электроприборы? — Правила пользования электропри­борами. — Помогаю маме. — Что было, когда не было электричества? — Если бы я был утюгом...  
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради(см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3).   Рисование волнистых линий по пунктирным точкам и по образцу; рисование по клеточкам; выкладывание контура предметов из палочек.

 

  Тема 8: МЕБЕЛЬ
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика; краснодеревщик, столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмассе, металл, дуб, береза, сосна. 2. Глагольный словарь; расставить, стоять, спать, сидеть, делать, ско­лотить. 3. Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебель­ный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий. 4. Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа. 5, Антонимы: высокий - низкий, боль­шой - маленький, узкий - широкий. 6. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - деревянный...); 2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (стол— столик); 3) прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный); 4) сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье). 7. Подбор родственных слов: мебель, стол. 8. Многозначность: ручка, ножка. спинка. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку, Согласование существительных и прилагательных: стол — деревянный. 2. Образование множественного числа существительных. Стол -столы. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа: моя кровать: много диванов. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.) — Из чего сделана мебель? (предлог «из»: стол из березы). — Сломанная мебель (предлог «без»: стол без ножки). - Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»). — Расставим мебель (использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»...).

 

Тема 8: МЕБЕЛЬ  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задевая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: кухонная, спальная мебель. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера; — Определи предмет по части. — На какие геометрические фигуры похожа мебель? Узнай мебель на плане. Нарисуй план комнаты. 5. Проблемные вопросы: — Во что превратится стул без спинки, кресло без спинки и подлокотников? — Почему так называют: спинка, подлокотник, стенка, новоселье? 6. 4-й лишний: — мебель - электроприборы; — мебель, похожая на прямоугольник, на круг; — на которой сидят - не сидят (спят); — кухонная мебель - спальная мебель. 7. Объясни значение выражений: — сидеть на двух стульях. 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рас- сказы (стул - табуретка, стул - кресло, диван - кресло). 4. Рассказы по темам: — Моя комната (по плану). — Для чего нужна мебель? — Путь от дерева до стола. — Новоселье (расставим мебель). — Как я убрал в квартире. — Сказка о любом предмете мебели.  
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).   Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; упражнения с элементами конструирования.
  Тема 9: ПОСУДА
1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй
1. Предметный словарь: посуда, кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар. 2. Глагольный словарь; варить. жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать. 3. Словарь признаков: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая. 4. Словарь наречий: удобно, горячо, чисто, красиво. 5. Антонимы: острый - тупой, чистый - грязный, глубокая - мелкая, хрупкая - прочная, пустой - полный. 6. Синонимы: столовая — зал — гостиная. 7.Словообоазование: 1) прилагательных от существительных (стекло - стеклянный); 2) наречий от прилагательных (красивый - красиво, удобный - удобно); 3) приставочных глаголов (поставим, переставим); 4) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (чашка — чашечка); 5) глаголов от существительных (перец - перчить, соль - солить); 6) существительных от существительных (салат — салатница); 7) сложных слов (домохозяйка, скороварка). 8. Подбор родственных слов: соль, перец, салат. 9.Многозначность: ковш, столовая, носик, ручка. 1. Подбои признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: тарелка — глубокая. 2. Образование множественного числа существительных. Чашка -чашки, ложка - ложки. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один нож, много вилок, моя чашка 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.) — Старая посуда (предлог «без»: сковорода без ручки, чайник без носика). — Обед (предлог «из»: достанем котлеты из сковородки, нальем суп из кастрюли). — Битая посуда (разбили чашку, стакан, блюдце). — Накроем на стол (предлог «в»: конфеты - в конфетницу, салат - в са­латницу). - Порежем ножом (хлеб, колбасу, сыр). — С чем тарелки? (предлог «с»: с сала- том, с супом). — Готовим обед (заправим салат малом, хлеб нарежем ножом). — Налей сок (предлог «в»: в чашку, в стакан).  

Тема 9: ПОСУДА  
3. Развитие психических функций 4. Связная речь
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: чайная, кухонная, столовая, фарфоровая, металлическая, хрупкая, прочная. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: — Узнай по контуру. — Узнай целое по части. — Склей разбитую посуду (разрезанные картинки). — Подбери чашки к блюдцам (цветовые представления, соотнести узоры). 5. Проблемные вопросы: — Что будет, если на плиту поставить кастрюлю, чашку, стакан, глиняный салатник, деревянную миску? — Почему так называют: солонка, тёрка, масленка, хлебница, соусник, кофейник, чайник, салатник, селедочница, конфетница, мясорубка, домохозяйка, молочник, скоровар­ка. 6. 4-й лишний: — чайная - столовая посуда; — стеклянная посуда - нет; — посуда, которая бьется - посуда, которая не бьется. 7. Объясни значение выражений: — носить воду решетом; — не в своей тарелке; — толочь воду в ступе. 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (блюдце, чашка - кружка, бокал - стакан, чайник - кофейник). 4. Рассказы по темам: — Зачем нужна посуда? — Накроем стол. — Сказка о любом предмете посуды. — Если бы я был чайником...  
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).   Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; дорисовывание частей предметов; раскрашивание предметов.
  Тема 10: ПРОДУКТЫ
1. Словарь и словообразование ~ 2. Грамматический строй
1, Предметный словарь: продукты, колбаса, мясо, котлета, сосиска, молоко, сметана, кефир, йогурт, простокваша, мороженое, яйцо, лапша, творог, яичница, рыба, рагу, борщ, тесто, мука, соль, сахар, перец, пельмени, фарш, бульон, конфеты, шоколад, торт, хлеб, батон, бутерброд, зерно, продавец, повар, кулинар, кондитер, пекарь, пюре. 2. Глагольный словарь: варить. жарить, печь, кипятить, месить, тушить, тереть, резать, лепить, мешать, есть, обедать, завтракать, ужинать. 3. Словарь признаков: вкусный, острый, кислый, соленый, перченый, мучной, молочный, сладкий, пышный, мягкий, свежий, горячий, холодный. 4. Словарь наречий: вкусно, сладко, горячо, кисло, горько. 5. Антонимы: горячий – холодный, сладкий - горький, острый - пресный, мягкий - твердый, свежий - черствый. 6. Синонимы: повар - кондитер. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (мука- мучной); 2) приставочных глаголов (испечь, запечь); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (торт — тортик); 4) прилагательных от словосочетаний (мясо свиньи — свинина); 8. Подбор родственных слов: соль, сахар, сыр, мука, чай, хлеб, кофе. 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: сметана — свежая. 2. Образование множественного числа существительных. Котлета — котлеты. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна сосиска, мое молоко, много яиц. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.) — Из чего котлеты? (предлог «из» - из рыбы...). — Что пригото


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: