Технология тренинга в работе с детьми дошкольного возраста.




ПРОГРАММА

Государственной итоговой аттестации

по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

магистерская программа: Организация и управление психолого-педагогическим сопровождением дошкольного детства

 

 

Программа рассмотрена:

 

 

на заседании кафедры дошкольной и социальной

педагогики

протокол № 1 от «07 » сентября 2017 г.

заведующий кафедрой ___________/ О.А. Петухова /

Йошкар-Ола

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Перечень примерных вопросов, выносимых на государственный экзамен

1. Фамилистика как наука. Возникновение фамилистики в 60-70-е годы XX века. Роль А.Г.Харчева и М.С. Мацковского в ее возникновении. Фамилистика как отраслевое направление социологии семьи. Причины возникновения фамилистики, истоки ее возникновения. Методология фамилистики.

2.Брак и семья как базовые категории фамилистики. Брак и семья: содержание терминов. Возникновение брака и семьи. Классификация типов брака (И.Ю. Шилов). Типология семьи (И.Ю. Шилов, В.С. Торохтий и др.). Изучение семьи в России.

3.Семья как социальный институт. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Определение семьи. Изменения семьи как социального института. Характерные особенности современной семьи. Нуклеарная семья.

4.Функции семьи. Функции семьи (репродуктивная, воспитательная, экономическая, коммуникативная, досуга и отдыха). Классификация функций семьи А.Г. Харчева. Возникновение новых функций семьи.

5.Педагогика семьи. Воспитательный потенциал семьи. История семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Типология родителей. Общение: взрослый-ребенок. Л.Демоз о стилях отношений взрослых и детей (инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий). М.Мид о трех типах культур передачи межпоколенного опыта (постфигуративный, кофигуративный, префигуративный).

6.Профессиональная этика педагога. Этика педагога как феномен. Структура этики педагога: этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; этика отношений «по вертикали» - в системе «педагог-учащийся»; этика отношений «по горизонтали» - в системе «педагог-педагог»; этика административно-деловых отношений. Специфика профессиональной деятельности педагога.

7.Этика отношений в системе «педагог-учащийся». Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

8. Этика служебных отношений педагога с коллегами. Этика служебных отношений «по горизонтали».Этика служебных отношений «по вертикали». Общие требования к руководителю.

9.Особенности педагогической этики в вузе. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог-студент». Этика и культура педагогического общения в вузе. Вузовское образование и этика науки.Этикет в профессиональной культуре педагога. Принципы корпоративнойя культуры в Марийском государственном университете.

10. Образовательная технология: сущность, классификация, особенности использования в работе с детьми дошкольного возраста. Сущность образовательной технологии.Классификация современных образовательных технологий.Пути проектирования педагогических технологий. Принципы построения педагогической технологии.Специфика технологий дошкольного образования.

 

Технология тренинга в работе с детьми дошкольного возраста.

Классификационные параметры технологии тренинга.Процессуальная характеристика технологии тренинга.Этапы тренинговой работы.Специфика проведения тренинга в разных возрастных группах.

12. Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Классификационные параметры педагогической технологии, основанной на ТРИЗ.Целевые ориентации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ.Основные этапы педагогической технологии, основанной на ТРИЗ.Приемы работы по ТРИЗ-технологии.

13. Этнокультурные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Определение этнокультурных образовательных технологий, виды. Специфика использования этнокультурных образовательных технологий в работе с дошкольниками. «Этноалфавит», «Съемки фильма о народах», «Приветствия разных народов», «История национального имени» и др.

14. Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования. Медико- профилактические технологии.Физкультурно- оздоровительные технологии.Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.Технологииздоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.

15. Сущность межкультурного взаимодействия, стратегии и тактики. Требования к межкультурному взаимодействию. Стратегии и тактики межкультурного взаимодействия. Составляющие межнационального общения в культурном пространстве. Сущность и свойства национально-психологических особенностей.

16. Учет культурных особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательных воздействий. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе. Система воспитательных мероприятий с учетов национально-психологических особенностей людей.

17. Профессионализм в регулировании межкультурного взаимодействия. Сущность профессионализма в межкультурном взаимодействии. Межкультурная компетентность как составляющая профессионализма в межнациональном общении. Готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями разных культур. Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Культура межнационального общения.

18. Системообразующие компоненты межкультурной коммуникации. Универсальные и культурно-специфические компоненты межкультурной коммуникации. Культурологический компонент межкультурной коммуникации. Национальный характер и ментальность. Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов. Личностные характеристики коммуникантов: пол, возраст, уровень образования и т.д. Зависимость коммуникации от культурного контекста

19. Межкультурная коммуникация в информационном обществе и проблемы национальной идентичности. Понятие информации, информационного общества и информационной среды. Понятие коммуникации, массовые коммуникации современной культуры. Структура коммуникативного процесса. Проблема диалога, понимания, своего-чужого, текста в работах М.М.Бахтина.Типология процессов коммуникации. Вербальные и невербальные способы общения. Язык жестов. Контактные и дистантные культуры.Технологии формирования межкультурной компетентности. Межкультурный тренинг. Межкультурный ассимилятор.

20. Заведующий в системе управления дошкольной образовательной организацией Роль и место заведующего в системе дошкольной образовательной организации: структура управления, общие и процессуальные функции руководителя. Основные направления работы заведующего дошкольной образовательной организацией. Взаимодействие заведующего с работниками местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования в процессе управления дошкольной образовательной организацией.

21. Информационное обеспечение управления дошкольной образовательной организацией. Управление дошкольной образовательной организацией как деятельность, носящая информационный характер. Качество работы с информацией и показатели ее оценки.Совершенствование информационного обеспечения управления дошкольной образовательной организацией (новые информационные технологии).

22. Контроль за качеством повышением квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации. Уровни квалификации специалистов. Диагностические карты совершенствования педагогического мастерства педагогических кадров дошкольной образовательной организации. Индивидуальный план повышения профессионального мастерства педагога в межаттестационный период. Публикационная и методическая активность педагогических кадров дошкольной образовательной организации. Выявление стимулирующих и тормозящих факторов развития и саморазвития педагогов, меры по устранению негативного влияния.

23. Управление реализацией современных образовательных программ и технологий в дошкольной образовательной организации. ФГОС как основа для реализации образовательных программ нового поколения. Новые образовательные технологии в системе дошкольной образовательной организации. Соотношение инновационных образовательных программ и технологий в Программе развития дошкольной образовательной организации. Парциальные программы в ДОО по ФГОС: правомерность использования, обзор популярных программ. Составление индивидуальных программ развития детей.

24. Управление экономическим развитием дошкольной образовательной организации. Анализ финансовой деятельности ДОО. Бюджетное финансирование. Основные фонды бюджета ДОО. Планируемые затраты и дефицит бюджета. Внебюджетный доход. Организация платных образовательных услуг. Дополнительные источники финансирования: инвестиции общественности (добровольные пожертвования физических и юридических лиц). Финансирование затрат из собственных средств дошкольной образовательной организации.

25. Игра в современном педагогическом процессе, классификация и характеристика игр. Значение игры в жизни ребёнка. Виды игр в дошкольной педагогике. Творческие игры и игры с правилами. Структура игры.Подбор дидактических игр для детей разных возрастных групп.Приёмы руководства играми.

26. Повышение компетентности родителей в вопросах образования дошкольников Общие цели и задачи воспитания детей в семье и ДОУ.

Необходимость согласования содержания и направленности педагогических воздействий семейного и общественного воспитания.Современные исследования особенностей семейного воспитания дошкольников.

 

27. Содержание, цели и задачи воспитания современного дошкольника. Роль воспитания в развитии личности ребёнка. Роль деятельности в воспитании и развитии ребёнка. Единство взаимодействия воспитания и развития в становлении личности ребёнка.Значение дошкольного детства в становлении личности ребёнка.

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.

28. Детское изобразительное творчество, пути его развития. Определение творческой деятельности художника. Объективная и субъективная основа творчества. Этапы творческой деятельности ребенка. Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа. Черты творческой деятельности. Условия развития детского изобразительного творчества. Зависимость творческого развития от обучения.

29. Деятельность педагогического коллектива ДОО по музыкальному воспитанию детей. Психолого-педагогическая работа по освоению детьми музыкальной деятельности в соответствии с ФГОСДО. Характеристика и содержание совместной образовательной деятельности в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Особенности организации психолого-педагогической работы по музыкальному развитию дошкольников, ее дозировка и место в режиме дня.

30. Физкультурно-оздоровительные формы работы в дошкольных образовательных учреждениях.Классификация и характеристика методов форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками Этапы обучения физическим упражнениям материальная база физического воспитания в дошкольном учреждении.

31. Организация работы по развитию речи детей в ДОО. Структура программы по развитию речи детей. Принципы её построения.Задачи развития речи детей в разных возрастных группах.Средства реализации программных задач по развитию речи.

32. Традиционные и современные формы организации экологического воспитания детей.. Актуальность экологического образования детей. Экологическое образование как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе. Содержание экологических знаний дошкольников. Формирование отношения к природе: познавательный, гуманистический, эстетический аспект.

33. Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте, методы и приемы. Значение математического развития дошкольников.Современные требования к математической подготовке детей.Задачи математического развития дошкольников (формирование представлений о количестве и счете, величине, времени, пространстве, форме)Пространственно-развивающая среда как средство математического развития Занимательный материал – как одно из средств развития математических представлений у дошкольников

34. ФГОС дошкольного образования, его характеристика, пути реализации. Особенности ФГОС дошкольного образования от других образовательных стандартов. Основные концепции ФГОС, его структура. Образовательные области и целевые ориентиры. Примерная основная образовательная программа дошкольнойобразовательнойорганизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: