Индивидуальная психология Альфреда Адлера.




Реферат.

 

Тема:

 

«Современная психологическая помощь при возникновении у человека личностных проблем»

 

 

Студент _____________________ Смайлова А.Р.

Руководитель________________ Назырова Л.Р.

 

 

Омск 2016

Оглавление

 

1. Введение

2. Психологическая помощь «С соционическим уклоном»

3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

4. Трансактный анализ Э.Берна

5. Психокоррекционная работа

6. Заключение

7. Список литературы


 

Введение

Современная научная психология представляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционно все разделы психологии подразделяются на две большие группы: фундаментальная и прикладная психология. Общепринятой классификации отраслей психологии в пределах этих двух групп пока не выработано.

К фундаментальной психологии более или менее однозначно могут быть отнесены общая психология, социальная психология и дифференциальная психология. Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными ее составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, кросс-культурная, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, старости (геронтпсихология), семьи, и др.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (и животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни. Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Все многообразие современных отраслей психологии, тем не менее, предполагает сохранение общего предмета исследования – фактов, закономерностей и механизмов психики как особой формы жизнедеятельности. Вместе с тем, как фундаментальная, так и прикладная психология развиваются, черпая специальные знания из смежных областей иных наук. Для отраслей прикладной психологии – это достижения соответствующих областей знаний (педагогики, юриспруденции, религиоведения и т.д.); для общей психологии – прежде всего, биологии и медицины.

Каждая наука для своего успешного развития и выполнения социально-значимых функций должна опираться на исходные положения, дающие правильное представление об изучаемых явлениях. Такие положения определяются как методология данной науки. Ее следует отличать от совокупности научных методов. Последние представляют собой набор последовательно взаимосвязанных действий, позволяющих получать первичную информацию в одной или сразу нескольких отраслях психологии.

Общая методология отечественной психологической науки исходит из следующих положений:

1. Окружающий нас реальный мир материален (т.е. не является плодом нашего воображения).

2. Сознание вторично относительно материи, находящейся в постоянном движении, развитии.

3. Как окружающий мир, так и психика прошли длительный путь эволюции (развития)[2].

Специальную методологию психологии составляют принципы:

- детерминизма (причинной обусловленности все психических явлений);

- единства сознания и деятельности (развитие сознания зависит от деятельности и влияет на нее);

- развития (психика – продукт развития и постоянно пребывает в этом процессе);

- личностного подхода (познание общих закономерностей через индивидуально- и социально-психологические особенности человека) [2].

Современные психологические методы исследования условно делятся на объективные, описательные и методы психологической помощи. Последние применяются исключительно в прикладных отраслях психологической науки. К объективным методам исследований относятся следующие: а) внешнее наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г) опрос (анкета, беседа); д) анализ результатов деятельности (контент-анализ, графология и др.).

Описательные методы, ориентированные на качественное изучение явлений или личностей включают разновидности наблюдений (самонаблюдение, самоотчет, включенное наблюдение); биографический метод, диалогическую беседу и др.


2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

«С СОЦИОНИЧЕСКИМ УКЛОНОМ»

 

“Соционика, ментология и психология личности” №2/2007 с.56-69

©Шлаина В.М. 2006 г.

 

 

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации.

Психологическая помощь отличается от социальной помощи, в понятие которой обычно входит помощь экономическая (материальные пособия и т.п.), оказываемая самым нуждающимся слоям населения. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Возникшие проблемы не удается решить усилиями собственных психических сил. В такой ситуации помощь специалиста психолога или психотерапевта может оказаться незаменимой.

Психологическая помощь – это система мероприятий, направленных на смягчение действия событий, переживаемых как «трудности жизни», а также решение личностных и других проблем человека или целых групп (например, семьи) средствами практической психологии. Целью таких мероприятий является психологическое здоровье личности, его восстановление и поддержание. В понятие «психологическое здоровье» входит гармоничное (равновесное) взаимодействие всех сфер личности: эмоциональной, волевой, познавательной. Именно критерий психического равновесия связан с целостным развитием личности, с её адаптивными возможностями и понятием «психологическое здоровье».

По мнению доктора психологических наук З.Гришановой (Кишиневский государственный педагогический университет им. И.Крянгэ) и Е.В.Левченко (школьный психолог, лицей им. Т. Майореску, г. Кишинев) [5]: «Нарушения психического здоровья (ПЗ) — это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть. Показателями ПЗ личности являются:

· принятие ответственности за свою жизнь;

· самопонимание и принятие себя;

· умение жить в настоящем времени;

· осмысленность индивидуального бытия;

· способность к пониманию и принятию других ».

В современном обществе, переживающим кризисное состояние по многим (если не всем) направлениям его действий, в связи с постоянно идущими отрицательными воздействиями на людей возникает индивидуальная и коллективная необходимость применения мер психологической помощи.

Основными видами психологической помощи являются: 1) психологическая диагностика; 2) психологическое консультирование; 3) психокоррекционная работа; 4) психотерапия.

Психолог П.Горностай [4] называет следующие виды психологической помощи:

Психологическое самообразование – это изучение литературы по психологии личности, психотерапии и другим отраслям, имеющим отношение к психологии человека, здоровью и т. п. Разумеется, самообразование может помочь не во всех случаях. Иногда помощь специалиста является необходимой.

Телефонное консультирование (в обиходе – телефон доверия) – бесплатная психологическая помощь по телефону. Она очень эффективна в критических ситуациях, так как можно быстро ею воспользоваться, но для серьёзной психотерапевтической работы она не подходит.

Индивидуальное консультирование и психотерапия – работа специалиста с отдельным клиентом. Она может быть специализированной, например: кризисное консультирование (для жертв насилия или людей, находящихся в критической ситуации), помощь ВИЧ-инфицированным, наркоманам, безработным, подросткам и т. д. Большинство видов индивидуальной помощи не специализировано, а рассчитано на индивидуальный запрос клиента.

Семейное консультирование и психотерапия – работа с семьями в тех случаях, когда в развитии проблемы задействована вся семья или когда в центре внимания находятся семейные отношения.

Психотерапевтические группы – помощь, аналогичная индивидуальной психотерапии, только практикуемая с небольшими группами людей, имеющие примерно сходные проблемы или близкие цели. В Украине из действующих психотерапевтических групп самыми популярными являются группы по психодраме.

Группы личностного роста и самопознания – группы, похожие на психотерапевтические, но, в отличие от них, больше ориентированные не на лечение или решение серьезных личностных проблем, а на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п. Зачастую между этими видами групп нет принципиальной разницы; в них используются одни и те же психотерапевтические методы.

Группы самопомощи – добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Первыми подобными группами были группы «Анонимных алкоголиков», возникшие первоначально в США, а затем и во всем мире. Сейчас существуют группы «анонимных наркоманов», «анонимных азартных игроков», группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.

Рассмотрим,как применить соционические знания в некоторых видах психологической помощи (помощь «с соционическим уклоном»).

Психологическое консультирование – это психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Предметом психологического консультирования выступает внутренний психологический мир, самоотношение, отношение к проблеме, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития. Результатом консультирования как процесса совместной деятельности психолога-консультанта и клиента (консультируемого, обратившегося за помощью) становится изменение (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшая в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующая достижению поставленной цели, адаптации и самореализации консультируемого. В качестве результата конкретной консультации могут выступать [10]:

· повышение информированности;

· понимание причин затруднений;

· выработка (осознание, коррекция) новых целей, ценностей, планов, перспектив;

· отреагирование накопившегося напряжения, катарсис;

· выработка нового взгляда на себя и ситуацию (смена, расширение рамки);

· поиск и актуализация собственных ресурсов – сил и средств поведения в сложных ситуациях, расширения степеней свободы за счёт выработки новых способов поведения;

· повышение самооценки, самоценности, самоуважения, изменение (осознание, выработка) «Я-концепции»;

· освоение механизмов саморегуляции и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов;

· освоение новых способов поведения.

Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы подвести обратившегося за помощью клиента к осознанию необходимости принять на себя ответственность за свои поступки [4, 5, 10, 12].

В процессе психологического консультирования консультант помогает клиентам научиться использовать предоставленные ему возможности «найти самого себя», освоить своё истинное «Я» в случаях, если данная конкретная личность испытывает в этом сложности. Работа по психологическому консультированию проводится в форме индивидуального общения с клиентом.

Известный американский психолог и психиатр, крупнейший специалист в области психологического консультирования Ролло Мэй отметил, что «задача консультанта – помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, вдохнуть в него мужество, которое поможет клиенту освободиться от неотступного чувства неполноценности, и направить его стремления в социально полезное русло » [9].

Кроме этого, Ролло Мэй выделил еще одну важную задачу психолога-консультанта: «помочь клиенту освободиться от патологического чувства вины и в то же время научить достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека » [9].

Применение соционики в психологическом консультировании – это, прежде всего, осознание своего ТИМа, осознание своего истинного «Я» и его освоение (если клиент долгое время находился в «неблагоприятных» интертипных отношениях и «забыл» свою истинную суть). Такое осознание обеспечивает освобождение от «неотступного чувства неполноценности» из-за проявлений своего ТИМа (которые, возможно, были неприемлемы и осуждались ближайшим окружением), переориентирует стремления клиента в социально-полезное русло, обеспечивая его знаниями о сильных и слабых сторонах ТИМа. Также дополнительным средством помощи служит поиск ресурсов личностного роста, в том числе описанных в статье «Ресурсы развития личности: социализация, трансформация, исцеление, интеграция» [20].

Помощь в социальной переориентации может оказать и психодиагностика как одна из форм психологической помощи. Практическая направленность психодиагностики состоит в оказании помощи людям как в выборе профессий, так и в переобучении на новый вид работы и определения профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности. Выбор профессии и переориентация на вид деятельности в соответствии с ТИМом, когда человек с высокой степенью продуктивности реализует личностную энергию (обеспеченную существенными свойствами его ТИМа) в полной мере. Такая самореализация проявляется в высокой производительности труда (деятельности), высокой выносливости, трудоспособности, активности при выполнении любых работ. Также наблюдается усиление чувства компетентности и повышение интеллектуальной активности, более чёткая речь и лёгкость в овладении профессиональной терминологией.

Психодиагностика применяется и в психотерапевтической работе для выявления психологических проблем отдельной личности, например, при возникновении навязчивых состояний, страхов, трудностей общения и др.

Сейчас в странах бывшего СССР успешно распространяются различные виды профессиональной психотерапевтической подготовки по разным направлениям психотерапии в соответствии с европейскими стандартами. Среди них наиболее популярными в мире являются психоанализ, психодрама, трансактный анализ, символдрама, гештальттерапия, системная семейная терапия, клиент-центрированная терапия, экзистенциальная терапия, логотерапия, аналитическая (или юнгианская) психотерапия, индивидуальная (или адлерианская) психотерапия, позитивная психотерапия, группаналитическая психотерапия и некоторые другие направления.

Психотерапия (от греч. Psyche – душа и therapeia – лечение) – лечение при помощи психического воздействия на человека: словом (логотерапия и гипнотерапия), созданием требуемых межличностных отношений и психологического климата.

Психотерапия направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека и представляет собой комплексное лечебное воздействие на человека психологическими средствами с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему здоровью, душевному состоянию и окружающей среде.

В понятие «психотерапия» входят также специальные психотерапевтические приёмы и методики. За последние десятилетия развитие психотерапии привело к появлению нескольких десятков методов. Особенно возросла роль личностно-ориентированной психотерапии, которая обеспечивает содержательный, реконструктивный характер психотерапевтических воздействий.

В монографии Б.Д.Карвасарского «Психотерапия» [6] утверждается: «Заслуживает внимания в общем плане еще одна тенденция в развитии современной психотерапии: поиск, исследование и разработка общих факторов в психотерапевтических воздействиях, без знания которых едва ли возможен правильный учёт эффективности психотерапии. К основным из них относятся: 1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом – исходная предпосылка, на которой строится психотерапия; 2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь; 3) познавательное обучение за счёт информации, получаемой от психотерапевта; 4) оперативная модификация поведения больного за счёт одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом; 5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта; 6) убеждение и внушение, явное или скрытое; 7) усвоение или репетирование более адаптивных методик при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта ». [6, с.10].

«Соционический уклон» в психотерапии может быть предложен в виде выбора парадигмы психологической помощи в соответствии с ТИМом психолога и учётом интертипных отношений с клиентом.

Итак:

1. Хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом и ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь – достигается за счёт благоприятных интертипных отношений психолога-консультанта и клиента.

2. Познавательное обучение за счёт информации, получаемой от психотерапевта – реализуется оптимально, если психолог-консультант и клиент «обеспечены» естественной смысловой семантикой (их ТИМы принадлежат одной и той же квадре).

3. Оперативная модификация поведения больного за счёт одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом – достигается при аналогичных условиях соционической совместимости.

Одно из актуальных и наиболее популярных направлений психотерапии по-прежнему остаётся психодинамическое направление. Отличительным атрибутом психодинамического направления является динамический принцип: если какое-либо содержание (психотравмирующие события, неразрешенные конфликты, комплексы неполноценности, неадекватная самооценка и т.п.) вытесняется, бессознательные силы начинают управлять поведением.

Терапия ставит целью снять вытеснение. Когда вытесненное содержание осознается, человек регулирует поведение, учитывая свои потребности и реальные возможности по их удовлетворению. В процессе психотерапии человек получает новый опыт решения проблем на основе понимания прошлых конфликтных переживаний, осознания бессознательного материала, выявления того, как он оказывает влияние на настоящее. Результатом становится понимание своих потребностей и свобода в выборе способов их удовлетворения, разрешение внутриличностных конфликтов, умение исследовать и осознанно строить свои отношения с другими.

Будучи вербальной техникой, психодинамическая психотерапия реализуется как беседа, интервью [8]. Клиент предъявляет проблему, а терапевт в ходе общения использует вопросы для понимания, интерпретацию, конфронтацию и реконструкцию. При помощи этих средств аналитик достигает понимания пациентов причин и источников его проблем. Постижение оснований возникновения конфликтных переживаний на интеллектуальном и эмоциональном уровне определяется как инсайт. Поэтому психодинамическая терапия носит название терапии, сориентированной на инсайт. Инсайт должен быть подкреплен проработкой полученного материала, в ходе которого расширяются интерпретации, привлекается для них новый материал.

«Соционический уклон» в психодинамическом направлении, постижение тех самых оснований, из-за которых были в прошлом (да и в настоящем J) конфликтные переживания и неадекватное представление об окружающем Мире и о себе, – это:

· осознание своего информационного типа (ТИМа) и эмоциональных особенностей информационного метаболизма [18, 21];

· осознание закономерностей интертипных отношений и принятие этого в качестве данностей более высокого порядка.

Последующая трансформация жизненной картины Мира и осознание своего места в этом Мире достигаются благодаря ориентированию:

· в закономерностях проявлений каждого информационного типа и интертипных отношений

· в том, что каждое интертипное отношение имеет свой образ выражения, свою ценность и смысл [16, 17];

· что каждый человек, наряду с личностными качествами и индивидуальными особенностями имеет в своей основе ТИМные проявления, обусловленные соционной природой человека.

Здесь в качестве хорошей иллюстрации послужит немного грустная притча (цитирую по [15]):

Однажды скорпион попросил черепаху перевезти его на другой берег реки.

– Но ты же меня ужалишь! – сказала черепаха.

– Нет, я не буду тебя жалить, – сказал скорпион, – иначе мы утонем вместе.

И черепаха, уступив просьбе скорпиона, повезла его через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но перед самым берегом не выдержал и ужалил черепаху. Придя в полное негодование, она возмутилась:

– Моя природа такова, что я стремлюсь помогать каждому. Именно поэтому я помогла тебе. Как же ты мог ужалить меня?! И как это подло с твоей стороны!

– Дорогая моя, – ответил скорпион, – просто у нас разная природа. В твоей природе – помогать, а в моей – жалить. А теперь ты свою природу выставляешь добродетелью, а мою называешь подлостью.

Более подробно стрессы в социальных контактах рассмотрены в статье «Интертипные отношения и ТИМ – факторы стресса в социальных контактах»[17]. Там же даны и некоторые рекомендации по преодолению части проблемных отношений.

 

Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера принадлежит психодинамическому направлению психотерапии, в центре которого находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивы, влечения, побуждения, внутренние конфликты (противоречия), существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».

По А.Адлеру, человек – прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредство свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие.

А.Ф.Бондаренко [2, с.53] весьма четко и лаконично рассматривает психотерапевтическую концепцию А.Адлера и пишет о ней следующее: «В адлерианской концепции отстаивается необходимость восприятия мира с позиций «системы отсчета» клиента, т.е., в сущности, феноменологическая ориентация. А.Адлер не отказывался от объективного обусловливания поведения, но считал его менее значимым, чем влияющие как на сознание, так и на подсознание ценности, цели, представления и выводы, которыми руководствуется человек » (на основании чего можно с высокой степенью вероятности предположить, что сам А.Адлер был интровертом и рационалом, скорее всего, этиком – В.Ш.).

Основной предпосылкой концепции А.Адлера, давшей ей имя («индивидуальная психология») выступает постулирование личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Вот почему обращается значительное внимание на внутриличностные, а не на межличностные проблемы.

А.Адлер считал, что причина невроза клиента – комплекс неполноценности и стремление к превосходству в качестве гиперкомпенсации. Согласно Адлеру, неполноценность, ёё компенсация и социальная среда – вот три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. Именно тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ самоутверждения, и составляет, по А.Адлеру, индивидуальность.

Е.В.Сидоренко о концепции А.Адлера пишет следующее: «В своей последней книге Social Interest: A Challenge to Makind (1938) Адлер сам называет три главные идеи Индивидуальной психологии.

1. Каждый из нас ощущает собственную недостаточность, и это универсально.

2. Каждый из нас будет бороться, чтобы преодолеть свою недостаточность, и это типично.

3. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств, и это хорошо » [14, с.20-21].

Адлерианская психотерапия исходит из убеждения, что удовлетворённость жизнью во многом зависит от «социального интереса как основы человеческого существования». Идея социального интереса основана на предположении, что человек – не самодостаточное существо, и поэтому должен учиться взаимозависимости. Социальный интерес, или общественное чувство, – это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие (Adler A., 1932). «Истинный смысл жизни – это вклад в развитие человечества. Стремление к развитию своих способностей должно лишь помогать реализации этой цели » (Adler A., 1932, р. 10). «Борьба за личное превосходство и недоразвитие социального интереса – и то и другое ошибочно. Однако это не две ошибки, которые совершает человек, а одна и та же ошибка » (Adler A., 1956, р. 241). (Цитирую по [14, с. 52].)

По А.Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает, что человек испытывает социальные личностные чувства: принадлежность дому, общность, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм; а также проявляет социально-ориентированное поведение: помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение (реформация), уважительность [2, с.55].

В адлерианской психотерапевтической модели цели психологической помощи можно вкратце представить следующим образом: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса (просоциальной направленности); реальное самопонимание; коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. То есть, помощь в переориентации.

«Соционический уклон» в адлерианской психотерапии может выглядеть так:

· избавление от комплекса неполноценности за счет осознания ценности и значимости своего информационного типа («Если ТИП сменит свою информационную специализацию, – социон лишится одной из своих 16-ти опор ». А.М.Безруков);

· осознание своей принадлежности к человеческому сообществу более высокого уровня – социону, своей нужности и полезности человечеству в его эволюционном развитии;

· выявление ОБРАЗА текущего стиля жизни и проверка его на степень соответствия ОБРАЗУ ТИМа (типа информационного метаболизма), после чего появляется реальная возможность привести внешнее выражение в соответствие внутренней сущности;

· выявление «интратипного смещения» (внутреннего «смещения»), т.е. ОБРАЗ ТИМа и ОБРАЗ коммуникативной модели (или даже нескольких моделей, «масок», «мундиров», «рабочих скафандров») находятся в интратипном взаимодействии друг с другом (хорошо, если в благоприятном: например, человек дуализирован своим положением в обществе, т.е. образ его социального статуса дуален образу его ТИМа);

· выявление внутриличностного конфликта, обусловленного этим «интратипным смещением», – напряженности, неудовлетворенности собой, наличия индивидуального комплекса действующих психологических защит от информационных перегрузок (соционические закономерности проявления психологических защит более подробно рассмотрены в статье «Психологические защиты: «синтез» по модели «А» [19]).

Помощь в переориентации – это определение (выявление) своего истинного места в человеческом сообществе и воплощение своей соционной (информационной) миссии в локальных условиях своего существования. Наилучшей помощью в этом деле (с моей точки зрения и на сегодняшний день) стал «Реориентационный тренинг » одной из современных ученых-психологов Санкт-Петербурга Е.В.Сидоренко [14]. «Главный принцип Индивидуальной психологии Альфреда Адлера гласит: каждому человеку необходимо чувствовать себя значимым и причастным к миру людей. Одна из главных задач реориенрационного тренинга – выявление сильных сторон каждого человека, его «экспертных зон ». Усилия тренера направлены на то, чтобы помочь человеку ощутить те зоны опыта, в которых он является экспертом, и затем опираться на них в поиске новых возможностей». [14, с.337]. «Реориентация – это не фаза, а непрерывный процесс, сопутствующий движению в том психологическом пространстве, которое моделируется в тренинге. Это не исправление ошибок, а поиск новых возможностей » [14, с.337].

Знания соционики помогли бы ведущему такого тренинга добавить в «список экспертных зон» те зоны – информационные аспекты (аспекты информационного потока), – в распознавание и осознании которых человек является экспертом в силу своего информационного типа (аспекты, обрабатываемые блоком ЭГО).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: