Психокоррекционная работа.




Под психокоррекционной работой понимают это воздействия на психику с целью ослабить или устранить отклонения от нормы в развитии и функционировании психики, а также поведенческие, эмоциональные и другие проявления, которые становятся внутренними проблемами человека.

Именно здесь, вспоминая наши типные (ТИМные) различия и губительную (ещё не столь давно всеобщую) неосведомленность о соционной природе человека, мне хочется привести цитату из замечательной книги (кстати, учебника) «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки » [3] (авторы О.С.Васильева, С.Р.Филатов): «Ориентация на определённую норму имеет следствием то, что явления, которые неизбежно попадают в разряд «ненормальных» (т.е. не вписываются в рамки, установленные данной нормой), расцениваются как «неполноценные» и «злокачественные». Подобная оценка мешает их углубленному исследованию и осмыслению, в них видят ошибку природы, бессмыслицы или зло, которое следует устранить, не вникая в его сущность. Такая позиция едва ли конструктивная, ибо предполагает страх и агрессию по отношению к тому, что не укладывается в построенную нами картину мира.

Опираясь на привычные шаблоны, мы перестаём задумываться о смысле фундаментальных понятий и продолжаем игнорировать всё, что нарушает стереотип, ограничиваясь поверхностной оценкой. Нам не приходит в голову, что греческое слово «идиот», ставшее ругательством в нашей обыденной речи, первоначально обозначало лишь «своеобразный», «неординарный» (греч. idios) и не несло такого негативного оттенка. Возможно, это подразумевал Ф.М.Достоевский, дав именно такое заглавие своему гениальному роману » [3, с.13].

Но – вернёмся к психокоррекции.

Психокоррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в группах. Как особый вид психологической помощи психокоррекция направлена на формирование следующих навыков:

· эффективного общения;

· уверенности в себе;

· способности открыто выражать свои эмоции;

· изменение оценок своих отношений с окружающими людьми.

Одной из разновидностей психокоррекционной работы является социально-психологический тренинг (СПТ):

В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевают использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции. В последнее время СПТ находит всё более широкое применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться. Он позволяет за сравнительно короткое время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений.

СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, на развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков (способности анализировать ситуацию, поведение и состояние в этой ситуации как членов группы, так и свои собственные), умений адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

«Социально-психологический тренинг программно-целевой направленности позволяет реализовать широкий спектр задач. Он ориентирован на освоение участниками СПТ технологий пяти типов – коммуникативных, гностических, организаторских, конструктивных, проектировочных. Он представляет из себя акмеологический тренинг, сущность которого выражается в служении целям обучения и воспитания, обеспечении перевода этих целей в реальные результаты через развитие и задействование творческого потенциала его участников. Каждый участник акмеологического СПТ выступает в роли самобытного феномена, заключающего в себе макрохарактеристики индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности.

Общим критерием продуктивности СПТ как средства формирования, развития и коррекции качеств человека следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоение технологий, необходимых для повседневного труда и жизни » [11, с 567].

Применение соционики в СПТ – обучение ролевым моделям поведения: образы ТИМов по «Символьной соционике» С.В.Савченко [13] – Король, Дама (хозяйка/хозяин), Рыцарь, Паж – символические стереотипы поведения, образы действий. Более сложны для обучения и воспроизведения образы высказываний – «посох» Y, «кубок» Z, «меч» X и «пентакль» W.

Ассоциативно можно провести следующие параллели:

X «меч» – сказал «как отрезал» (вариант «отрубил»);

Y «посох» – сказал «как припечатал»;

Z «кубок» – говорит «словно воду льёт» (занимается «рассуждательством»);

W «пентакль» – говорит «словно узлы вяжет» (рассуждает последовательно, стремясь к логически завершенному выводу-результату).

Конкретные методики, их применение – это уже авторские разработки. Но общее направление понятно.

Одним из видов «соционического уклона» в общей психологической помощи человеку может стать осознанный и целенаправленный поиск информационной «среды обитания», которая бы органично и адекватно поддерживала бы человека в его лучших, естественных (т.е. ТИМных) проявлениях, т.к. неблагоприятная информационная среда медленно и неуклонно истощает жизненные силы человека, что приводит к заболеваниям душевным и физическим.

Как в притче о скорпионе и черепахе (см. выше), если какие-либо проявления человека детерминированы его информационным типом и соответствующими ему «типными присущностями» (в природе одного – помогать, а в природе другого – жалить), то лучше бы помнить о том, что иная «помощь» порой становится медвежьей услугой, или – ещё хуже – «природное» стремление «помогать» оборачивается желанием «причинять добро » (мой фирменный термин – В.Ш.). А ежели в природе другого существа «жалить», то вспомним о пользе змеиного яда и укуса пчелы. Мудра пословица: «Что русскому здорово, то немцу – смерть ». J.

Однако долгосрочное со-присутствие с человеком, чья природа, например, «жалить » или «причинять добро », может вызывать у каждого участника этих отношений чувства вины, тревоги, беспокойства, разочарования в жизни и в себе, ненависть и прочие безресурсные состояния, т.е. душевный дискомфорт (см. таблицу состояний в [20]).

Конечно, человек способен обучиться и осознанно регулировать меру проявлений своего ТИМа (например, воздерживаться от «лишних » слов, что для экстраверта означает «наступить на горло собственной песне »). Но в длительных контактах человеку весьма трудно и энергозатратно контролировать проявления своего естества (ТИМа), даже с благими целями. Да и не должен человек умышленно «изменять» свою информационную специализацию, изменять своему соционному предназначению. Поэтому в длительных контактах преобладают всё же закономерности интертипных отношений, и, если не потрудиться для обеспечения себе адекватной (благоприятной) информационной и энергетической среды обитания – хотя бы виртуальной (возможно, этим желанием обусловлены современные Интернет-зависимости ….), то неизбежны переживания деструктивных эмоций

Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Обычно люди переживают чувство вины, когда осознают, что нарушили правила или преступили некие дозволенные границы (в том числе, границы своих собственных убеждений). Но человек не ответственен за наличие у себя ТИМа. ТИМ – это «врождённое программное обеспечение», которое предназначено для распознавания и преобразования информации и не меняется в течение жизни. А меняются стратегии мышления, паттерны поведения и шаблоны высказываний, т.е. социальные стереотипы.

В наличии своих «типных присущностей» ЧЕЛОВЕК НЕ ВИНОВЕН!!! «Скорпион» или «черепаха» – это лишь образы выражения соционной природа человека. И то «неотступное чувство неполноценности» и «патологическое чувство вины», о которых писал Ролло Мэй (см. выше) сменяется мужественным признанием неизбежного хода событий.

«Всё проходит. Пройдёт и это».

 

Оптимальный и желанный результат психологической помощи (с любым J уклоном) – это переживание обновления и укоренение человека в состоянии души, которое просто и точно выразил Б.Пастернак в стихотворении «Чувство жизни »:

Существовать не тяжело.

Жить – самое простое дело.

Зарделось солнце и взошло

И теплотой пошло по телу.

Со мной сегодня вечность вся,

Вся даль веков без покрывала.

Мир Божий только начался.

Его в помине не бывало.

Жизнь и бессмертие – одно.

Будь благодарен высшим силам

За приворотное вино,

Бегущее огнём по жилам.

 

 


 

Заключение

Современная психология представляет собой сложную систему направлений, ветвей, разделов, в которых ее многообразные проблемы рассматриваются с разной степенью фундаментальности, на разном уровне обобщения фактического материала, с различными целями.

Многие разделы как фундаментальной, так и прикладной психологии имеют тесные и необходимы связи с другими науками. Фундаментальная психология наиболее тесно связана с рядом разделов биологии (анатомия, гистология, физиология, генетика, этология, экология и др.) и медицины (биомедицина, геронтология, нейрохирургия, педиатрия, психиатрия и др.). Прикладная психология активно использует научный потенциал тех областей знания, в которых требуются ее методы или рекомендации.

Структура современной психологической науки не остается застывшей, закрытой для дополнения новыми ответвлениями, возникновение которых отвечает новым проблемам, встающим перед обществом. Часто эти новые разделы возникают не только в областях контактов психологии с другими областями знания, но и на стыке различных направлений или ветвей самой психологии.


Литература:

1. Бек Аарон, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии. https://ihtik.lib.ru/

2. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). – Киев, 1991.

3. Васильева О.С., Филатов С.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

4. Горностай П. https://mirror01.iptelecom.net.ua/~p_gorn/

5. Гришанова З., Левченко Е.В. К вопросу о диагностике психического здоровья личности. https://top.list.ru/jump

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.

7. Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Соционика. Семантика информационных аспектов. – СПб.: Астер Х, 2006 – 146 с.

8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – 784 с.

9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.

10. Психологическое консультирование подростков-инвалидов // Авторы-составители: И.В.Кузнецова, О.В.Большакова, О.Н.Посысоев, Е.В.Круглова, А.Г.Красильников, С.В.Филина, М.А.Беломытцева, – Ярославль. 1996.

11. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.

12. Розанова В. Антикризисные психологические меры // Управление персоналом, №2/1999.

13. Савченко С.В. Символьная соционика. https://ru.laser.ru/authors/

14. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. – 352 с.

15. Синельников В.В. Путь к богатству. Как стать и богатым, и счастливым. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2006. – 219 с.

16. Шлаина В.М. Глубинный потенциал отношений (сокровища и подводные камни) // Соционика, ментология и психология личности, №3/2005.

17. Шлаина В.М. Интертипные отношения и ТИМ – факторы стресса в социальных контактах // Соционика, ментология и психология личности, №6/2005.

18. Шлаина В.М. Как мы познаем мир (самодиагностика информационных предпочтений) // Соционика, ментология и психология личности, №3/2003.

19. Шлаина В.М. Психологические защиты: «синтез» по модели «А» // Соционика, ментология и психология личности, №1/2006.

20. Шлаина В.М. Ресурсы развития личности: социализация, трансформация, исцеление, интеграция // Соционика, ментология и психология личности, №1/2007.

  1. Шлаина В.М. Чем мы познаем (особенности информационного метаболизма) // Соционика, ментология и психология личности, №6/2003.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: