ПРОГРАММА
«СОЮЗ КОММУНИСТОВ»
Коммунизм — это гуманный общественный строй, в котором человек поставлен в центр общественного развития; это бесклассовое и безгосударственное общество, удовлетворяющее потребности всех членов общества; это строй социальной справедливости, высокой культуры и морали, народовластия и самоуправления, строй равенства всех наций и народностей.
«СОЮЗ КОММУНИСТОВ», согласно пункту устава Движения 2.4.6. входит в состав общественного объединения «Интернациональный коммунистический союз».
Рассматривать программу «СОЮЗА КОММУНИСТОВ», следует в трех аспектах:
· каковы политические принципы, на которые опирается идея движения?
· каковы промежуточные цели, ради реализации которых трудятся коммунисты?
· каковы ближайшие цели коммунистов в условиях, когда промежуточные цели ещё не достигнуты?
1. Наши политические принципы таковы:
1.1. Мы отвергаем всякую возможность построения социалистического общества в национальных границах. Следуя традициям коммунистического движения, мы считаем, что задача социального освобождения рабочего класса и всех трудящихся является делом единого мирового пролетариата, и ее разрешение возможно лишь на пути мировой пролетарской революции. Глобализации мировой капиталистической экономики рабочий класс должен противопоставить не борьбу за узко национальные интересы тех или иных государств, а объединение революционной борьбы рабочих всех стран под руководством международной коммунистической партии. Целью борьбы коммунистов является не благополучие той или иной нации и ее государства, а использование созданных капитализмом производительных сил для построения всемирного бесклассового общества – коммунизма. Коммунизм требует создания условий для отмирания капиталистических общественных отношений: наемного труда, производства товаров, национальных границ. Он требует создания мирового сообщества, вся деятельность которого ориентирована не на производство прибыли, а на удовлетворение человеческих потребностей и свободное гармоническое развитие личности.
1.2. Орудием построения коммунизма является всемирная диктатура пролетариата, при помощи которой рабочий класс создаёт условия для отмирания государства и классов.
1.3. Международная революционная политическая организация составляет авангард пролетариата, активный фактор процесса распространения классового сознания в пролетарской среде. Его роль состоит в объединении различных форм борьбы рабочего класса в единую коммунистическую революционную борьбу на самостоятельной классовой основе. Коммунисты отличаются именно сознанием общих классовых интересов пролетариата, что и выражается в их деятельности. Они являются самой последовательной организованной силой ввиду необходимости для коммунистического движения иметь действенное мировое централизованное руководство.
1.4. В течение ХХ века многочисленные империалистические войны, в смертельной схватке между государствами, маленькими или большими, для завоевания или сохранения места на международной арене, во все более широком масштабе несли и несут человечеству только смерть и разрушение. Рабочий класс может ответить на них только международной солидарностью и борьбой против буржуазии во всех странах.
1.5. В то же время многочисленные революционные и национально-освободительные войны способствовали значительному прогрессу человечества, вовлекая в процесс самостоятельного капиталистического развития молодые государства, развивая в них национальную промышленность и быстрорастущий пролетариат. Однако, процесс глобализации мировой экономики серьезно изменил этот процесс. Ни одна страна мира не может больше развивать полноценным образом свою экономику, не вливаясь в единый процесс ее глобализации. Поэтому никакая освободительная война не может уже обеспечить ни одному народу национальной самостоятельности, а освободительные движения все более становятся марионетками тех или иных империалистических группировок. В этих условиях еще более чем когда-либо становится верным принцип, по которому никакое признание права наций самоопределение, как бы оно не было верным в принципе, не должно служить подчинению того или иного национального отряда рабочего класса «своей» буржуазии. Это право должны использовать революционные рабочие больших наций, для того, чтобы вести борьбу против подавления своим национальным капиталом, наций малых и эксплуатируемых. Лозунг рабочих всех наций, малых или больших: главный враг - свой национальный капитал, победа возможна лишь в единстве рабочих всех национальностей.
1.6. Любая националистическая идеология, «национальной независимости», «культурной автономии» и т.п., каким бы ни был предлог для нее, этнический, исторический, религиозный и т.д., есть настоящий яд для рабочих. Имея целью заставить их принять сторону той или иной фракции буржуазии, она ведет к выступлению рабочих различных наций друг против друга и к их взаимному истреблению ради устремлений и войн их эксплуататоров. Единственной верной тактикой партии пролетариата в любых вооруженных конфликтах между буржуазными государствами является тактика революционного пораженчества и превращения империалистической войны в войну гражданскую со стороны всех участников, даже если формы применения этой тактики могут изменяться в зависимости от ситуации.
1.7. Все фракции буржуазии в равной степени реакционны. Чтобы защищаться от революционных атак, буржуазия всегда прибегала к помощи обуржуазившихся пролетарских партий - социал-демократических, сталинистских и прочих «левых» организаций, как форме защиты буржуазного государства – все эти так называемые «рабочие», «социалистические», «коммунистические» партии, «левые» организации (троцкисты, маоисты, анархисты, сталинисты, социал-демократы), составляют левый фланг политического аппарата капитала. Любая тактика «народного фронта», любая тактика поддержки «более передовой» буржуазии в ее борьбе против «более реакционной» смешивает интересы пролетариата с интересами одной из фракций буржуазии, служит лишь сдерживанию и искажению борьбы пролетариата.
1.8. Возможность революционного использования парламентаризма, как и любых форм буржуазной демократии, является вопросом тактики, решение которого определяется тем, какой способ, участия, неучастия, бойкота и т.д. в максимальной степени способствует в данный момент политическому просвещению трудящихся, продвижению и переходу их на революционные позиции. Как и всякая тактика, вопрос использования тех или иных форм буржуазной демократии полностью подчинен стратегической задаче свержения капитализма и установления диктатуры пролетариата и является вторичным по отношению к главной задаче пролетарской партии по самостоятельной классовой внепарламентской организации и всех трудящихся во главе с рабочим классом.
1.9. Терроризм ни в коем случае не является средством борьбы рабочего класса. Он представляет собой выражение социальных слоев, лишенных исторического будущего. Он всегда представляет благоприятную почву для манипуляций буржуазии. Проповедуя тайные действия незначительного меньшинства, он находится в полном противоречии с классовым насилием, которое вырастает из массовых, сознательных и организованных действий пролетариата.
2. Промежуточные цели «СОЮЗА КОММУНИСТОВ»,
"Социализм - это строй цивилизованных кооператоров". (В.И.Ленин)
2.1. Капиталистические производственные отношения не превращаются мгновенно из капиталистических в коммунистические по указу верховной революционной власти.
2.2. Пролетариям нужно время, чтобы научиться пользоваться собственностью на средства производства потому, что вряд ли получится мгновенно передать в их руки всю собственность на средства производства. Как рабочий класс будет распоряжаться собственностью? Как это будет выглядеть, хотя бы приблизительно? Каким должно быть государство в переходный период, чтобы оно не стало, в конечном итоге совокупным капиталистом?
2.3. Исходить надо из ленинского принципа "социализм - это строй цивилизованных кооператоров". Именно в кооперативе происходит разрешения противоречия между трудом и капиталом. Тогда как государственная собственность, говоря словами Энгельса, означает "доведение капиталистических отношений до крайности, до высшей степени". Именно с этого разрешения противоречия все и начинается.
2.4. Разумеется, нельзя игнорировать коллективный эгоизм, как об этом пишет тот же Энгельс. Но тут надо выбирать. Либо мы отдаем все государству, как за это ратует большинство, считающих себя марксистами, и сразу получим "доведенные до крайности капиталистические отношения", т.е. ликвидацию экономической власти пролетариата (так и произошло в СССР, следствием чего стала и политическая ликвидация диктатуры пролетариата сталинской бюрократией). Либо мы основываемся на той собственности, которая разрешает основное противоречие капитализма, т.е. реально передает собственность в руки трудящихся, и ищем способы преодолеть препятствия на этом пути.
2.5. Сразу задают вопрос: мы что энергетику, космонавтику и т.д. отдадим коллективам, которые загонят вверх монопольные цены и будут паразитировать на остальных трудящихся? Разумеется, нет. То, что называется "естественными монополиями" будет в руках пролетарского государства. Вопрос в другом: у государственного аппарата не должно быть достаточно собственности, чтобы задушить экономическую власть трудящихся - вчерашних пролетариев. Т.е. кооперативный сектор должен быть достаточно широким, чтобы государственный аппарат, а, следовательно, и государственный сектор, работали на него, а не наоборот.
2.6. Далее, проблема коллективного эгоизма уходит по мере "кооперации кооперативов". Этот эгоизм легко проявляется в одиночном кооперативе из трех человек. Но если кооперативы крупнее и объединены в сеть, действующую как единое целое, то возможности для его проявления значительно сужаются. Поэтому пролетарская власть должна стремиться именно к развитию кооперативных сетей, действующих в тесной связи с органами советской власти.
2.7. Указанный выше подход решает и вопрос об отмирании государства и рыночных отношений. Если марксисты говорят об отмирании государства, то они не могут ратовать за то, чтобы после революции передать ему всю собственность на средства производства. Какой смысл отдавать ее отмирающему институту. не говоря уж о том, что этот аппарат, в лице сидящей там бюрократии, вовсе не захочет отмирать. Кооперативный сектор снимает этот вопрос. Внутри кооператива у вас нет госаппарата принуждения. Там уже свой "коммунизм". Расширяя и объединяя сети этих кооперативов, трудящиеся шаг за шагом будут отбирать у государства одну функцию за другой. До тех пор, пока общество не превратится в один большой производственно-потребительский "кооператив". Это длительный процесс и нет ничего глупее пытаться заранее загнать его в строгие рамки. Социализм - это "живое творчество масс" (Ленин). Они и определят этот процесс исходя их конкретных обстоятельств и конкретной практики. Та же схема действует для рыночных отношений. Полным утопизмом является попытка их отмены "сверху". Рыночные отношения - следствие разделения человечества на миллионы и миллионы отдельных производителей. Сколько не отменяй, они все равно пробьют себе дорогу. Чтобы ушли рыночные отношения, нужно ликвидировать указанное разделение. И это дело не одного десятилетия...
2.8. Внутри кооператива, а затем и сети, мы уже можем производить распределение по-коммунистически. Точнее делать попытки такого распределения. И чем шире сеть наших кооперативов, тем больше возможностей для этого. Не будут же члены одного кооператива продавать друг дугу товары своего производства. По мере роста и объединения этих сетей места для рыночных отношений будет все меньше. А с приближением к объединению человечества в единый "кооператив" рыночные отношения просто отомрут. Но условием для всего является завоевание политической и экономической власти трудящихся. Экономическая власть, при этом, в реальности, реализуется только через кооперацию. Указанному процессу, само собой активно способствуют современные и будущие производительные силы. прежде всего компьютерная техника, Интернет, современные средства транспорта и т.д., облегчающие превращение мировой экономики в "единую фабрику".
2.9. Как эта кооперативная форма собственности может быть реализована практически?
Формы могут быть и будут различными. На практике придется нащупывать пропорции между вовлеченностью государства и самостоятельной коллективной собственностью членов кооперативных сетей. С постепенной передачей всего последним по мере охвата ими единой сетью всей планеты. Из них, а не из государственной собственности вырастет коммунизм. И все сильно зависит от условий, в которых победит революция. И как быстро она охватит земной шар. Чем медленней будет идти процесс, тем больше придется отдавать в руки государства для противостояния с внешним капиталистическим окружением. То же самое и насчет того, насколько разрушенной будет экономика в момент победы революции.
2.10. Но при всех условиях, первым пунктом будет необходимость создания максимальных условий для реальной экономической и политической власти трудящихся, не прикрываясь тем, что "мы и есть сами по себе народная пролетарская власть" только потому, что у нас коммунистическое название.
2.11. Высшей ценностью всех социальных и экономических установлений является человек; цель общества — создание условий для полного развития человеческого потенциала, разума, любви, творчества; все общественные установления должны быть направлены на преодоление отчуждения, ущербности человека, на то, чтобы дать ему возможность достичь истинной свободы и индивидуальности. Цель коммунизма — такое объединение людей, при котором полное развитие каждого является условием полного развития всех.
2.12. Хотя для того, чтобы жить по-человечески, необходимо удовлетворять основные материальные потребности, потребление не должно быть самоцелью. Все попытки искусственно стимулировать материальные потребности ради извлечения прибыли должны пресекаться. Бессмысленное расходование материальных ресурсов и потребление ради потребления разрушительны для развития зрелого человека.
2.13. Коммунизм - не отменяет личной собственности на предметы потребления. Не требует он и полного выравнивания доходов: доход человека должен быть связан с его усилиями и умениями. Однако различия в доходах не должны создавать такой разницы в материальных условиях, чтобы уровень жизни одного оказывался недоступен для другого и тем самым порождал отчуждение.
2.14. Принцип политической демократии должен осуществляться, учитывая технические возможности связи и обработки данных, в современном массовом обществе. Можно вернуться к принципу городского собрания. Формы, в которых это может осуществляться, требуют изучения и экспериментирования. Они могут выражаться в создании сотен тысяч маленьких групп, основанных на общности места работы или проживания; они образовали бы нижнюю палату городского совета нового типа, участвующую в принятии решений наряду с централизованно избранным советом. Децентрализация должна быть направлена на то, чтобы важные решения находились в руках жителей небольших местных образований, подчиняющихся общим принципам, управляющим жизнью общества. Однако какие бы формы ни были найдены, демократический процесс должен трансформироваться так, чтобы свою волю могли выражать хорошо информированные и ответственные граждане, а не автоматы, контролируемые методами гипнотического воздействия на массы.
2.15. В сфере образования, главными целями являются помощь в развитии критических способностей индивида и создание основы для творческого выражения его личности, — другими словами, воспитание свободного человека, обладающего иммунитетом по отношению к манипулированию и собственной внушаемости ради удовольствий и прибылей других людей. Знания должны стать не просто массой информации, но рациональным способом раскрытия глубинных сил, определяющих материальные и духовные процессы. Образование должно включать не только науки, но и искусства. Капитализм, порождая отчуждение, отделил научное понимание от эстетического восприятия. Целью образования при коммунизме является возврат человеку возможности свободно и полно заниматься и тем, и другим. Коммунизм стремится к тому, чтобы человек стал не только вдумчивым наблюдателем, но и обладающим всеми необходимыми средствами участником — и в производстве материальных ценностей, и в наслаждении жизнью. Для устранения опасности отстраненного интеллектуализма знакомство с теорией и фактами должно дополняться обучением производительному труду и искусствам, объединяя их в ремесле (изготовлении полезных предметов), в начальном и высшем образовании. Каждый подросток должен обладать опытом в производстве чего-то ценного собственными руками и благодаря собственным умениям.
2.16. Образование не должно ограничиваться детством и юностью; существующие формы образования взрослых следует всемерно расширить. Особенно важно предоставить каждому человеку возможность в любое время менять занятие или профессию; это станет экономически достижимым, если, по крайней мере, минимальные материальные потребности окажутся удовлетворены обществом.
2.17. Культурная деятельность не должна ограничиваться предоставлением интеллектуального образования. Все формы художественного выражения (музыка, танец, драма, живопись, скульптура, архитектура и так далее) чрезвычайно важны для гуманитарного развития человека. Общество должно направлять значительные средства на создание обширной программы художественной деятельности, на проектирование не только полезных, но и прекрасных зданий, даже за счет других, менее важных нужд потребителя. Коммунизм стремится к сокращению разрыва между производителем и потребителем в сфере искусства и в конечном счете сведению его к минимуму благодаря созданию оптимальных условий для раскрытия творческих способностей каждого человека.
2.18. В коммунистическом обществе не подвергается сомнению полное равенство рас и полов. Равенство, впрочем, не подразумевает одинаковости, и следует предпринять все усилия для полнейшего развития талантов, характеризующих каждую расовую и национальную группу, как и каждый из полов.
2.19. Истинные коммунисты гарантируют свободу вероисповедания одновременно с полным отделением церкви от государства.
3. Ближайшие цели «СОЮЗА КОММУНИСТОВ», в условиях, когда промежуточные цели ещё не достигнуты.
3.1. Цели истинных коммунистов были сформулированы еще в «Манифесте коммунистической партии»: 1) формирование пролетариата в класс; 2) ниспровержение господства буржуазии; 3) завоевание пролетариатом политической власти. Пока мы не решили первую задачу, рассуждать об остальных просто - несерьезно.
3.2. Соответственно, основная задача «СОЮЗА КОММУНИСТОВ» – это формирование у пролетариата классового сознания, через формирование классовой пролетарской культуры, пролетарской классовой философии, пролетарской политической мысли. Главное научное и духовное оружие пролетариата – это неискаженный оппортунистами истинный марксизм.
3.3. Помимо всего прочего, потребуется значительное время, прежде чем большинство рабочих Красноярского Края и Российской Федерации уверится в обоснованности коммунистических принципов и целей. Каковы задачи и функции «СОЮЗА КОММУНИСТОВ», на это время?
3.4. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ», должен воплотить в своей структуре и деятельности те принципы, которые защищает, он должен стремиться не только к построению социализма в будущем, но безотлагательно начать его реализацию в собственной среде. Данная организация не должна стремиться убедить людей в своей программе, апеллируя к иррациональным эмоциям, прибегая к гипнотическому внушению или используя «привлекательные личности»; она должна опираться на реализм, корректность, глубокий анализ экономических, социальных, политических и гуманитарных ситуаций. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» должно стать моральной и интеллектуальной совестью рабочего класса и как можно шире распространять свои взгляды.
3.5. В своей деятельности «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» должен следовать собственным принципам: сетевой структуре, оптимальной децентрализации и активному, ответственному участию своих членов в обсуждениях и в принятии решений. Коммунистическая программа не может быть фиксированным планом, она должна расти и развиваться благодаря постоянной активности, усилиям и ответственности всех членов движения. Таким образом, «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» должен отличаться от других партий и движений не только своей программой и идеалами, но самой структурой и способом функционирования. Он должен стать духовным и общественным домом для всех своих членов, объединяемых духом гуманистического реализма и разума, солидарных в общей заботе и в общей вере в человека и его будущее.
3.6. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» должна проводить широкую образовательную и просветительскую кампанию среди рабочих, студентов, профессионалов — представителей всех общественных классов, от которых можно ожидать потенциального понимания коммунистических идеалов.
3.7. Нельзя ожидать, что «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» добьется победы за короткое время. Однако это не означает, что он не должен ставить своей целью широкое общественное влияние. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» должен стремиться приобрести все увеличивающуюся поддержку пролетариата, который благодаря движению сделает свой голос слышимым и в России, и во всем мире.
3.8. Веры членов «СОЮЗА КОММУНИСТОВ» в общий идеал недостаточно. Такая вера становится пустой и бесплодной, если не претворяется в действие. Жизнь движения должна быть так организована, чтобы предоставлять каждому ее члену обширные и разнообразные возможности для преобразования своей озабоченности в значимое, немедленное действие. Как это может быть сделано?
3.9. Таким образом, первой задачей для «СОЮЗА КОММУНИСТОВ» является изучение марксистской теории и проблем научного коммунизма применительно к их собственной сфере деятельности и обсуждение накопленного опыта и предложений в рабочих группах «СОЮЗА КОММУНИСТОВ».
3.10. Кроме этого необходимы немедленные и конкретные действия всех членов «СОЮЗА КОММУНИСТОВ». Важно, чтобы каждый демонстрировал коммунистический образ жизни на своем рабочем месте — на фабрике, в офисе, школе, лаборатории, больнице и так далее. Каждый член «СОЮЗА КОММУНИСТОВ» должен проявлять коммунистический подход к решению проблем, сам находя новые методы и стимулируя других. Особенно важно, чтобы те коммунисты, которые входят в профсоюз, активно добивались большего участия в его жизни; и в профсоюзе, и вне его члены «СОЮЗА КОММУНИСТОВ» должны поддерживать все тенденции, ведущие к активному участию масс, борьбе со всеми формами бюрократии.
3.11. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» стремится привлекать мужчин и женщин, искренне озабоченных проблемами гуманизации общества и готовых работать ради их разрешения, жертвуя временем и деньгами, которых такая работа требует.
3.12. Мы призываем пролетариев всех национальностей взять на себя ответственность за собственную жизнь, за жизнь своих детей и всего человечества. Человек подошел к моменту самого важного решения, какое ему только приходилось принимать: использовать ли свой разум и умения для создания мира, который стал бы если не раем, то, по крайней мере, местом, где его потенциал реализовался бы в полной мере, — или выбрать мир, который уничтожит себя или атомной бомбой, или искусственным интеллектом, или скукой и пустотой.
3.13. Программа «СОЮЗА КОММУНИСТОВ» отличается от программ других партий и движений тем, что содержит видение будущего, предлагает идеал лучшего, более человечного общества, чем существующее. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» стремится не исправить тот или иной дефект капитализма, он стремится к созданию нового общества, какого еще не бывало; он ставит себе цели, выходящие за рамки имеющей место социальной реальности, однако базирующиеся на реальном потенциале человека. Коммунисты говорят: вот чего мы хотим, вот к чему мы стремимся; это не абсолютная и окончательная форма жизни, но лучшая, более человечная форма. Это осуществление идеалов гуманизма, которые вдохновляли лучшие достижения западной и восточной культур.
3.14. Представители класса буржуазии скажут: народ не желает идеалов и высших смыслов, он не хочет выходить за рамки своего привычного обывательского бытия. Мы, коммунисты, утверждаем: это не так! Напротив, люди жаждут чего- то, ради чего они могли бы трудиться и во что верить. Вся жизненная сила человека зависит от возможности выйти за рамки рутины, от стремления к цели, которой можно достичь, хотя этого еще никогда не случалось. Если у человека не будет шанса осуществить свой рациональный, гуманистический идеал, он, в конце концов, от депрессии и скуки станет жертвой иррациональных, сатанинских бредней диктаторов и демагогов. Самая большая слабость современного буржуазного общества заключается в том, что оно не предлагает идеалов, не требует веры, не имеет перспективы, кроме всевозрастающего потребления материальных благ. Мы, коммунисты, не стыдимся признаться в своей глубокой вере в человека и видении нового, гуманного общества. Мы обращаемся к вере, надежде и воображению наших современников, призываем их присоединиться к нам в попытке реализовать наши идеалы. Коммунизм — это не только социо - экономическая и политическая программа, это программа человечества: реализация идеалов гуманизма в условиях постиндустриального общества.
Позиции революционных организаций и их деятельность – это продукт прошлого опыта рабочего класса и уроков, которые из него были извлечены. «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» считает своими предшественниками «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» Маркса и Энгельса (1847-52 гг.), три Интернационала (Международное товарищество рабочих, 1864-72 гг., Социалистический Интернационал, 1889-1914 гг., Коммунистический Интернационал, 1919-24 гг.), левые фракции, которые выделились в 1920-30-е годы из III-го Интернационала в процессе его перерождения.
Пролетарии всех стран соединяйтесь!