Понятие информационных технологий. История их становления.




Информационные технологии давно вошли в нашу повседневность и укоренились в ней, однако, само это понятие остается многофункциональным и нечетким. Под технологией традиционно понимался процесса творчества, производства, как в искусстве, так и в ремесле. При этом сам процесс предполагал ряд последовательных усилий для достижений поставленной цели.

В состав этого процесса, управляемого человеком, входят не только цели, но и определенные средства, методы, стратегии. Так в случае с технологиями материального производства процесс охватывает сбор, обработку сырья до изготовления конечного продукта с заданным набором характеристик и качеств.

Соответственно, применяя разные технологии для одного и того же материала, можно получить разные продукты, поскольку технология изменяет исходное состояние сырья для получения совершено новых объектов производства.

Так как информация представляет собой один из ценнейших ресурсов общества, она является не менее важной, чем традиционные материальные виды ресурсов - нефть, газ, полезные ископаемые, и т.п. Работу с информационными ресурсами можно сравнивать с процессами обычного производства и также называть технологией. Тогда справедливым будет такое определение: информационная технология - это процесс или совокупность процессов обработки информации. Информационные технологии (ИТ) можно представить в виде схемы (рис. 1).[1]

Потому что на входе и выходе ИТ находятся не материя, и не энергия, а информация, то: информационную технологию можно также определить как - совокупность процессов, использующих средства и методы накопления, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Эта информация нового качества называется информационным продуктом. Схематично процесс превращения информации в информационный, а позднее и в программный продукт, можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 2). Под угрозами при этом понимаются совокупность факторов, которые создают опасность для ценной информации, а именно: возможность несанкционированного доступа и/или распространения.[2]

Рисунок 1

Схема информационной технологии

Если производство материальных продуктов осуществляется для удовлетворения нужд людей и их сообществ, то цель информационной технологии представляется как получение информационного продукта для его анализа человеком и принятие на его основе решений для выполнения действий. Как и в материальном производстве, разный информационный продукт можно получить, применяя разные технологии по отношению к входящей информации.

В юридической литературе понятие «информационного продукта» пока не дано, в частности оно отсутствует в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Можно рассмотреть только определение, которые было приведено в Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене», утратившем, однако, силу: информационный продукт (продукция) - это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.[3]

Рисунок 2

Место информационного и программного продукта в системе информационного кругооборота

Следовательно, окончательное назначение информационного продукта, как и информационных технологий - это тоже удовлетворение потребностей человека. Детальнее о целях информационных технологий мы поговорим далее.

Началом эры информационных технологий (ИТ) можно считать то время, когда человек начал выделять себя среди окружающего мира: язык, устное воспроизведение информации, передача ее с помощью знаков, звуков - все это можно назвать первым этапом развития информационных технологий.

Появление письменности является характерным признаком второго этапа развития информационных технологий. Благодаря возможности воспроизведения информации на материальных носителях (деревянные, покрытые воском или глиняные таблички, папирус, кожа) образовываются первые хранилища информации - библиотеки. Но массовому распространению информации положило начало книгопечатание (табл. 1)[4].

Третьим этапом развития информационных технологий можно назвать период появления и быстрого внедрения механических средств обработки, хранения и передачи информации, таких как пишущая машинка или арифмометр.

Открытие в области электричества совершило революцию и в информационных технологиях, чем и обусловило переход к четвертому этапу их развития. Появилась возможность передачи значительных объемов информации на большие расстояния с достаточно большой скоростью (телефон, телетайп), хранения их на магнитных носителях.


 

Таблица 1

Этапы развития ИТ

Период Техника Решаемые задачи Тип ИТ
Первый – 150 тыс. до н.э. – 3 тыс. до н.э. Примитивные орудия нанесения символов на бытовые предметы Сплочение отдельных племен в родовые общины, образование первых обществ Не механизированная
Второй – 3 тыс. до н.э. – V в. н. э. Письменные принадлежности, первые печатные станки Поддержание власти и порядка в первых государствах, организация труда Примитивная механизированная
Третий - V в. н. э. - XIX н.э. Печатные и расчетно-клавишные машины Механизация систем управления Механизированная
Четвертый начало ХХ н.э. – 1940 гг. Комплексы дистанционной связи Глобальная автоматизация процессов управления Автоматизированная
Пятый – 1940 гг. – наши дни ЭВМ, компьютеры Управление мировой экономикой в условиях информационного рынка Электронная, цифровая – сочетание вычислительной техники и средств связи

 

Начало пятого этапа развития информационных технологий связывают с появлением первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и переходом к электронно-информационным технологиям.

В сравнении с аналоговыми, основным преимуществом электронных источников информации является их оперативность и возрастающая массовость (наглядный пример - информация в сети Интернет). Быстрое развитие компьютерной техники порождает новые формы и методы обработки, хранения и передача информации.

Можно выделить и отдельные этапы развития компьютерных информационных технологий:

- этап машинных ресурсов (внедрение ЭВМ, программирование в кодах машин);

- этап программирования (языки программирования, пакетная обработка);

- этап новых информационных технологий, характеризующихся появлением ПЭВМ (персональных ЭВМ или сокращенно ПК - персональный компьютер), компьютерных сетей, АРМ-ов (автоматизированных рабочих мест), баз данных, ОLАР-технологий (динамический анализ данных), Интернет- технологий, и т.п.

- Основными задачами современных ИТ являются:

- достижение универсальности методов коммуникаций;

- поддержка систем мультимедиа;

- максимальное упрощение средств общения в системе «человек –ПК».

Помимо этого, ИТ как система имеет следующие свойства:

- целесообразность;

- наличие компонентов и структуры;

- взаимодействие с внешней средой;

- целостность;

- развитие во времени.[5]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: