Приказ Министерства труда и социальнойзащиты РФ №544н "Об утверждениипрофессионального стандарта "Педагог(педагогическая деятельность в сфередошкольного, начального общего, основногообщего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" датирован 18 октября2013 года
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической ипрактической готовности к осуществлениюпедагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Современная теория профессионального обучения предлагает оценивать профессиональную компетенцию преподавателя иностранного языка на основе следующих базовых параметров:
· коммуникативная компетенция (способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка),
· профессиональная компетенция
- психолого-педагогическая (связана с владением учителем знаний в области психологии ипедагогики, а также умением применять эти знания в своей педагогической практике),
- методическая ( определяется как способность обучать иностранному языку с учётом целей - практической, образовательной, воспитательной, развивающей, и условий, а также возраста, уровня обученности и индивидуальных особенностей учащихся,
- филологическая.
· общекультурная компетенция ( широкая общегуманитарная подготовка учителя, его кругозор, общий уровень культуры и образованности).
Основные составляющие компетентности педагогических работников (квалификационные характеристики):
Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно- методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
! Учитель иностранного языка должен обладать соответствующими психолого-педагогическими компетенциями:
- создавать на уроке преобладающий стиль отношений “учитель-ученик”,
-использовать систему контроля и оценивания образовательных результатов,
-проектировать урок, используя конфигурацию соответствующих методов методов (репродуктивных, игровых, эвристических, проектных, коллективных, информационных и т.д.),
- предоставлять учащимся возможности выбора,
- создавать комфортность образовательной среды.