Цели развития и функционирования информационных технологий




Если общей целью ИТ является удовлетворение потребностей человека, то безусловно различные ИТ, как конкретные системы имеют более узкую целевую направленность. Поэтому можно говорить о декомпозиции целей ИТ.

Основной целью разрабатываемых информационных систем или подсистем, является необходимость получения желательного результата в пределах некоторого интервала времени. В информационных технологиях рассматривают декомпозицию на основе дерева целей. Дерево целей описывает проблему в целом и служит основой структуризации данных, которые используются при решении определенной проблемы.[6]

Основной целью ИТ считается полное и своевременное удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Пользователи - это не отдельные работники, которые обслуживают определенную информационную технологию, а вся система вообще. Занятые в ней люди рассматриваются лишь как участники коллективных усилий, подчиненных общей цели функционирования системы. Отдельных работников могут удовлетворить фрагментарные сведения, которые касаются сферы их компетентности и лишь конкретная система ИТ в целом имеет потребность в единой информационной модели объекта, в которой целостность отражает объединение с достигнутой детальностью. Лишь такая модель может стать инструментом проверки согласованности многочисленных решений, что принимаются в рамках ИТ, а значит организации информационного взаимодействия разных подразделений, коллективов, лиц.

К числу таких пользователей относятся прикладные программисты, аналитики, операторы, системные программисты, обслуживающий персонал - они являются промежуточными пользователями.

Декомпозиция основной цели согласно обобщенному дереву целей (рис. 3) включает:

1.1. Обеспечение полной информацией для принятия решений;

1.2. Представление информации с максимальной (оптимально согласованной со временем принятия) скоростью решений;

1.3. Представление информации, которая является полностью подготовленной для принятия решения;

1.3.1. обеспечение надежного доступа к информации (минимизация синтаксических и семантических шумов);

1.3.2. обеспечение эффективной оценки и отбора данных с учетом их ценностей (минимизация прагматического шума);

1.4. Обеспечение контроля за информационными взаимодействиями и согласованностью решений, принимающихся в системе.

1.4.1. обеспечение максимальной простоты взаимодействия пользователя с ПК;

1.4.2. обеспечение внутренне системного представления информационных связей в процессе управления.[7]

 


Рисунок 3

Дерево декомпозиции целей ИТ

На определенном этапе основное внимание при использовании ПК отводилось автоматизации решений рутинных задач и операций. В период новейшего развития информационных технологий с появлением компьютерных сетей, систем распределенной обработки данных, развития методов и средств искусственного интеллекта на первый план выдвигаются задачи разработки экспертных систем с поддержкой эвристических методов обработки данных, инструментальных комплексов логического вида, систем индивидуализации обработки информации и т.п.

Для конструктивного анализа целей при построении системы ИТ необходимо чтобы общие цели функционирования ИТ согласовывались с целями процессов управления в данной предметной области.

Например, для ИТ в промышленности определены следующие цели:

- устранение существующих проблемных моментов (мелкосерийности объектов производства при значительных масштабах производства; осложненного характера производства при сокращении ресурсов времени на использование функций управления; углубление специализации; необходимость комплексного охвата, учет видов взаимодействия процессов);

- интеграция управления и производства;

- стандартизация и унификация средств автоматизации.

В свою очередь дерево решений как компонент ИТ служит для создания выводов. Древа решений (decіsіon trees) предназначены и для решения задач классификации. Они создают иерархическую структуру классификационных правил типа «ЕСЛИ – ТО» (іf - then), имеющих форму дерева с ветвями. Для принятия решения, к какому классу нужно отнести тот или иной объект или ситуацию, нужно ответить на вопрос, находящийся в узлах этого «дерева», начиная от «корня».

Вопросы имеют вид типа «Значение параметра А больше Б?» Если ответ положительный, осуществляется переход к правому узлу следующего уровня; потом снова следует вопрос, связанный с соответствующим узлом и т.д. Приведенный ниже пример (рис. 4) иллюстрирует работу так называемых бинарных деревьев решений, в каждом узле которых разветвления проводится по двум направлениям (т.е. на вопрос, заданный в узле, есть только два варианта ответов, например «да» или «нет»). Тем не менее, в общем случае, ответов и ветвей, которые выходят из узла, может быть значительно больше.[8]

Качество построенного «дерева» можно оценить по нескольким параметрами: количество верно распознанных примеров в учебном и тестовом наборах данных и количество узлов в «дереве». Чем больший процент верно распознанных данных, тем качественнее построено «дерево».

Рисунок 4

Пример дерева решений и прикладного использования ИТ в финансово-экономической сфере


При очень большом количестве узлов дерево становится трудным для восприятия. Это также означает слабую зависимость исходных данных от конечных. Каждый узел дерева характеризуется поддержкой и достоверностью:

- поддержка – вся совокупность классифицированных примеров по узлам древа;

- достоверность – процент примеров правильной классификации;

Дерево решений строится по определенным алгоритмам. Наибольшее распространение получили алгоритмы CART и C4.5(C5.0).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: