Коллективные творческие дела в лагере.




ТЕМА: Формы организации воспитательной работы в отряде

 

Основные понятия темы: формы работы, КТД,тематические дни.

План изучения темы

1.Возможные формы воспитательной деятельности в ДОЛ.

2. Коллективные творческие дела в лагере.

3. Особенности подготовки и проведения КТД.

4. Тематические дни и смены в лагере.

Возможные формы воспитательной деятельности в ДОЛ.

Форма воспитательной деятельности - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно - практических). Сочетание организаторских приёмов и воспитательных средств организации действий, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной деятельности. Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается. Воспитание, развитие становление детей идет только в деятельности, которую они принимаю душою и сердцем, которая соответствует их возрасту, полу, их потребностям, достаточно современные. Воспитание легко осуществляется, если ребенка окружает разнообразная деятельность и чем она разнообразнее, тем разностороннее в конечном счете ребенок.

Ученые насчитывают более 300 форм воспитательной деятельности. Их условно можно разделить на 9 видов:

1. Развлекательные, творческие (конкурсно – игровая программа, концерт, шоу-программа);

2. Обучающие (мастер-класс, мастерская, хобби-класс, лекция, практикум);

3. Информационные (дискуссия, круглый стол, беседа, живая газета);

4. Наглядные (доска почета, забор гласности, оформление отрядного уголка, выставка рисунков, коллекция);

5. Интеллектуальные (викторина, «что? где? когда?», «брейн – ринг», «умники и умницы» и т.д.);

6. Спортивные (веселые старты, эстафета, неолимпийские игры);

7. Трудовые (трудовой десант, субботник, акция);

8. Организационные (оргсбор, инструктаж, огонек (все, кроме тематического), планерка, работа органов самоуправления);

9. Дела с перемещением на местности (экскурсия, игра по станциям, поход).

Выбор форм и методов работы в летнем лагере связан с некоторыми факторами:

-Общие цели и задачи воспитателя, развитие и оздоровление детей;

-Конкретные цели и задачи воспитательных мероприятий;

-Возраст детей;

-Ожидания детей;

- Длительность подготовки мероприятий;

-Условия для их подготовки;

-Возможности воспитателей (вожатых);

-Умения вожатых организовать ту или иную форму игры, использовать различные методы;

-Умение вожатых настроить детей и подростков на нужное дело;

-Умение вожатых пробудить интерес у детей к данному делу;

-Возможности данного оздоровительного лагеря;

- Наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления, инвентаря).

Изучая формы и методы работы с детьми в оздоровительных лагерях, анализируя ожидания детей, можно остановить свой выбор на следующих формах работы:

Спортивные игры, соревнования;

Походы, прогулки, экскурсии;

Телевизионные формы: «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «КВН»;

Сказки (с продолжением, на одну тему, на различные темы и т. д.), представления, ярмарки, посиделки;

Конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!» и другие.

Одной из самых распространенных форм организации совместной деятельности взрослых и детей в летнем лагере, является коллективная творческая деятельность.

Коллективные творческие дела в лагере.

Летние лагеря, как продолжение школы, должны представлять для детей максимальные условия для развития их творческих способностей, удовлетворить их потребности и притязания, прежде всего двигательные, интеллектуальные. Каждый день и час, проведенный в лагере должен быть для ребенка удивительным и неповторимым. Основное средство сплочения коллектива – совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых.Все большую популярность в работе с детьми приобретают коллективные творческие дела (КТД). В коллективных творческих делах форма и содержание должны находиться в гармонии, так как если дети почувствуют противоречие между яркой и интересной оболочкой дела и ее неинтересной начинкой (сущностью), то они без особого интереса будут принимать участие в такой деятельности, а это может повлечь за собой потерю интереса ко всем мероприятиям, проводимым в лагере.

КТД в лагере отличаются по форме, по характеру практической пользы для себя, для друзей по отряду, для улучшения окружающей жизни, для своего лагеря, для всех людей.

В основе лежит три основные идеи:
1.Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2.Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3.Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

-КТД - форма работы, которая направлена на:

-Развитие творческих способностей.

-Развитие интеллектуальных способностей.

-Реализацию коммуникационных потребностей.
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.
Познавательные дела. Их цель – развитие у детей познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.
Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. Втрудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.
Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.
Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр.Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.
Экологические дела. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.
Примерами экологических КТД могут быть: Академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), экологические игры, экологическая тропа, экологический вестник, экологический фестиваль.
Досуговые дела.
Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Можно провести следующие досуговые КТД: Аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день «рекордов Гиннеса», дискотека, день фантазера.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество.

КТД (как особый тип форм воспитательной работы) разработал ленинградский профессор психолого-педагогических наук, академик Игорь Петрович Иванов (1923 – 1991)и группа его единомышленников. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как подсказчика, помощника, советчика. Дети сами выбирают роли, поручения в деле, они могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Группа – главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет – жеребьевку. Вожатый должен найти свое место в КТД, это не обязательно должна быть командная роль, но о контроле за ситуацией не стоит забывать.

Основными компонентами коллективно-творческой деятельности являются:

Коллективно-творческие дела (КТД);

Коллективная организаторская деятельность;

Творческие игры;

Творческие праздники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: