Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием.




Конечный эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретная форма нарушения будет зависеть от многообразия опосредующих переменных.

21. Компенсация как категория специальной психологии. Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
Компенсация - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недо­развитых функций, перестройка сохранных функций для заме­щения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих соци­альной адаптации и интеграции

Коррекция - система психолого-педагогических мер, направленных на ис­правление, ослабление или сглаживание недостатков психо­физического развития ребенка
Абилитация - система мероприятий, направленных на формирование эф­фективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах
Реабилитация - система медико-психологических, педагогических и социаль­ных мероприятий, направленных на восстановление, коррек­цию или компенсацию нарушенных психических функций, со­стояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

22. Классификации детей с ОПФР.

Аномалия Чем вызвана Типичная модель
1. Психическое недоразвитие Отставанием в развитии олигофрения
2. Задержанное развитие ЗПР
3. Поврежденное развитие Поломка в развитии деменция
4. Дефицитарное развитие Нарушение слуха, зрения, речи, функции опорно-двигательного аппарата
5. Искаженное развитие Асинхрония в развитии Ранний детский аутизм (РДА)
6. Дисгармоническое развитие Психопатия

 

23. Параметры дизонтогенеза в специальной психологии (по В.В.Лебединскому)
В.В. Лебединский предложил патопсихологические параметры, характеризующие психический дизонтогенез. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и позволяет выделить частный и общий дефекты. Частный дефект обусловливается дефицитарностью отдельных психических функций — гнозиса, праксиса, речи. Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем: • подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности, возникает патология влечений, эмоциональные расстройства) и • корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности и сложных специфических человеческих эмоций. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем (общий дефект) влияет в той или иной степени на все стороны психического развития, нарушения же частных функций могут компенсироваться сохранностью регуляторных и других частных систем. Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более типичны явления повреждения психики с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом повреждения, но и длительностью периода развития конкретной функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития, например функции с подкорковой локализацией, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции имеют более длительный период развития и при раннем повреждении чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии. В сензитивные периоды развивающийся организм особенно чувствителен к остаточным факторам. Это возрасты до 3 и 11—15 лет, когда особенно велика вероятность появления нарушений или повреждений психики. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс — возврат на более ранний возрастной уровень (как временный, функциональный, так и стойкий, связанный с повреждением функции). При более грубом патогенном воздействии (шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса и др.) регрессу подвергаются и функции, уже достаточно прочно закрепленные. Явления регресса следует отличать от явлений распада, при которых происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Все закономерности, связанные с возрастным параметром, определяют неравномерность отставания в развитии: при общем повреждении нервной системы прежде всего страдают функции, находящиеся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка обычно состоит из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

24. Модели отношения к людям с ОПФР.

 

25. Вклад Л.С.Выготского в развитие специальной психологии.
Прежде всего он выделяет некоторые общие закономерности аномального развития психики. Поддерживая и развивая далее высказанное еще Г.Я. Трошиным положение о том, что в развитии детей с различными физическими и умственными недостатками прослеживаются те же основные закономерности, которым подчиняется развитие детей без каких бы то ни было дефектов, Л.С. Выготский указывает, что любой недостаток "не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения" [2; 62]. Таким образом, нарушение взаимодействия с окружающим миром и, в том числе и прежде всего, с окружающими людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.

Другая общая закономерность содержится в сформулированных Л.С. Выготским представлениях о первичных и вторичных недостатках психического развития. Органическое повреждение, например поражение улитки, вызывает выпадение слуховой перцепции (при глухоте) или ее недостаточность (при тугоухости), что выступает в качестве первичного дефекта (недостатка). Вторичным дефектом развития психической деятельности является нарушение формирования речи. В случае полного отсутствия слуховых ощущений и восприятия развитие словесной речи у ребенка становится совсем невозможным без создания особых условий и применения специальной педагогической работы и технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития. Точно так же могут быть указаны первичные, вторичные и т.д. недостатки психического развития при повреждении органов зрения или при органическом повреждении центральной нервной системы, как это имеет место при умственной отсталости или при детском церебральном параличе.

26. Варианты психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).
1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.

2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.

3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.

4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.

5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.

6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.

Структура дефекта.

 

27. Общее психическое недоразвитие: определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико-патогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой.
Олигофрения – это стойкое недоразвитие познавательной сферы всей личности в целом вследствие диффузного органического поражения коры ГМ.
Структура дефекта:

· Первичный дефект – инактивность (бездеятельность).

· Вторичный дефект – нарушение психических функций в качестве высших.

· Третичный дефект – дезадоптация/десоциализация.

Причины. Пренатальный период: интоксикации, инфекции, мех-е и физ-е причины; натальный период: асфиксии, родовые травмы; постнатальные период – влияние недоношенности, тяжелые ЧМТ, инфекции (менингит, менингоэнцефалит), интоксикации, последствия клинической смерти, последствия удушения/утопления.

Классификация Сухоревой Груни Ефимовной:

1) Неосложненная – в основном генетические формы, дети с относительно-сохранной эмоционально-волевой сферой.

2) Осложнённая – осложнения: церебро-остенический синдром, неврозоподобный синдром (заикание, тик, энурез и тд), эпилептиформный (эпилепт припадки), психопатоподобный (психопатия), апатико-адинамический (истощение ЦНС, не может сосредоточестся).

3) Атипичная – не типично для О. О обусловленная гидроцефалией, О обуслов ЧМТ.

 

 

28. Понятие «умственно отсталый ребенок». Степени олигофрении и их психологическая характеристика.
Классификация степеней олигофрении:

1) Дебильность 1 степень – самая легкая степень, Ф70, такие дети заканчивают за 10 лет 4 класса мас школы, эти дети получают профессию, возможно самостоятельное проживание.

2) Имбецильность 2 степень – Ф71 – умеренная, Ф72 – тяжелая интеллектуальная недостаточность. Эти дети получают только основы знаний об окр мире, элементы грамоты/арифметики. Профессию получить не могут, самостоятельное проживание невозможно.

3) Идиотия – Ф73. Самая сложная категория. Обучение только на дому, отдельное проживание невозможно, профессию получить не могут. Чаще всего лежачие дети, с тяж множественными поражениями.

4) Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

5) Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

6) Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

7) В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно.

 

4) 29. Классификация форм олигофрении (по М.С.Певзнер).

 

Классификация М.С.Певзнер:

1) Неосложненная – уравновешенность процессов возбуждения и торможения в КГМ.

2) О обусловленная преобладанием процесса возбуждения/торможения (возбудимые/заторможенные)

3) О осложненная сенсорными нарушениями или нарушениями речи.

4) О осложненная психопатоподобным нарушением.

5) О осложненная лобным синдромом (отсутствие критики, полное безволие)

 

30. Задержанное психическое развитие: понятие, причины возникновения, структура дефекта (по Е.С.Слепович). Основные отличия олигофрении от задержки психического развития.

ЗПР – это нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей развития ребенка при специальном его обучении.
Причины ЗПР конституц. Происх:

· Близнецовость

· Недоношенность.

· Наследственность

· Нарушение обменно-трофических процессов в коре г.м.

Структура дефекта(по Слепович Е.С.):

· Первичный дефект. Несформированность личности и деятельности которые идут по трем направлениям:

o Несформированность мотивоционно-целевой основы деятельности.

o Трудности в оперировании в сфере образов и представлений.

o Несформированность всех видов знаково-символической деятельности.

· Вторичный дефект. – Несформированность познавательных процессов.

· Третичный. Дезадаптация, десоциализация

В отличие от олигофрении, где психическое, в первую очередь интеллектуальное, развитие имеет выраженный и главное - необратимый характер, при задержке психического развития речь, прежде всего, идет о замедлении темпа психического онтогенеза.

Кроме того, в отличие от олигофрении, при задержке психического развития нередко доминируют явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза - психического (нередко психофизического) инфантилизма.

 

31. Основные варианты задержки психического развития (по К.С.Лебединской).
1. ЗПР коституционального происхождения. Для этого вида характерны проявления гармонического, психического инфантелизма, и нарушение познавательной деятельности.

2. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки возникающие в результате истощающие действия, соматических заболеваний на организм. И как следствие замедление темпа созревания и развития мозговых систем. Задержка созревания эмоционально личностной сферы при истощающих соматических заболеваний носит название – соматогенный инфантилизм.

3. ЗПР психо-генного проихождения. Связанно с неблагоприятными условиями воспитания препятствующими правильному формированию личности.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие и длительно действующие могут привести к нарушениям вегетативной нервной системы и психических процессов, а так же эмоционального развития.

4. ЗПР цецеребрально- органического происхождения.

Причины: такие же как при олигофрении, но стертые, более легкие. Эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПО церебрально органичесскогопроисхождения нросят название органического инфантилизма.

При этом варианте отсутствует яркость и живость эмоций, они плохо дифференцированы, дети не заинтересованы в оценке своей деятельности, внушаемы, игра отличается монотонностью и однообразием, содержание ее примитивно. Часто дети расторможены. У них наиболее выражены интеллектуальные нарушения.

 

 

32. Понятия «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм».гугл
Гармонический инфантилизм – это пропорциональное сочетание физической и психической незрелости при достаточно благополучном психическом состоянии. Особенности моторики соответствующие особенностям моторики нормального ребенка более младшего возраста носят название моторного инфантилизма.

Состояние, когда ребенок как бы задержался как бы ан предыдущем возрастном этапе созревания психики носит название ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТЕЛИЗМА. Этим детям свойственно относительная живость психики любознательность, интерес к окружающим. Они активны в игре, часто общая незрелость сочетается с детскостью облика.
Сочетание инфантильных особенностей и искажение мотивационной сферы ребенка называется дисгармонического инфантилизма.

Эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПР церебрально-органического происходждения носят характер органического инфантилизма.
Задержка созревания эмоционально-личностной сферы при истощающих соматических заболеваниях носят название соматогенного инфантилизма.

 

1. 33. Особенности психического статуса ребенка с ЗПР. Отличие ЗПР от социальной запущенности.
Сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов. Неполноценность зрительно-пространственной и вербально-пространственной ориентированности.

2. Психомоторная сфера – гипер- и гипоактивность, импульсивность, нарушение координации движений.

3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления.

4. Мнэмическая сфера – преобладание механической памяти над абстрактно логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижением объема долговременной и кратковременной памяти, снижение способности к непроизвольному запоминанию.

5. В речевом развитии – ограничение словарного запаса, дефекты произношения, трудности овладения грамматическим строем письменной речи.

6. В эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантелизм, не скоординированность.

7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.

8. В характерологической сфере – повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

ЗПР – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи,эмоционально–волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяет ребёнку успешно с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.
Причины: дефекты конституции ребёнка; соматические заболевания; органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
Педагогическая запущенность — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей
Причины: отрицательное влияние среды и недостатки воспитания.
К педагогически запущенным относят детей:
1.Не страдающих аномалиями развития, но не обладающими знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Причины: усваивают искажённые ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

34. Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
F90 СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности. Нарушает адаптацию ребенка, мешает обучению. Ребенок ни минуты не сидит спокойной. Постоянно суетится отвлекается. С начала обучения в школе выясняется что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, встает, ходит, отвлекается.
Черты характеризующие гиперактивность:

1. Общее двигательное беспокойство

2. Обилие лишних движений

3. Импульсивность и не целенаправленность поступков

4. Повышенная возбудимость

35. Поврежденное психическое развитие: этиология, структура дефекта. Виды органической деменции. Основные отличия олигофрении от деменции.
Деменция – распад.

1) Деменция возникает после 2-3 лет.

2) В неврологическом статусе синдромы повреждение НС чаще встречаются (парезы, параличи, припадки) при деменции.

3) В физическом облике будут отсутствовать черты диспластического телосложения у деменции в отличие от О.

Причины. Перенесенные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли мозга.

Виды – резидуальная (был процесс, которому предшествовал распад), прогрессирующая (есть текущее заболевание шизофрения, эпилепсия).

Отличия деменции от олигофрении:

1). При олигофрении верхние этажи психики разрушаются, а нижние – в норме. А при деменции - такой равномерности нет (могут быть «остатки былой роскоши»).

2). При олигофрении отмечается часто еще какая-либо аномалия развития (6-й палец и т.п.).

3). Олигофрения отличается некоторой динамикой – ребенок может поумнеть.

 

36. Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение».
Полевое поведение – хаотическая двигательная расторможенность, действия по первому побуждению, общий фон настроения характеризуется выраженной эйфорией, со склонностью к дурашливости, но в то же время кратковременным агрессивным вспышкам, эмоции примитивны и поверхностны, реакции на замечание отсутствуют, отмечается грубая не критичность, расторможенность влечений (прожорливость, повышенная сексуальность). Из-за отсутствия болевых задержек, недостаточного понимания ситуации, большой эмоциональной заражаемости эти дети не принимаются в коллективе сверстников.

Сухорева выделила 4 типа органической Д:

1) Характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

2) На передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая истощаемость.

3) Более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности, вялость, апатия, резкое снижение активности мышления.

Полевое поведение, т.е. нарушение критики, целенаправленности мышления, с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью.

37. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с нарушением слуха.
Аномалии развития в связи с нарушениями зрения и слуха.
Этиология дефектов слуха и зрения, может быть связана как с экзогенными так и эндогенными факторами. В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности (первые 3 мес.) (краснуха, корь, грипп, врожденный сифилис, токсоплазмоз и т.д.) Среди постнатальных факторов особенно выделяются заболевания (корь, паротит, менингиты, менинго-энцефалиты, отиты) наследственно – 50% глухоты и тугоухости.
Структура дефекта.

Глухой (слабослыщащий)

1. Первичный дефект – выключение или грубая недостаточность слухового восприятия

2. Вторичный – нарушение речевого развития

3. Третичный – специфика мышления

Учитывает критерии времени и степени поражений. Среди детей с недостатками слуха выделяют:

1. Глухие

a. Раноогохшие

b. Позднооглохшие

2. Слабослышашие

a. С относительно сохранной речью

b. С глубоким недоразвитием речи

38. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушении у детей с нарушениями зрения.
Аномалии развития в связи с нарушениями зрения и слуха.
Этиология дефектов слуха и зрения, может быть связана как с экзогенными так и эндогенными факторами.
Для поражения зрения имеют значения следующие экзогенные воздействия на плод в период беременности:

· Туберкулез

· Токсоплазмоз

· Сифилис

· Вирусные заболевания

· Болезни обмена веществ

· Интоксикации беременной алкоголем, гормональными и др. лекарственными препаратами.

· Нередкая причина патология родов

· Недоношенность

Структура дефекта:

Слепой (слабовидящий)

1. Первичный дефект – выключение или грубая недостаточность зрительного восприятия

2. Вторичный дефект – недоразвитие пространственной ориентации, недоразвитие психомоторики

3. Третичный дефект – специфика познавательной сферы, своеобразие личности.

Среди детей с нарушением зрения выделяют:

1. Тотально слепых

2. Частично видящий

3. Слабовидящих

 

39. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с недостаточностью двигательной сферы. Слух и речь =)))
Этиология.

Родовые травмы является основной причиной ДЦП, ранние постнатальные поражения ЦНС. Особенности клинико-патофизиологической структуры нарушений моторной сферы обусловлены недостаточностью разных отделов нервной системы. При недостаточности подкоркового уровня организация движений, наблюдается нарушение тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражениях коры страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.

Структура дефекта.

1. Первичный дефект – ограничение двигательных возможностей, своеобразие моторного развития

2. Специфика зрительного посприятия

Вторичные – нарушение пространственных представлений, нарушение речи.

3. Третичный – своеобразие (аутизация, эмоциональная депривауция)

Специфика познавательной сферы и специфика общения.

 

40. Формы ДЦП согласно классификации К.А.Семеновой.
Классификация К.А.Семеновой форм ДЦП:

1 форма – спастическая диплегия (болезнь Литтля) – тетрапарез при котором руки страдают меньше чем ноги. Такие дети часто могут обслужить себя, научиться читать, писать, овладевают рядом трудовых навыков. Интеллект – 50% норма, 25% - ЗПР 25% - умственная отсталость.

2 форма – двойная гемиплегия – характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной регидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллект: как правило умственная отсталость, 50% - глубокая, 25% - тяжелая умеренная, 25% - легкая.

3 форма – гиперкинетическая форма – при которой есть гиперкинезы, сочетающиеся с парезами и параличами. Интеллект: 50% - норма, 25% - задержка, 25% - легкая, дебильность.

4 форма – атонически-астеническая – характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3-5 годам такие дети овладевают возможностью произвольных движений. Интеллект: 50% - умственная отсталость, 25% - задержка, 25% - норма.

5 форма – гемипаретическая – парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечность. Интеллект: 35% - олиго, 35% - задержка, 30% - норма.

 

41. Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, четыре группы детей с аутизмом.
РДА – это неравномерное развитие психики, с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации. 4/5 – 10000 детей, 3,4 раза больше мальчики, чем девочек.

Проявление РДА можно наблюдать у ребенка в возрасте уже 1 года:

1) Поздно возникает комплекс оживления, при этом ребенок фиксирует взгляд на предметах, а не на лицах.

2) Бывает негативная реакция на позу при кормлении.

3) Моторное развитие своеобразно. Ребенок на руках у матери избыточно напряжен, запаздывают навыки ходьбы, отмечается нарушение походки и координации (подпрыгивают, ходят на носочках).

Причины:

· Наследственная отягощённость.

· Реакция на подавление ребенка со стороны матери.

· Следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон мозга.

Структура дефекта:

Первичный дефект – энергетическая недостаточность, нарушение инстинктивно-аффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений.

Вторичный дефект – аутистические установки.

Третичный дефект – социальная дезадаптация.

 

42. Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления.
РДА – это неравномерное развитие психики, с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации. 4/5 – 10000 детей, 3,4 раза больше мальчики, чем девочек.

Проявление РДА можно наблюдать у ребенка в возрасте уже 1 года:

4) Поздно возникает комплекс оживления, при этом ребенок фиксирует взгляд на предметах, а не на лицах.

5) Бывает негативная реакция на позу при кормлении.

6) Моторное развитие своеобразно. Ребенок на руках у матери избыточно напряжен, запаздывают навыки ходьбы, отмечается нарушение походки и координации (подпрыгивают, ходят на носочках).

Яркие внешние проявления РДА:

1) Аутизм как таковой, т.е. предельное экстремальное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации, социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействие взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей. Это проявляется даже в отношении близких.

2) Стереотипность в поведении связана с напряженным стремлением сохранять постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, в порядке жизни. Наблюдается поглощённость однообразными действиями, пристрастие к однообразному манипулированию одним и тем же предмета, захваченность одной и той же темой разговора, рисование и т.д.

3) Характерна задержка и нарушение речевого развития, чаще всего коммуникативной функции. В 1/3 случаев проявляется в виде мутизма – отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при сохранении возможности произнесения слов и фраз (избирательное молчание). Ребенок может иметь формально хорошо развитую речь, однако она будет носить характер попугайности/штампованности. Такой ребенок не задает вопросы, не отвечает на обращенную речь, может читать стихи, но при этом не использует речь в быту. Характерны эхололии (стереотипные бессмысленные повторения услышанных слов, фраз). Длительно отстает правильное использование личных местоимений. Обозначает свои нужды безличными приказами. Часто необычные темп, ритм, мелодика речи.

4) Раннее проявление указанных расстройств до 2,5 лет. Наибольшая выраженность поведенческих расстройств наблюдается в возрасте 3,5-6 лет.

 

43. Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению.
Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Большое значение в этом отношении имеют дефекты воспитания. Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии – это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

44. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы.
патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация [2].

Классификации Дисгармоничного развития Сухарева Т.Е.

- конституциональные психопатии;

- органические психопатии;

- смешанные.

Конституциональные психопатии – наследственные, к ним относятся: психопатическое развитие по шизоидному, эпилептоидному, психоастеническому и истероидному типу.

Органические психопатии – при раннем поражении нервной системы во внутиутробном развитии, при родах.

Т.Е. Сухарева выделяет 2 группы:

- возбудимую;

- безтормозную.

Динамика формирования психопатических синдромов происходит в 3 этапа:

1. Появление отдельных патологических реакций у ребенка, носящих неустойчивый характер.

2. Более длительные патологические состояния: высокая аффективность, склонность к бродяжничеству.

3. Формирование психопатии как стойкой девиации поведения (клептомания, сексуальные патологии)

 

45. Понятия «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения». См табл

Множественные фи­зические и (или) пси­хические нарушения - два и более физических и (или)психических нарушений, под­твержденных в порядке, установленном законодательством

Тяжелые физиче­ские и (или) психи­ческие нарушения - физические и (или)психические нарушения, подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничива­ются получением основ знаний об окружающем мире, приоб­ретением навыков самообслуживания, получения элементар­ных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки

 

46. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Типичные признаки, характеризующие семью, воспитывающую ребенка-инвалида (по Л.М.Шипициной).

 

47. Схемы поведения родителей по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития (по В.С.Соммерсу). Отношение родителей к ребенку с нарушениями ____ в развитии (по В.С.Соммерсу)
Отношение Реакция на дефект Схема поведения
     
Принятие ребенка и его дефекта Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку
Реакция отрицания Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает эмоциональное воздейст­вие на них Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются всё сделать для ребенка и за него; поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, неса­мостоятельность, психическая и социальная незрелость

 

Скрытое отречение, отвержение ребенка Дефект считается позором Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители педантично стараются быть хорошей матерью и отцом
Открытое отречение, отвержение ребенка Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему Для обоснования враждебных чувств и преодоления чувства вины за них родитель использует психологическую защиту. Общество, врач или учителя оказываются виноватыми во всех бедах. Родитель чу­жой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение

 

48. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка-инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: