Тема. Школьные экскурсии при обучении разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Методика организации и проведения экскурсий в природу.




Лекция № 16

 

Биология как предмет призвана вооружить учащихся система­тизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомле­ния учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса - экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А. Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, Н.М. Верзилиным, Н.А. Рыковым, В.М. Корсунской, Ю.И. Полянским, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др.

Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н.М. Верзилиным и В.М.Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 5 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, ис­пользует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимают объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.

Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.

В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений.

На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, об­щебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 5 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными.

При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

Экскурсии в программе 5 и 6 классов

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества. Жизнь растений в весенний период года.

Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников.

Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.

Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет учителю составить план проведения экскурсии.

Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.

Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:

1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2. Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут — это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

3. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора при родного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 — 7 мин).

5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10—15 мин).

7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).

8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.

9. Общее заключение по экскурсии (в природе).

10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.

Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская в учебнике по методике обучения биологии для студентов педвузов схематически изобразили структуру экскурсии по ботанике (рис. 1).

Экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.

Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников.

Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления.

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прико­пать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.

Рис. 1. Структура ботанической экскурсии

 

По проведению экскурсий Б.Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как «Десять заповедей экскурсионного дела».

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными воп­росами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом.

Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Экскурсии имеют огромное значение и для самого учителя. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биоло­гического образования.

Экскурсии по ботанике

В процессе преподавания биологии испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса ботаники следовало бы на экскурсии показать учащимся изучаемые растения и явления в природе, но приходится ограничиваться 2 - 3 экскурсиями в год.

В V классе возможны такие экскурсии. Осенью экскурсию по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями» проводят в лес, на луг. На этой экскурсии учащиеся знакомятся с важнейшими формами и органами нескольких типичных растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращают на цветущие растения (собирают растения с различными цветками, соцветиями, плодами). Проводят наблюдения за способами распространения плодов и семян, за сезонными признаками наступающей осени.

Желательна экскурсия «Растения и почва» по теме «Корень», которая включает следующие элементы:

ü знакомство со строением двух-трех разных видов почв и типичными растениями, произрастающими на них (лес, болото, сухая возвышенность);

ü лесная подстилка из опавших листьев как удобрение;

ü строение корневой системы ели или сосны;

ü обработанные поля колхоза;

ü всходы озими;

ü сбор растений с различными корнями.

Возможна зимняя экскурсия «Растения зимой» по теме «Стебель». Учащиеся могут познакомиться с различными деревьями, их стволами, ветвлением, ветками, почкорасположением, корой, возрастом сосенок и спиленных деревьев по пням. Под снегом можно найти растения с корневищами, с почками, подготовившимися к цветению. В городах такие экскурсии можно проводить на бульвар, в сквер, парк.

Весной возможна экскурсия «Условия выращивания растений в парниках и теплицах» по теме «Растение — целостный организм». Содержание экскурсии может быть следующим:

ü устройство парников; тепловой, световой и воздушный режимы;

ü влажность воздуха и почвы;

ü посев, пикировка, пересадка;

ü приемы выгонки цветков в теплицах;

ü черенкование и прививки;

ü уход за растениями;

ü растения субтропиков и тропиков, растущие в оранжереях ботанического сада или цветоводства.

Обязательной следует считать экскурсию на тему «Жизнь растений весной» (повторение курса ботаники V класса). На этой экскурсии рассматриваются такие объекты и явления:

ü всходы, почки, побеги, формы листьев;

ü видоизмененные побеги (луковицы, корневища);

ü вегетативное размножение;

ü цветение;

ü двудольные и однодольные растения;

ü насекомоопыляемые и ветроопыляемые цветки;

ü развитие растений, цветущих весной;

ü признаки весны.

Дополнительной может быть экскурсия (или урок на школьном участке) «Цветущий сад». Содержание экскурсии возможно такое:

ü цветение яблонь;

ü плодовые и ростовые побеги;

ü опыление природное и искусственное;

ü сравнение цветков и соцветий различных пород деревьев (подготовка к изучению осенью семейства розоцветных);

ü уход за деревьями и работы в саду.

В VI классе экскурсия по теме «Многообразие растительного мира» является вступительной к изучению цветковых и споровых растений. На ней учащимся даются более углубленные задания для самостоятельных наблюдений и сборов.

Наблюдения и выводы учащихся на этой экскурсии будут более осмысленными, так как они уже основываются на навыках, приобретенных на предыдущих экскурсиях, и знаниях, полученных при изучении ботаники.

По теме «Цветковые растения и их классификация» учителя, имеющие в своем распоряжении школьные участки, проводят на них почти все уроки или, по крайней мере, по одному уроку о каждом изучаемом семействе.

Возможна экскурсия «Растения в окружающей природе». На ней особое внимание обращается на биологические особенности растений, изучаемых по теме «Цветковые растения», их распространенность, приспособленность к среде. Кроме того, учащиеся знакомятся с одним или двумя примерами видов одного рода и с несколькими родами, входящими в изучаемое семейство. Проводят сравнения. Определяют типичные признаки.

С экскурсии или с уроков на пришкольном участке приносят материал для морфологического описания, определения в классе, гербаризации и наклейки дома (с монтировкой частей цветков) в гербарную тетрадь.

Не менее важна экскурсия по текущей теме «Основные группы растений», однако в силу времени в большей части РФ приходится ее перенести на весну.

Весенняя экскурсия «Жизнь растений в лесу» включает многообразный материал по всему курсу ботаники. На экскурсии учащиеся знакомятся с цветковыми и споровыми растениями и их местообитанием. Выявляются биологические особенности леса, условия жизни растений в лесу и роль леса в природе и хозяйстве человека. Лес определяется как биоценоз, в котором взаимосвязаны типичные растения и животные, в частности, дождевые черви и насекомые. На экскурсии обращается внимание на приспособленность к среде водорослей, грибов, лишайников, мхов, папоротникообразных и цветковых. Учащиеся могут самостоятельно собрать коллекции растений с разных субстратов и провести при этом наблюдение над их распространенностью, изменчивостью форм и связью со средой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: