Формы организации учебной деятельности




Информационно-техническое обеспечение (ИТО) образовательного процесса: понятие, сущность, виды.

1.1 Понятие ИТО образовательного процесса

Информационно-техническое обеспечение учебного процесса является структурным подразделением, которое осуществляет информационно-техническую деятельность, обеспечивает внедрение новых информационных, мультимедийных технологий, современных технических средств в образовательный процесс.

 

Сущность информационно-технологического обеспечения образовательного процесса

Общество и образование неотделимы, об этом убедительно свидетельствует то, что любые глобальные перемены, с которыми сталкиваются общество и цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Успехи развития нашего государства в XXI веке, его возможности выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современных образовательной и информационной сфер общества. Учитывая это, можно утверждать, что стратегические цели, пути и этапы информатизации образования совпадают с общими направлениями информатизации общества в целом. Поскольку система образования как социальный институт общества выполняет социальный заказ, то она выступает как объект социального управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки ее деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под информатизацией образования в широком смысле понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком – внедрение в учреждениях системы образования информационно-технических средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах

Виды ИТО образовательного процесса

Создание информационно-технического обеспечения заключается в перспективном развитии компьютерного обеспечения и использования информационных технологий в образовательном процессе, в методической работе, в системе управления на основе современных средств приема и передачи информации, т.е. в создании единой автоматизированной информационной среды

К видам ИТО относятся:

1)Презентации

2)Видео

3)Документально/научные фильмы

4)Аудиофайлы

5)Интерактивные доски

6)Картинки/фотографии/чертежи/графики

Методы и формы обучения будущих сварщиков, реализуемые в условиях Среднего профессионального образования (СПО)

Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д.Старикова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.

Методы обучения

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации как дидактического инструментария.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа).

Методы обучения можно классифицировать по различным основаниям.

По источнику передачи знаний выделяют следующие методы:

· словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование);

· наглядные: иллюстрация (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрация (опытов, телепередач, видео; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);

· практические: упражнение (устное, письменное, графическое, воспроизводящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самосамостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:

· объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) метод — учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

· репродуктивный метод — ученик выполняет действия по образцу учителя;

· метод проблемного изложения — учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;

· частично-поисковый (или эвристический) метод — учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;

· исследовательский метод — ученики осуществляют творческую поисковую деятельность по решению новых для них проблем.

Ю.К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности.

М.И. Махмутов предложил систему методов обучения на основе сочетания внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося: система методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

В.А. Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:

· коммуникативный метод, цель — усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;

· познавательный метод, цель — восприятие, осмысление и запоминание нового материала;

· преобразовательный метод, цель — усвоение и творческое применение умений и навыков;

· систематизирующий метод, цель — обобщение и систематизация знаний;

контрольный метод, цель — выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция.

 

При выборе методов обучения следует руководствоваться следующими критериями:

соответствие целям и задачам обучения и развития;

соответствие содержанию изучаемого материала;

соответствие реальным возможностям учащихся и педагога;

соответствие условиям и времени, отведенному для обучения.

 

Средства обучения

Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

В табл. 4 приведена классификация средств обучения.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:

· по составу объектов средства обучения бывают материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

· по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

· по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

· по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

· по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

· по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

· по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

· по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

 

Идеальные средства обученияМатериальные средства обучения1-й уровень — урокЯзыковые системы знаков (устная и письменная речь). Средства наглядности (схемы, фото и др.).Учебные компьютерные программы.Организующе-координирующая деятельность учителя.Уровень квалификации учителя.Уровень внутренней культурыучителя.Формы организации учебной деятельности на уроке.Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий. Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов. Текстовой материал. Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели). Технические средства обучения. Лабораторное оборудование2-й уровень — предметСистема условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и др.).Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и др.). Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету)Учебники и учебные пособия. Дидактические материалы. Методические разработки (рекомендации) по предмету. Первоисточники3-й уровень — процесс обучения в целомСистема обучения. Методы обучения. Система общешкольных требованийКабинеты для обучения.Библиотеки.Столовые, буфеты.Медицинские кабинеты.Помещения для администрациии педагогов.Раздевалки.Рекреации

 

Группировка средств обучения

Основания для выделенияСоставляющиеМатериальные объектыУчебное оборудование, инструменты, приборы, учебно-производственное оборудование, демонстрационное оборудование ТСО.Знаковые системыУчебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради.Логические регулятивы деятельностиТеоретический уровень: принципы, правила, методы, методика обучения. Эмпирический уровень: действия, операции, приемы обучающей деятельности.

Средства обучения также можно объединить по таким основаниям, как материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы деятельности

Формы организации учебной деятельности

В окружающем нас мире форма и содержание находятся в неразрывном единстве. Они составляют суть, единое целое мира материальных сущностей, процессов и их результатов. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. С.И. Ожегов определяет форму как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкцию чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

Форма обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависят от умелого использования разнообразных форм его организации.

Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

На заре человечества опыт и знания передавались детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. При этом трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи знаний и умений от поколения к поколению. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал усвоенную премудрость своему преемнику. В ходе исторического процесса видоизменялись формы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения.

С развитием осознанной потребности в образовании система индивидуального обучения постепенно трансформировалась в индивидуально-групповую.

Классно-урочная система зародилась в братских школах Украины и Белоруссии в XVI — начале XVII в. Первое серьезное научное рассмотрение форм обучения находим у Я.А. Коменского, в его труде «Великая дидактика» (1633—1638). Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке, классно-урочной системе в отечественной педагогике осуществил К.Д. Ушинский. Классно-урочная система выдержала испытание сроком в 400 лет и является основной формой организации обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег.

Изучением организационных форм обучения активно занимались дидакты советского периода И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев, М.И. Махмутов, А.В. Усова, В. Оконь и др.

Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, формы со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.

Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен.

Коллективно-групповые занятия: урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра, практикум, факультативное занятие, консультация.

Индивидуально-коллективные занятия: погружение, творческая неделя, научная неделя, проект.

Классификация форм организации обучения проводится по различным основаниям: по целям, содержанию, методам, средствам обучения, характеру взаимодействия преподавателя (учителя) и обучаемых.

В настоящее время в учебном процессе средней школы применяются разнообразные формы организации учебных занятий, которые по основной дидактической цели делятся на четыре следующих вида:

· теоретическое обучение — лекции, семинары, конференции;

· смешанное обучение — уроки и экскурсии;

· практическое обучение;

· трудовое обучение.

Каждая форма выполняет свои специфические функции, не присущие другим формам учебных занятий.

Исторически сложившиеся системы обучения — система индивидуального обучения, классно-урочная, лекционно-семинарская.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: