Лекционно-семинарская система обучения




Модификацией классно-урочной системы является лекционно-семинарская система обучения.

Лекционно-семинарская система — это коллективно-групповая форма обучения, концентрированным выражением которой являются лекции и семинары. Используется, как правило, в практике профессиональной подготовки, т.е. у обучающихся имеется опыт учебно-познавательной деятельности. Однако достоинства этой системы могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (например, в школах с углубленным изучением предметов).

Лекция — это наиболее экономичная по времени форма передачи учебной информации. Основная цель лекции — формирование знаний по предмету. Лекция учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.

В вузе с традиционной системой обучения лекция как основная форма занятий должна выполнять следующие дидактические функции: постановка и обоснование задач обучения, сообщение и усвоение новых знаний, привитие интеллектуальных умений и навыков, мотивирование студентов к дальнейшей учебной деятельности, интегрирование преподаваемой дисциплины с другими предметами, а также выработка интереса к теоретическому анализу. Ее недостаток — слабая обратная связь. В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить такие основные разновидности лекций, как вводная, мотивационная, подготовительная, обзорная, интегрирующая, установочная.

Вводная лекция предполагает первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки, проводится в начале изучения курса или раздела.

Мотивационная лекция возбуждает интерес у студентов, создает стимул для всей дальнейшей деятельности.

Подготовительная лекция предполагает подготовку студентов к более сложным мыслительным процессам, закладывает основы использования остальных методов и средств.

Обзорная лекция — завершение изучения определенного объема учебного материала с целью его обобщения, систематизации.

Интегрирующая лекция — представление науки в системе и развитии как логического целого; выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания.

Установочная лекция ориентирует студентов на источники информации, дает указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделяет наиболее важные и трудные части материала.

Дидактическими элементами лекций выступают: 1) методика изложения лекционного материала; 2) совокупность предварительных знаний студентов; 3) содержание и структура лекционного материала; 4) контроль и оценка знаний (обратная связь); 5) учебная литература и ТСО.

Наравне с традиционной используются и различные формы активной лекции, позволяющие значительно повысить творческий поведенческий потенциал аудитории. К нетрадиционным лекциям относятся:

проблемная лекция: предполагает рассмотрение объективных противоречий развития научного знания и способов разрешения этих противоречий;

лекция-визуализация: основное содержание представлено в образной форме. Визуализация рассматривается здесь как средство активизации мышления и способ обучения перекодированию информации с помощью знаковых систем (например, метод В.Ф. Шаталова);

лекция вдвоем (бинарная лекция), представляющая собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с аудиторией;

лекция-прессконференция, содержание которой оформляется по вопросам аудитории с привлечением нескольких преподавателей;

лекция-консультация, близкая по типу предыдущей. Отличие: приглашенный слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет;

активизировать внимание слушателей и использовать профессионализм лектора;

лекция-диалог, содержание которой подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программируемая лекция-консультация;

лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой атаки», метод конкретных ситуаций и т.д.): слушатели сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.

Принцип проблемности как основа современной нетрадиционной лекции позволяет творчески подходить к его реализации, что делает его источником новых форм и методов.

Лекции подразделяются и по другим основаниям:

по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие лекции;

по содержанию: академические и научно-популярные лекции;

по воздействию: лекции на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает три части: вводную, основную и заключительную.

В вводной части лекции формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, объясняется теоретическая и практическая значимость темы.

В основной части лекции раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития.

В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы. Даются ответы на вопросы.

Суть процесса обучения при использовании лекции заключается в том, что учебный материал подается педагогом для восприятия преимущественно через слуховой канал: ухо — мозг. Приблизительно 80 — 90% людей получают информацию в основном через зрительный анализатор: глаз — мозг. Кроме того, пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше слухового канала. Для лектора не представляется возможным учитывать восприятие каждого обучаемого (у всех оно сугубо индивидуально). На лекции в большинстве случаев отсутствует обратная связь, на основе которой преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала отдельным студентом в данный момент времени.

Семинары предполагают самостоятельную предварительную работу по изучению заранее известных вопросов и обсуждение их учащимися (студентами) на занятии под руководством педагога с целью углубления, расширения и систематизации знаний, выработки познавательных умений, формирования опыта творческой мыслительной деятельности.

Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, основная и дополнительная литература. Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее.

Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.

Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы, быть четкими, краткими, понятными обучающимся. Их можно формулировать как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4 — 6 вопросов.

В зависимости от способа и характера проведения выделяют несколько видов семинаров: вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые; индивидуальные и групповые; семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», «семинары—деловые игры», семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-диспут и др.

Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя. Предполагается подготовка к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, которые обсуждаются, дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание, обсуждение (семинар -заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения участников. Его отличия от внеучебных диспутов в том, что остается постоянным состав группы (класса), диспутом всегда руководит преподаватель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке (занятии). Семинар-диспут имеет и особые цели — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умений вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Педагогическое руководство преподавателя сводится к тому, что он помогает обучающимся подготовить план выступления, найти необходимую литературу для обоснования выводов и утверждений, консультирует по возникающим вопросам.

На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает подготовленные студентами рефераты, их активность в дискуссиях, умение формулировать свои позиции, что учитывается как составляющие рейтинговой оценки студентов по данному предмету.

По дидактическим целям семинары делятся на занятия по введению в тему, планированию ее изучения, исследованию фундаментальных образовательных объектов, представлению и защите образовательных результатов, углублению,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: