Лабораторно-практические и другие формы обучения




Лабораторно-практические занятия — это организованная педагогом практическая деятельность учащихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории.

Лабораторно-практическое занятие включает в себя три последовательных этапа: вводную часть (во время которой преподаватель формулирует цель работы, дает задания, инструктирует о ходе работы); самостоятельную работу (в которую входит выполнение заданий, составление отчета о проделанной работе); заключительную часть (которую составляют анализ ошибок, подведение итогов и оценивание результатов работы).

Лабораторно-практические занятия — формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные, практические работы.

Лабораторно-практические занятия делятся на виды: фронтальные лабораторные работы (посвящаются конкретной теме, деятельность учащихся поэтапно планируется педагогом) и практикумы (имеют повторительно-обобщающий характер, используются по окончании изучения раздела, предполагают значительную самостоятельность учащихся во время работы).

Основные дидактические цели таких занятий — экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опытов, формирование практических умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами. Применяются эти занятия также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы. Лабораторные занятия служат для целей установления связи теории с практикой.

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Соприкосновение теории и опыта активизирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует детальному и прочному усвоению учебной информации, развивает определенным образом мышление, придавая ему соответствующий характер. Кроме курсового и дипломного проектирования, ни одна из форм учебной работы не требует от студента такого проявления инициативы, как работа в лабораториях.

Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами. Учебная конференция редко практикуется в школах. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведения наблюдений, обобщения материалов экскурсий, постановки опытов, изучения литературных источников и т.п.).

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.

Главное в конференции — свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка к семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров.

Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности.

Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил обучающегося в условиях экстремальной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств студентов (школьников).

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет — форма обучения, близкая по предназначению к экзамену. Зачет можно рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

На занятиях для удовлетворения познавательного интереса отдельных учащихся и более глубокого изучения ими определенных предметов решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Консультация — форма учебного занятия, в процессе которого студент получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или пояснения по соответствующим теоретическим положениям или аспектам их практического применения.

Консультация может быть индивидуальной или групповой в зависимости от учебной ситуации: индивидуальное занятие, выполняемое студентом, может потребовать индивидуальной консультации, теоретические вопросы по учебному предмету — соответственно групповой консультации.

Различают следующие виды консультаций: вводные или предварительные (предваряют изучение учебного материала), текущие (проводятся с целью коррекции усвоения учебного материала), заключительные (применяются по окончании изучения темы, раздела). Заключительные консультации могут быть обзорными, а текущие — тематическими.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов на основе обязательных школьных курсов. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки.

По образовательным задачам выделяются факультативы по углубленному изучению базовых учебных предметов, по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности, межпредметные факультативы.

Направленность факультативов может быть теоретическая, практическая или комбинированная.

Организация деятельности учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях отличается активностью и интенсивностью. Это требует учета при планировании занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: