ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО И СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДОВ В НАУЧНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ




Лекция № 8

 

Тема :

Вопросы лекции:

1. Формирование и развитие системного подхода в менеджменте. (Новая школа науки управления).

2. Формирование и развитие ситуационный подход в менеджменте.

 

 


Вопрос 1. Формирование и развитие системного подхода в менеджменте. (Новая школа науки управления).

Очередным направлением западной управленческой мысли была гак называемая новая школа науки управления, выросшая на достижениях в области:

· электронно-вычислительной техники,

· экономико-математических методов,

· имитационного моделирования.

Идейно-содержательный задел был сделан, как и в предыдущих случаях истории управленческой мысли, предшественниками (в частности, Саймоном и его коллегами), но поворот новая школа сделала назад в сторону повышения рациональности (вместо удовлетворительности, по Саймону) управленческих решений, но уже на новом качественном уровне.

Если в рамках школы социальных систем, в силу определения, использовался и совершенствовался системный подход силами философов, социологов, экономистов, практиков и теоретиков управления, то и в новой школе системный подход оставался стержневым, но мозговым штабом выступали специалисты в области кибернетики, исследования операций, системотехники, математики, программисты.

Поскольку превалирующими в новой школе были методы и технические средства исследований, а не научные концепции, есть у школы не только достижения, но и достаточно серьезные методологические ограничения. Однако нельзя не отметить и тот факт, что новые средства исследований позволили не только повысить методическую культуру и научную строгость исследований в области управления социальными объектами, но и существенно расширить их проблематику. Сам подход новой школы к изучению проблем управления является скорее нормативным в отличие от большинства предыдущих дескриптивных научных направлений, за исключением, пожалуй, только Тейлора. А поскольку методы исследований являются достаточно редким признаком классифи­кации научных исследований, то объединение ученых в одну школу на этом этапе развития управленческой мысли представляется достаточно условным.

С появлением ЭВМ мода на использование этого мощного инструмента отразилась и на представителях предыдущих школ менеджмента, которые так или иначе стали использовать новый инструментарий, оставаясь приверженцами своих научных оснований.

Что касается теоретиков новой школы, то их объединяет прежде всего желание повысить строгость измерений в управленческих экспериментах на базе новых методов научного анализа и синтеза, зарекомендовавших себя в других сферах научного исследования:

1)в области кибернетики,

2)оптимального управления,

3)исследования операций,

4)математического моделирования,

5)программирования, системотехники.

Развитие кибернетики - как науки о законах управления в сложных динамичных системах - привело к разработке фундаментальных принципов и методов переработки информации, получавших материальное воплощение в автоматизации функций управления производством.

Создание ЭВМ способствовало появлению принципиально новых представлений об организации и управлении производством и создало материальные условия для обеспечения надежности управления сложными системами и внедрения в этот процесс автоматических устройств.

Системный подход и системный анализ - это основные парадигмы новой школы, хотя термины и идеи были давно известны.

Идея системности в исследованиях проблем управления сильно укрепила свои позиции:

· во-первых, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию операций,

· во-вторых, вследствие развития общей теории систем, теории автоматического управления и кибернетики, создавших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач.

Системный подход завоевал умы всех теоретиков и практиков управления при обосновании управленческих решений в самых разных областях, в том числе в государственном и общественном управлении, в управлении предприятиями производственной и непроизводственной сфер.

Стало общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными комплексами разнородной, но взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие системы компоненты и последовательно сочетать их друг с другом.

Системный подход к исследованию организаций исходит из того, что любая организация есть система, каждый элемент которой имеет свои определенные и ограниченные цели, В соответствии с этим задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель в решении относящихся к сфере его компетенции вопросов станет подходить с точки зрения системного анализа.

Главная задача системного подхода состоит в оптимальном повышении эффективности работы организации в целом, что не обязательно означает оптимизацию деятельности всех без исключения ее элементов.

Сущность системного подхода сводится к следующему:

· формулирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением и, в частности, с принятием решений;

· получение максимального эффекта, т. е. достижение поставленных целей при минимальных затратах, путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего выбора;

· количественная оценка (квантификация) целей, методов и средств их достижения, основанная не на частных критериях, а на широкой и всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Наиболее широкая трактовка методологии системного подхода принадлежит знаменитому биологу, профессору Л. фон Берталанфи, выдвинувшему еще в 1937 г. идею общей теории систем. Л. фон Берталанфи родился в 1901 г. недалеко от Вены. В 1926 г. он получил степень доктора философии в Венском университете, где проработал до 1948 г., занимая должности вначале доцента (1934), а затем профессора.

Впоследствии Берталанфи продолжил научную карьеру в Северной Америке, сначала в качестве профессора и руководителя кафедры биологических исследований в университете Оттавы (Канада), затем руководителя центра биологических исследований в больнице «Гора Синай» и приглашенного профессора в университете Южной Калифорнии, профессора теоретической биологии и научного сотрудника Центра передовых исследований в теоретической психологии в Университете Алберты (Эдмонтон, Канада).

Наконец, с 1969 г. - на должности профессора в университете штата Нью-Йорк в городе Буффало. С 1950-х годов и до своей смерти (1972) Л. Берталанфи занимался применением теории открытых систем и общей теории систем к общественным наукам.

Предмет общей теории систем Берталанфи определял как «формулирование и вывод тех принципов, которые действительны для систем вообще... Следствием наличия общих свойств систем является проявление структурных подобий, или изоморфизмов в различных областях... Это соответствие вызвано тем обстоятельством, что данные единства можно в некоторых отношениях рассматривать как системы, т. е. комплексы элементов, находящихся во взаимодействии... Фактически аналогичные концепции, модели и законы часто обнаруживались в весьма далеких друг от друга областях, независимо и на основании совершенно различных фактов».

Отметим, что Берталанфи рассматривал кибернетику как частный случай общей теории систем. «Кибернетика, как теория управляющих механизмов в технике и природе, основанная на концепциях информации и обратной связи, - пишет он, - представляет собой лишь часть общей теории систем; кибернетические системы - всего лишь особый, хотя и важный, случай систем, обладающих саморегулированием». Берталанфи развивал идеи так называемой организмической революции, подчеркивая, что главное в ней - это понятие о системе и основной мировоззренческий подход - это восприятие мира как организации.

«Системный подход, - писал Берталанфи, - не ограничивается материальными единствами в физике, биологии и других естественных науках, он применим также к единствам, являющимся частично нематериальными и весьма гетерогенными. Системный анализ, например, делового предприятия включает людей, машины, здания, приток сырья, выход продукции, денежные ценности, добрую волю и прочие элементы, не поддающиеся взвешиванию; он может дать окончательный ответ и практический совет».

В рамках системного подхода стал разрабатываться исследовательский инструментарий системного анализа. В начале активных системных исследований была сделана попытка развести основные термины.

Одни ученые считали, что методология системного анализа непременно опирается на математический аппарат и представляет свои выводы в основном в формализованном виде, в то время как системный подход базируется на более широких, необязательно математических, категориях. Иными словами, по мнению этих авторов, системный подход является общей методологией, а системный анализ - прикладной, максимально квалифициро­ванной методикой исследования.

Другие ученые придерживались противоположного мнения. Нельзя также не отметить, что некоторые специалисты, занимающиеся системным анализом, называли свои исследования «операционным анализом», «анализом "стоимость-полезность"», «анализом "затраты-эффект"» и т. п., придерживаясь той или иной терминологии в значительной степени в зависимости от того, пришли они к системным исследованиям от общей теории систем, операционных исследований или эконометрики.

Некоторое время системный анализ идентифицировали с мозговыми трестами или крупными исследовательскими организациями - такими, как RAND, System Development Corporation, центр перспективных исследований TEMPO компании General Electric.

В работе Б. Рудвика «Системный анализ для эффективного планирования: принципы и примеры» была сделана попытка определить различия подходов к понятию «системный анализ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: